ПДД обгон справа

А вот когда речь идет об обгоне справа, водители могут сказать, что он запрещен. Но запрещен ли всегда и всем? И что говорит закон о данном маневре?

Запрет на обгон
О том, что обгон справа запрещен, в законодательстве не сказано. Причина этого находится в самом определении термина. Обгон — это опережение препятствия с выездом на встречную полосу. Поэтому обгонять справа невозможно. Но существует и другое понятие — опережение. Оно подразумевает перемещение по полосе попутного движения со скоростью, превышающей скорость движения транспорта или недвижимого препятствия. И опережение по ПДД разрешено, но при условии, что автомобиль не выезжает на тротуар или бордюр.

Получается, водителя не могут оштрафовать за обгон с правой стороны, поскольку такого понятия в ПДД не существует.

Опережение справа
А вот опережение справа возможно. Оно может быть выполнено двумя способами:

По правой полосе на многополосной дороге.
По тротуару или бордюру.
В первом случае нарушения нет. По правилам, если на дороге две и более полосы попутного движения, то водитель выбирает наиболее удобную, если речь идет о черте внутри населенного пункта. За чертой нужно всегда придерживаться крайней правой полосы, выезжая на другие полосы только для опережения.

А вот опережать автомобили по тротуару и бордюру запрещено, о чем сказано в пункте 9.9 ПДД. Этот закон определяет и исключения:

автомобили дорожно-коммунальных служб могут двигаться по тротуару для выполнения работ;
машины транспортных компаний могут сворачивать на обочину для разгрузки товара у магазина;
на однополостной дороге в случае ДТП или возникновения иных препятствий.
При этом водитель обязан убедиться в безопасности движения, исключить наезд на пешехода и столкновение с другими транспортными средствами.

Штраф за нарушение
Наказать водителя могут только по части 1 статьи 12.15 на 1500 рублей за перемещение по обочине. Других видов штрафов за опережение по правой стороне не существует, хотя недобросовестные инспектора пытаются уличить водителей сразу в нескольких нарушениях, чтобы увеличить размер штрафа.

Опасности
Но опережение справа опасно не только штрафами, но и вероятностью попадания в ДТП. Что может произойти:

при опережении автомобиля можно не увидеть, что у обочины припаркована машина;
опережая справа, водитель впереди может этого не увидеть и начать перестроение или поворот направо;
за впереди идущей машиной не видно пешеходов.
По этим причинам опережать автомобиль с правой стороны на многополосной дороге нужно максимально осторожно.

Итак, понятия «Обгон справа» в законодательстве не существует. Есть опережение, которое нельзя делать по обочине, тротуару и велосипедной дорожке. Также стоит учитывать, что при опережении другого транспортного средств на пешеходном переходе, нужно учитывать действующие правила (сбавить скорость, остановиться у черты, убедиться в отсутствии пешеходов), чтобы маневр не обернулся для вас и других людей плачевно.

Что делать, если обвиняют в запрещенном маневре справа

По сути, инспектора ГИБДД могут оштрафовать за опережение с правой стороны, аргументируя такое решение определенными пунктами ПДД. Это может быть:

  • нарушение правил расположения ТС на дороге, во время обгона или разъезда;
  • заезд на пешеходную дорожку или обочину.

Но, в связи с тем, что точного определения понятия обгона с правой стороны нет, как и наказания за него, водитель может попытаться оспорить решение сотрудников ГИБДД. Здесь будет проще, чем оспаривать обгон по встречной полосе через сплошную. Но, безусловно, пытаться делать это самостоятельно не стоит, потому как для того, чтобы добиться успеха, нужно очень хорошо знать ПДД и все тонкости, касающиеся их. Обычный водитель не может быть настолько осведомленным в данном вопросе, чтобы защитить и отстоять свое мнение в суде. Поэтому, если есть желание оспорить решение о нарушении, делать это следует, заручившись поддержкой квалифицированного автоюриста. Только в такой ситуации можно рассчитывать на успех, особенно, если специалист имеет многолетний опыт.

Юрист поможет объективно оценить шансы на успех, составить исковое заявление так, чтобы в нем отсутствовали ошибки и неточности, способные стать причиной для отказа в рассмотрении. Также специалист четко аргументирует позицию истца, сможет отстоять его мнение.

  • 14 Июля, 2019
  • Автомобильное право
  • Оксана Сергеева

Любой водитель на дороге сталкивается с ситуацией, когда для продолжения движения ему необходимо обогнать транспортное средство. Не всегда это можно сделать с левой стороны. В связи с этим возникают вопросы. В каком случае разрешен обгон справа? Можно ли совершить маневр, заезжая на тротуар, велосипедную дорожку? Опасно ли такое перестроение, может ли возникнуть аварийная ситуация? Какие штрафные санкции предусмотрены законом за подобный маневр?

Начинающие водители часто интересуются, обгон справа запрещен или нет? Недопонимание бывает связано с неправильной расшифровкой терминов. Связано это с тем, что до 2010 года в ПДД не существовало понятия «опережение». Если водитель не разграничивает эти термины, то возможны с его стороны нарушения ПДД. А это в свою очередь может привести к созданию аварийной ситуации. Неоднократно работники ГБДД отмечали, что возникает большое количество спорных ситуаций в связи с незнанием этих терминов водителями.

Когда обгон запрещен?

Для того, чтобы передвижение по магистралям было максимально безопасным, нужно соблюдать правила и придерживаться допустимых скоростных норм. Но зачастую, впереди движущиеся автомобили едут слишком медленно, тогда у водителя возникает желание выехать на соседнюю часть дороги, опередить медленного автомобилиста и двигаться быстрее. Но всегда ли это можно сделать на законных основаниях?

Случаи, когда выполнение обгона запрещается:

  • Когда на определенной территории установлены знаки, запрещающие данный маневр. Это означает, что выполнение его будет крайне опасным.
  • В случае, когда на транспортном средстве, едущем впереди, включился световой сигнал, обозначающий поворот. В данном случае, во избежание столкновения, необходимо подождать, пока автомобилист закончит свой маневр, и только после этого перестраиваться.
  • Если водитель транспортного средства, которое двигается сзади, приступил к обгону, необходимо пропустить его, и только потом, убедившись, что дорога свободна, начинать выполнение маневра.

Совершать движение по встречной полосе, опережая другие транспортные средства, запрещается на железнодорожных переездах, перекрестках, резких поворотах дороги, на подъемах, в тоннелях.

Помимо этого, есть и другие места, где данные действия запрещены. Там устанавливают специальные знаки, обозначающие запрет, а также, это дорожная разметка в виде двойной сплошной линии.

Запрещаются также данные действия на пешеходных переходах, когда люди переходят дорогу. Водитель нарушит ПДД, если будет обгонять на мосту, либо территорией под ним, а также на территориях, где недостаточный обзор.

Санкции

После определения понятия обгон справа, разберёмся какой штраф предусмотрен за правонарушение. Как уже было сказано выше, нарушения в виде обгона справа не существует и выписка штрафа с такой формулировкой незаконна.

Как правило, водителя наказывают за иные административные проступки:

  • выезд на обочину или тротуар – полторы тысячи рублей;
  • попытка совершения обгона по запрещённым зонам – пять тысяч рублей;
  • езда по трамвайным рельсам без наличия объективных обстоятельств – пять тысяч рублей или лишение водительского удостоверения сроком до полугода.

Степень наказания определяется тем, насколько опасной стала ситуация при манёвре водителя. Обгон по обочине предполагает штраф в том случае, если будет доказано, что целью перестроения был объезд. Штрафные санкции не накладываются, если при выезде водитель припарковал транспортное средство и включил сигналы об аварийной остановке.

Также наказанию не подвергнутся участники движения, чьи действия были обусловлены сложной ситуацией на дороге, например:

  • повреждение полотна, движение по которому усугубит ситуацию;
  • ДТП, при которых блокируется часть дороги.

Если дорога узкая, то допустим частичный заезд на обочину, при езде навстречу крупногабаритного транспортного средства.

Зафиксировать правонарушение вправе не только сотрудники ГИБДД, но и камеры видеонаблюдения. Большинство штрафов на сегодняшний день приходит именно по показаниям видеофиксаторов.

Кто вправе осуществлять обгон справа

В ПДД чётко регламентировано, что как такового нарушения в виде обгона справа не предусмотрено, однако, этот манёвр непосредственно связан с выездом на запрещённую зону: обочину и тротуар.

Наказание накладывается по двум статьями:

  • совершение манёвра, противоречащего нормам закона;
  • езда по запрещённой зоне.

Исключением из правил являются велосипедисты. Они являются полноправными участниками дорожного движения и обязаны соблюдать нормы и установки. Если на дороге не предусмотрена выделенная для них полоса, то велосипедисты вправе двигаться по обочине. Такое допущение распространяется на лиц старше четырнадцати лет.

Все устройства, оборудованные более мощными двигателями, в том числе мотоциклы, приравниваются к автомобилям. На них в равной степени оказывает влияние покрытие, погодные условия и обстановка на трассе.

На что обратить внимание при опережении справа

При движении по трассе возможны разные ситуации, и в некоторых из них потребуется совершить объезд транспортного средства с правой стороны. В таком положении важно соблюсти определённые меры безопасности, направленные на предотвращение аварийной ситуации.

К таким аспектам относятся:

  1. Убеждённость в том, что на правой полосе нет припаркованных машин, и манёвр не приведёт к столкновению с каким-либо объектом.
  2. Ознакомление со всеми дорожными символами, которые указывают на второстепенные дороги, переходы и иное. Например, если стоит жёлтый ромб, то вероятно скоро будет регулируемый перекрёсток с второстепенной дорогой или кольцо.
  3. Анализ движения автомобилей сзади с целью уточнения их намерений, возможно, кто-то из них уже планирует проведение аналогичных действий. Указанием на это будет сигнал поворотника.
  4. Уточнение условий покрытия обочины и погоды. При смене поверхности, особенно в дождь или снегопад, машину поведёт.
  5. Определение дистанции между впереди идущими авто, чтобы быть уверенным в успешности последующего перестроения в ряд.

Кроме этого важно грамотно себя вести, если обгон совершает другой водитель. Любой световой или звуковой сигнал, а также виляние машины спровоцирует панику и непонимание с его стороны. Даже если человек нарушает ПДД, тому, кто ему помешает, грозит административная ответственность.

По возможности рекомендуется избегать манёвров по правой полосе, лучше выждать время и совершить законный обгон налево с выездом на встречную полосу или подать сигнал впереди идущему авто с просьбой перестроения.

Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасной поездки в 2018 году. Несмотря на то, что иногда ситуация вынуждает водителя действовать по обстоятельствам, рекомендуется внимательно оценивать ситуацию и стараться избегать правонарушений, пусть и неумышленных. Обгон справа представляет собой нежелательное действие в городе, которое влечёт наложение денежных штрафов, так как представляет собой проезд по обочине или тротуару.

Правила и послабления при обгоне справа

В большинстве случаев обгон с правой стороны осуществляется по обочине или по тротуарам. Запрет на данные манипуляции обозначен в пункте 9.9.

Подобная категоричность основана на том, что, осуществляя обгон с этой стороны автоматически приведет автомобиль в запрещенную ПДД зону.

Водитель в этом случае при попадании во внимание сотрудников ГИБДД, будет наказан штрафами одновременно за два нарушения – осуществление самого запрещенного маневра, а также за проезд по обочине и по тротуару.

Есть определенные послабления в данном случае, но относятся они к не к водителям транспортных средств, но к управляющим мопедами и велосипедами.

Им разрешено водить средства передвижения по обочине, если не предусмотрено специально для этой цели отведенных дорожек. Также разрешение на вождение транспортных средств распространяется на водителей, возраст которых достиг 14 лет.

Нет нужды перечислять и рассматривать случаи, касающиеся велосипедистов, более подробно стоит изучить ситуации, когда обгон осуществляются транспортные средства, которые оборудованы более мощными автомобильными двигателями.

Ситуации, когда обгон запрещен

Водитель должен помнить о том, что как бы он не спешил, не всегда возможно совершить подобное перестроение. Нужно правильно оценивать ситуацию на дороге.

Маневр запрещен в следующих случаях:

  • если на участке дороги существует ограничение знаком «Обгон запрещен»;
  • автомобиль, идущий сзади начал тот же маневр;
  • у транспортного средства, идущего впереди, включен сигнал поворота с левой стороны;
  • идущий впереди автомобиль мешает совершить маневр;
  • нет уверенности, что хватит скорости.

Рисковать, обгоняя медленно идущее транспортное средство не нужно. Следует правильно оценить ситуацию, выбрать подходящий момент и совершить маневр. Правильное поведение водителя на дороге — залог безопасности для всех участников движения.

Меры наказания за обгон

За нарушение правил обгона транспорта на дороге предусмотрено привлечение водителя к ответственности по четвёртой части статьи КоАП РФ и назначение одной из указанных ниже мер наказания:

  • оплата штрафного взыскания в сумме 5 тыс. рублей;
  • лишение прав на управление ТС на период от 4 месяцев до полугода включительно.

Если при этом вы объезжали препятствие на дороге, за нарушение запрета на обгон штраф колеблется от 1 тыс. до 1 500 рублей, согласно третьей части этой же статьи.

Следует понимать, что объезд находящихся впереди машин также недопустим, если на участке дороги имеется сплошная полоса.

Это правило касается и обгона тихоходного транспорта. Её пересечение возможно лишь при крайней необходимости – для преодоления препятствия (к примеру, при объезде места ДТП).

Основные понятия

В правилах дорожного движения чётко оговорены понятия, которые в обыденном восприятии схожи и не имеют на первый взгляд существенной разницы.

К таковым относятся:

  1. Обгон – временное перестроение на линию встречного потока с увеличением скорости, с целью объезда впереди едущего транспортного средства и последующее возвращение на свой путь на трассе с двухсторонним движением.
  2. Опережение – изменение ряда движения с целью обгона, но без заезда на полосу встречного направления.
  3. Перестроение – изменение траектории передвижения, то есть переход с одного пути на другой, но не сопровождающийся выездом на встречную трассу и не всегда связанный с обгоном других машин.

Несмотря на очевидную близость понятий, стоит отметить, что в отличие от перестроения и опережения, совершать манёвр обгона разрешено только при соблюдении определённых условий. Каждый манёвр должен сопровождаться световыми и звуковыми сигналами, информирующими о действиях водителя.

При езде важно не только правильно трактовать содержание дорожных знаков и разметки, но и классифицировать свои действия. Это позволит избежать неприятных санкций и ДТП по неосмотрительности.

Процедура обгона

Обгон – один из наиболее опасных манёвров, который совершают водители на трассе. Дело в том, что они в момент совершения действия попадают в зависимость от поступков машин с обоих направлений. Требуется максимальная концентрация и сосредоточенность на процессе, чтобы всё прошло плавно и не вызвало необходимость совершать экстренное торможение или поворот иным водителям.

К основным рекомендациям при совершении обгона относятся:

  • включить сигнал о повороте с целью предупреждения следующих рядом машин о планировании манёвра;
  • активировать более мощную передачу, чтобы автомобиль смог совершить манипуляцию;
  • проверить, не помешает ли обгон другим участникам, например, если сзади водитель уже начал совершать манёвр, то следует его пропустить;
  • оценить расстояние до автомобилей, едущих по встречной полосе с целью определения временной возможности успеть завершить перестроение в свою полосу.

Не стоит предпринимать попытки совершения обгона на подъёме, так как ограничена видимость встречного движения. Также в условиях плохой погоды есть риск не заметить иные транспортные средства.

Не рекомендуется совершение обгона на узких двухполосных и горных дорогах. На участках где проблематично разъехаться двум направлениям, одновременно три едущие машины приведут к серьёзной аварии.

Обгон крупного транспорта

Допустим ли правилами дорожного движения обгон справа крупного транспорта, например: автобусов, грузовиков? Такой маневр опасен для участников движения, поэтому запрещен.

Даже при выполнении обгона слева и опережения крупного транспорта, необходимо быть предельно внимательным. Не подъезжать слишком близко, иначе обзор встречной полосы будет ограничен. Вполне возможно, что перед таким транспортом едет медленно еще одна машина, а вы ее просто не видите. Кроме того, крупный транспорт может идти «конвоем», в этом случае маневр будет осуществить не просто. Перед началом совершения обгона необходимо правильно оценить ситуацию, скоростные возможности всех участников движения. Не рисковать лишний раз.

Выполнение обгона

Водителю нужно знать, не только в каких случаях можно совершать обгон, но и правильный алгоритм действий.

Порядок выполнения маневра:

  1. Подъехать к обгоняемому автомобилю на расстояние 15-20 метров.
  2. Включить поворотник, это предупредит водителей позади вас.
  3. Начать перестроение.
  4. В ночное время или при небольшом ограничении видимости допустимо помигать фарами дальнего света.
  5. Обогнать автомобиль, включить поворотник, перестроиться на нужную полосу, не создавая помех для других участников движения.

Если вы начали обгон и понимаете, что по какой-то причине безопасно это сделать невозможно, то нужно отказаться от маневра и вернуться на свою полосу.

Определяющие понятия в правилах дорожного движения

В текущем году наряду с понятием обгона используется понятие «опережение». Согласно одиннадцатой главе правил дорожного движения при выполнении опережения автотранспортное средство не выполняет выезд на полосу с противоположным дорожным движением, как это бывает при выполнении автообгона.
Правила выполнения обгона определяют, что водитель, делающий указанный маневр, перед его осуществлением обязательно должен:

  • удостовериться в том, что на участке встречной полосы дороги имеется достаточно места для обгона (то есть при выполнении первого этапа автообгона ни в коем случае не должно создаваться аварийной, опасной для участников дорожного движения, ситуации);
  • убедиться в наличии на покрытии дороги соответствующей разметки;
  • уметь верно оценить скоростные режимы автомобилей, которые движутся по дорожному полотну;
  • включить левый поворотный сигнал для осуществления разрешенного обгона слева;
  • моментально, не мешкая выполнить запланированный маневр при выезде на встречную полосу;
  • включить соответствующий поворотный сигнал при возвращении на свою изначальную полосу;
  • моментально вернуться на свою полосу движения, если оказывается, что выполнение маневра автообгона неосуществимо.

Ищем в правилах определение обгона

Когда в ПДД появились очередные поправки (и 2020 год – не исключение), среди автолюбителей не утихали споры о том, что считать обгоном справа, и насколько правомерен такой маневр при различных обстоятельствах. Классическое определение любой желающий может найти в тексте самих правил, в п. 1.2. Это один из сложных и опасных маневров, совершаемых в процессе езды на автомобиле, и он требует соответствующей подготовки.

Опытные водители действуют автоматически: заблаговременно включают левый поворотник, предупреждающий, что машина собирается изменить траекторию движения. Для сохранения запаса мощности во время обгона лучше всего перейти на пониженную передачу. С помощью средств обзора заднего вида (центральное и боковые зеркала, данные видеокамеры) необходимо убедиться, что маневр никак не помешает другим.

Включенный левый поворотник

Потом визуально оцениваем дистанцию с движущимся впереди авто и его скорость. В случае отсутствия каких-либо помех водитель набирает скорость и выходит на встречку. Необходимо убедиться, что отсутствует опасность в виде транспортного средства, едущего навстречу, а также маневр опасен, когда заканчивается подъем (вас могут не увидеть водители встречных машин), или на каком-то отрезке пути ограничена видимость (туман, сильный дождь, обильный снег).

Если во время вашего ускорения обгоняемый автомобиль также подал предупредительный сигнал поворотником и начал переезжать на эту же полосу, необходимо подать звуковой сигнал (или «поморгать» фарами), привлекая его внимание и заставляя отказаться от совершения маневра, либо сбавить скорость, перестроиться в ряд, откуда пришлось выехать и не мешать его движению, чтобы не создать ситуацию «двойной обгон». Как только обгоняющий автомобиль поравнялся с обгоняемым, водитель в нем переключает поворотники. Мигающий указатель предупреждает, что машина будет перестраиваться вправо, и другие должны вести себя так, чтобы не препятствовать ей завершить маневр.

Когда запрещен обгон?

Обгон, как выяснилось, является частным случаем опережения, так что он запрещен во всех случаях, когда само опережение запрещено.

Но к этим запретам добавляется еще несколько:

  • после знака «Обгон запрещен»;
  • при наличии сплошной разметки;
  • если какой-либо из ближайших автомобилей уже совершает обгон или с помощью поворотников показывает намерение начать его;
  • едущий спереди автомобиль собирается повернуть налево.

Также совершать обгон нельзя, если у водителя нет уверенности в успешном завершении маневра: из-за приближающейся встречки или недостаточной мощности собственного автомобиля.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *