Дополнительные образовательные услуги

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439)

В соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила оказания платных образовательных услуг.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 3016);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 181 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1281);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 815 «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 156);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 682 «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 38, ст. 4317).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 августа 2013 г. N 706

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок оказания платных образовательных услуг.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах:

«заказчик» — физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора;

«исполнитель» — организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (к организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность);

«недостаток платных образовательных услуг» — несоответствие платных образовательных услуг или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы);

«обучающийся» — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

«платные образовательные услуги» — осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (далее — договор);

«существенный недостаток платных образовательных услуг» — неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

5. Отказ заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг.

6. Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.

7. Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.

8. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

II. Информация о платных образовательных услугах, порядок заключения договоров

9. Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

10. Исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

11. Информация, предусмотренная пунктами 9 и 10 настоящих Правил, предоставляется исполнителем в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.

12. Договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя — юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя — индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

13. Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение (далее — поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

14. Примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, дополнительным общеобразовательным программам утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439)

Примерные формы договоров об образовании по образовательным программам высшего образования утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439)

Примерные формы договоров об образовании по дополнительным профессиональным программам утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439)

15. Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора.

III. Ответственность исполнителя и заказчика

16. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

17. При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

18. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

19. Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;

б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

20. Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

21. По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Кириллова Светлана, Вавилова Анна

Какие услуги она сможет оказывать?

Мы завершаем серию правовых публикаций, посвященных переходу школ в статус АУ. В номерах 18, 19, 20, 21 эксперты говорили о составлении плана финансово-хозяйственной деятельности, о перечнях имущества, о размере субсидии и других вопросах. Сегодня заместитель директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования НИУ-ВШЭ Анна ВАВИЛОВА рассказывает об оказании в школе платных услуг.

Спонсор публикации статьи: онлайн-фотошкола Fotoshkola.net предлагает пройти обучение фотографии на удобных для Вас условиях. Выгодные цены на обучение фотографии, возможность проходить курсы не покидая кресло дома или офиса, различные обучающие программы, которые подойдут как новичкам, так и опытным специалистам, и высокий профессионализм педагогов, позволят получить необходимые навыки и умения в полном объеме, с экономией денежных средств и личного времени. На сайте онлайн-фотошколы Fotoshkola.net, Вы сможете подать заявку на прохождение курсов, а так же найдете отзывы и работы других студентов.

1. КАКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АУ И БУ – ВНЕ ЗАКОНА?

При переходе на задание и субсидию некоторые ОУ вынуждены отказываться от части услуг, которые прежде оказывали населению. Почему это происходит?

– До перехода в статус АУ педагоги школы вели активную социальную деятельность: посещали на дому и в больницах детей с особыми нуждами, обучали их. Теперь, когда школа составляет план финансово-хозяйственной деятельности, вдруг выяснилось, что образовательное учреждение больше не имеет права проводить эту работу. Более того: учителям дали понять, что они не только не будут получать за свою деятельность вознаграждение, но даже любые «самовольные действия» в этом направлении будут чреваты неприятностями для школы. Кто прав и как поступить в этой ситуации?
– К сожалению, при переходе финансирования со сметы на субсидию такие ситуации не единичны. Напомню, что смета выделялась на само учреждение и на его уставные виды деятельности. Если деньги по смете пришли и учреждение потратило их на свои уставные цели – все хорошо. Смета не предъявляла высоких требований к формулированию видов деятельности учреждения. Но теперь мы переходим на финансирование по субсидии, и здесь принципиальный момент – на какие услуги пришли деньги.
Перечень услуг, оказываемых подведомственными учреждениями, составляется и затем используется при формировании задания и расчете субсидии на каждое отдельное учреждение. На услугу или работу, не вошедшую в перечень, выдать задание нельзя. В перечни обычно входят типичные для подведомственных учреждений услуги и работы. Нетипичные работы и услуги в перечень могут быть и не включены, следовательно, на них не может быть выдано задание.
Теперь посмотрим на ситуацию. За школой были закреплены дети, которые находятся на длительном лечении в учреждении здравоохранения. К этим детям выезжали учителя. До тех пор пока ОУ получало средства по смете, оно могло делать все в границах своей уставной деятельности – лишь бы хватало денег. Когда эту школу перевели на финансирование по заданию, у нее сразу возникли проблемы с так называемыми «нетипичными» услугами. Занятия с детьми, находящимися на длительном лечении, – это скорее всего нетипичная услуга: она не попадает в ведомственные перечни оказываемых учреждениями услуг. И не потому, что эта деятельность не важна для семьи, для школы и для общества в целом. Просто переход к перечням услуг – это определенная стандартизация. Возможно, при составлении ведомственного перечня никто не подумал о педагогах, обучающих находящихся на длительном лечении: ведь такими услугами пользуется незначительное (в масштабах страны) количество детей.
А если услуга не включена в ведомственный перечень – ее не будет и в задании, выдаваемом школе.
Приведу пример, который встречается гораздо чаще: учреждение много лет проводило общерайонные конференции. Прежде их организационное и кадровое обеспечение было заложено в смету. Однако школе пришло задание, в котором просто нет такого вида услуги – проведения конференций. Это значит: тратить деньги на эту деятельность – даже если она устраивала всех – уже нельзя. Задание пришло на образовательные программы, а средства субсидии можно потратить только на них.
– Но если «нетипичные» услуги невозможно включить в задание, значит, многие школы станут получать по субсидии значительно меньше средств, чем раньше?
– Совершенно не обязательно! Общая сумма финансирования при этом может и не уменьшиться. Это зависит от решения учредителя, а он зачастую стремится не сократить объем финансирования для учреждения. Но то, что АУ или БУ получит по субсидии не меньшую сумму, не решает проблемы. При финансировании по смете «нетипичные» услуги были «зашиты» в основную деятельность школы. Если в прошлом году ОУ получало по смете, скажем, 10 рублей, эти деньги тратились на все: на общее образование, на дополнительное образование, на болеющих детей и на многое другое. Теперь те же 10 рублей школа получит по субсидии. Но полученная сумма субсидии может быть потрачена только на общее образование. Прежде самого размера субсидии хватило бы образовательному учреждению на все. Однако оплатить за счет субсидии можно только те услуги, на которые она выдана. Значит, никаких педагогов и программ дополнительного образования, никаких посещений детей, находящихся на длительном лечении! Коротко говоря, деньги пришли те же, но спектр их трат сузился.
2. СУБСИДИЮ МОЖНО ПОТРА<p>Мы завершаем серию правовых публикаций, посвященных переходу
школ в статус АУ. В номерах 18, 19, 20, 21 эксперты говорили о
составлении плана финансово-хозяйственной деятельности, о перечнях
имущества, о размере субсидии и других вопросах. Сегодня заместитель
директора Центра правовых прикладных разработок Института развития
образования НИУ-ВШЭ Анна ВАВИЛОВА рассказывает об оказании в школе
платных услуг.</p>
ТИТЬ ТОЛЬКО НА ЗАДАНИЕ УЧРЕДИТЕЛЯ

И правовых способов расширить задание у образовательного учреждения нет.

– А если школа все-таки станет проводить мероприятия, не включенные в задание? Чем это ей грозит?
– Это будет считаться нецелевым расходованием субсидии, даже если речь идет о социально полезной деятельности. Субсидия должна быть потрачена на выполнение задания – это прописано в законодательстве. Тратить ее на что-нибудь иное – незаконно вне зависимости от того, на что мы ее тратим.
– Но если школа вела социально полезную, необходимую для общества деятельность, не включенную в задание, как ей доказать свою правоту? Как заставить учредителя внести необходимые услуги в перечни? Может ли ОУ для этого обратиться к закону?
– В данном случае нет правовых решений. Вопрос решается только политически. Задание формирует учредитель (в нашем случае – управление образования), и его невозможно правовым образом принудить что-то включить в задание. Школа может поставить вопрос в дискуссионном общественном режиме, указав на то, что в задание не вошли соответствующие услуги, которые раньше оказывались и теперь могут быть оказаны за счет соответствующего бюджета. Но в данном случае решение принимает учредитель. Учреждение здесь не решающий субъект. Школа может только разговаривать со своим учредителем. И этот принцип одинаков как для АУ, так и для БУ.
3. «НЕТИПИЧНУЮ» УСЛУГУ МОЖНО ОТСТОЯТЬ

Если школа докажет ее необходимость для общества. Дело учредителя – убедить в этом финансистов.

– В случаях с «нетипичными» услугами органы управления образованием нередко отвечают школе, что они сами не имеют никаких полномочий. Или они просто-напросто не хотят активно действовать?
– С одной стороны, это выбор управленцев – как им лучше строить систему. С другой – учредитель в этом случае тоже не имеет полностью решающей роли: в составлении перечней услуг активную роль играют и финансисты. Мне приходилось сталкиваться с тем, что учредитель готов включить в перечни и соответственно в задание для учреждения те или иные услуги, но в ответ финансисты заявляют: в федеральном законе мы не видим за нашим уровнем соответствующего расходного обязательства. Действительно, посещение педагогами болеющих детей – такого расходного обязательства в федеральном законе напрямую не сформулировано ни для какого уровня. Допустим, муниципалитет понимает важность этой услуги, готов включить ее в перечень и в задание, готов выдавать на нее субсидию. Но финансисты возражают управленцам: на каком основании мы должны будем оплачивать эту услугу из бюджета? У нас, напоминают они, бюджет и так дефицитный.
Так что решение по каждому вопросу, связанному с перечнями услуг, – всегда политическое. Школа должна выйти с предложением включить ту или иную услугу в перечень и соответственно в выдаваемое ей задание. Ее дело – убедить учредителя. Надо указать на социальную востребованность этих услуг, подчеркнуть, что образование – это социальная сфера, значимая для защиты прав и интересов граждан. Отстаивать свою позицию перед финансистами все равно должен учредитель. Именно он в ситуации конкуренции за бюджетные ресурсы между здравоохранением, спортом, культурой должен объяснить финансовым органам, что те или иные затраты необходимы для системы образования и для жизни муниципалитета в целом.
4. УСЛУГИ ДОПОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНЫ В ЗАДАНИЕ

Тогда школа свободно будет получать на них субсидию.

– Многие опасаются, что после смены статуса и перехода на финансирование по заданию у БУ и АУ сократится возможность оказывать дополнительные образовательные услуги. Что будет с этим видом образования в школе?
– Все зависит от того, как этот вопрос решит для себя учредитель.
В стандарт начальной школы у нас заложены 10 часов внеурочной деятельности. Все понимают важность этих часов. И то, что заложено в стандарт, должно финансироваться. Но в остальном управления образования пока что опасаются брать на себя повышенные обязательства по дополнительному образованию детей. У них есть для этого основания. Дополнительное образование детей не записано как обязательство ни на каком уровне. Это значит – ни один уровень власти не обязан обеспечить каждому ребенку бесплатные услуги творческих кружков, спортивных секций и т.п.
А раз так – на услуги дополнительного образования не выделяется финансирование.
Сегодня выдвигаются предложения субъектам РФ: взять на себя повышенные обязательства в сфере дополнительного образования – по крайней мере финансово обеспечить минимум программ дополнительного образования для любого желающего ребенка. Но пока это только благие пожелания!
В 2012 году включение услуг дополнительного образования в перечень финансируемых из бюджета услуг зависит от доброй воли региона и муниципалитета.
Если такое управленческое решение принято, школе не о чем беспокоиться: учредитель может финансировать услуги допобразования в конкретном образовательном учреждении через выдаваемое ОУ задание.
Но если в регионе и муниципалитете не смогли найти компромисс по поводу общедоступных услуг дополнительного образования – многим ОУ скорее всего придется свернуть соответствующие программы в школе. Если не получилось включить допобразование в задание, не будет и технической возможности его профинансировать (о чем мы говорили выше). Но все это, конечно, относится именно к дополнительному образованию детей, а не к внеурочному компоненту основной общеобразовательной программы, предусмотренной новыми стандартами. Работа по стандарту должна быть профинансирована, и эти услуги должны быть бесплатными для детей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *