Взыскание задолженности по образовательным услугам

Законы и кодексы » Закон об образовании в РФ » Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений » Статья 61. Прекращение образовательных отношений » Дело N33-7929/2017 по делу N 2-4718/2016. О взыскании задолженности за обучение, процентов за пользование чужими денежными средствами.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 апреля 2017 г. N 33-7929/2017

Судья Панова А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Медведкиной В.А.

судей Вашкиной Л.И., Мелешко Н.В.

при секретаре Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4718/2016 по апелляционной жалобе З.Е. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 7 декабря 2016 года по иску Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» к З.Е. о взыскании задолженности за обучение.

Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., объяснения З.Е., поддержавшего доводы жалобы, представителя истца ФГБОУ ВО СПбГЭУ — П., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (далее — ФГБОУ ВО «СПб ГЭУ») обратилось в суд с иском к З.Е. о взыскании задолженности за обучение в сумме 60354 рубля 84 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 15454 рублей 54 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2474 рубля.

В обоснование иска истец указал, что сторонами заключен договор возмездного оказания услуг по программе высшего профессионального образования в пользу З.С., оплата по договору за 6 семестр определялась в сумме 55000 рублей за семестр. Приказом от 24 января 2014 года N 67-СК З.С. отчислена из вуза за невыполнение учебного плана. Ответчик не произвел оплату услуг за 6 семестр 2012/2013 учебного года, 7 семестр 2013/2014 учебного года.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 7 декабря 2016 года исковые требования ФГБО УВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» удовлетворены частично. С З.Е. в пользу истца взыскана задолженность по договору в сумме 33354 рубля 84 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 9210 рублей 84 копейки, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1447 рублей 44 копейки. В остальной части требований отказано.

Истец решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований не обжалует.

В апелляционной жалобе З.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.

Разрешая требования истца, суд исходил из того, что истец свои обязательства перед ответчиком выполнил, оказал З.С. образовательные услуги, при этом в нарушение условий договора ответчик оказанные услуги не оплатил.

Расчет задолженности по оплате за обучение, представленный истцом, судом проверен, признан арифметически правильным, составлен в соответствии с условиями договора, ответчиком возражения по представленному расчету не представлены. Принимая во внимание обстоятельства дела и положения договора, суд счел, что с ответчика подлежит взысканию задолженность по договору о подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием, в размере 33354 рублей 84 копеек, с учетом применения срока исковой давности к периоду задолженности.

Также суд указал, что с момента возникновения обязанности ответчика по исполнению денежного обязательства с 16 августа 2013 года сумма процентов за пользование чужими денежными средствами согласно расчету истца, который судом проверен и признан верным, составила 9210 рублей 84 копейки.

Судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися.

В соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1) в связи с получением образования (завершением обучения);

2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 указанной статьи .

Частью 2 названной нормы предусмотрено, что образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации.

Как усматривается из материалов дела, 15 июля 2010 года между ФБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» и З.Е. был заключен договор N 1756/10 возмездного оказания услуг по программе высшего профессионального образования в пользу З.С. (л.д. 8-11).

По условиям данного договора истец обязался оказать образовательные услуги по подготовке по программе высшего профессионального образования З.С., ответчик оплачивает обучение по направлению Управление персоналом по очной форме обучения, сроком обучения 5 лет, стоимость обучения в Университете по соответствующей специальности определяется Университетом на основании решения Ученого совета Университета, принимаемого перед началом каждого семестра (полугодия). Согласно приложению к договору стоимость определялась в 55000 рублей.

Приказом ректора Университета от 05 августа 2010 года N 3-1686 З.С. была зачислена на 1 курс очной формы обучения на контрактной основе, однако в связи с невыполнением учебного плана, приказом от 24 января 2014 года N 67-СК была отчислена.

Согласно приказу Минобрнауки Российской Федерации N 581 от 1 августа 2012 года была произведена реорганизация ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» в форме слияния с ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в результате, которого образовался ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский экономический университет». Этим же приказом ректором вновь образованного университета назначен М.

Согласно пункту 2.3.1 договора ответчик обязался своевременно вносить плату за предоставляемые услуги путем перечисления на расчетный счет университета.

Оплата подготовки специалиста, согласно пункту 3.3 договора, производится поэтапно путем внесения денежных средств на расчетный счет университета в следующие сроки: — за осенний семестр соответствующего учебного года — до 15 августа текущего года, — за весенний семестр — до 13 февраля текущего года.

Истец свои обязательства перед ответчиком выполнил, оказал ответчику образовательные услуги в период с 01 сентября 2010 года по 01 декабря 2013 года, в то время как ответчик свои обязательства по оплате не исполнил, поэтому вывод суда о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности исходя из определенной сторонами стоимости оказанных услуг обоснован.

В силу пункта 5.2 договора Университет вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора и отчислить студента в случаях: академической неуспеваемости; нарушения заказчиком условий оплаты обучения; грубого нарушения правил проживания в общежитии; грубого нарушения правил внутреннего распорядка.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что З.С. должна была быть отчислена ранее, поскольку ею подавалось заявление об отчислении с переводом на заочную форму обучения, повторяет позицию ответчика, изложенную им в суде первой инстанции.

Заключенный между сторонами договор об обучении на дневном отделении не расторгался ответчиком, ответчиком была произведена оплата за 6-й семестр 2012/2013 учебного года в сумме 28000 рублей. При этом в квитанции, по которой ответчик произвел оплату в размере 28000 рублей, указаны реквизиты договора N 1756/10 от 15 октября 2010 года. Иной договор сторонами не заключался.

Доказательств подачи заявлений об отчислении З.С. в феврале и августе 2013 года и расторжения договора не представлено. Между тем, в случае перевода студента, обучающегося на платной основе с очной формы на заочную форму, договор расторгается и заключается новый договор. Данный порядок перевода предусмотрен приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 501 «Об утверждении порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации».

Судебная коллегия также отмечает, что согласно Приложению N 1 стоимость семестра обучения определялась в размере 55000 рублей. Пунктом 6.1 договора договор действует в течение всего срока обучения в Университете, что позволяет сделать вывод о том, что стороны согласовали данную стоимость обучения на весь срок действия договора.

Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в соответствии с п. 2.3.5 студент обязан регулярно посещать все занятия, предусмотренные учебной программой, своевременно сдавать зачеты, экзамены, курсовые работы, проходить все виды практик в соответствии с учебным планом. В случае отсутствия намерения продолжать учебу ответчик не был лишен возможности в случае отказа от посещения занятий и продолжения учебного процесса своей дочери расторгнуть договор путем подписания соответствующего соглашения согласно пункту 5.3 договора, что им сделано не было.

Ссылка в жалобе на обязанность истца расторгнуть договор незамедлительно после просрочки оплаты ответчиком оказанных услуг несостоятельна, поскольку расторжение договора является правом стороны, а сам факт неотчисления ответчика не может служить основанием для освобождения его от производства оплаты, обратное привело бы к неосновательному обогащению ответчика, пользующегося услугами истца за счет средств последнего.

Доводы жалобы о злоупотреблении истцом своими правами были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении суда указанному доводу ответчика дана надлежащая оценка, не согласиться с которой, коллегия оснований не усматривает. При этом суд обоснованно исходил из того, что поскольку ответчик не расторг договор ввиду нежелания продолжать обучение, место в учебном заведении за ним сохранялось, отсутствуют основания полагать, что образовательные услуги ему не оказывались.

Оснований полагать, что приказ об отчислении З.С. подписан неуполномоченным лицом, не имеется.

Доводы жалобы о необоснованном исчислении процентов за пользовании чужими денежными средствами с момента обязанности по внесению оплаты по договору основаны на неправильном понимании положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации,

Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся к иному толкованию закона и иной оценке условий договора, в связи с чем, являются несостоятельными.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

Академическая задолженность — это:

— не аттестованное в установленный графиком учебного процесса срок контрольное мероприятие (экзамен, зачет, курсовая работа, контрольная работа) по дисциплине или аттестованное на оценку «неудовлетворительно» («не зачтено»);

— возвращенная на доработку после проверки контрольная (курсовая) работа.

В статье приведен список вопросов, наиболее интересующих студентов.

Когда возникает академическая неуспеваемость студента?

Академическая неуспеваемость может возникнуть в случае:

  • не допуска студента к экзаменационной сессии;
  • не явки на аттестацию (зачет или экзамен);
  • получение неудовлетворительной оценки на зачете или экзамене.

Ликвидация академической задолженности

Для ликвидации студентами академических задолженностей устанавливается дополнительная сессия.

Дополнительная сессия проводится с целью предоставления возможности пройти промежуточную аттестацию по дисциплине студентам, у которых в результате экзаменационной сессии или сдачи зачетов появилась академическая задолженность.

Какой студент считается неуспевающим? Неуспевающим считается студент, не сдавший к окончанию сессионного периода хотя бы один экзамен или зачет, установленный для данной сессии учебным планом специальности.

Разрешена ли сдача нескольких зачетов в один день? Запрета нет.

Кем составляется расписание экзаменов?
Расписание экзаменов для всех форм обучения составляется администрацией вуза (учебнометодическим управлением), утверждается ректором высшего учебного заведения и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за месяц до начала экзаменов.
Расписание составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку экзаменов по каждой дисциплине было отведено не менее 34 дней.

Какие документы студент обязан иметь при себе на экзамене?
При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе зачетную книжку, которые они предъявляют экзаменатору в начале экзамена.

Как принимаются зачеты по семинарским занятиям? Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студента на семинарах, а также путем опросов студентов.
Преподаватель вправе поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвуют в семинарских занятиях.

Какие сроки устанавливаются для сдачи экзаменов?
Экзамены при очной форме обучения сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных учебными планами.
В виде исключения, учитывая успеваемость, ректор (первый проректор) вправе разрешить хорошо успевающим студентам досрочную сдачу экзаменов в пределах учебного года при условии выполнения ими практических работ и сдачи по данным курсам зачетов без освобождения студентов от текущих занятий по другим дисциплинам.
Студенты, которым разрешен в пределах общего срока обучения индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, установленные деканатом.

При каких условиях студенты допускаются к сдаче экзаменов?
Студенты очной формы обучения допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи всех расчетнографических и других работ по дисциплинам учебного плана данного семестра.

Может ли студент, не сдавший зачеты, быть допущен к экзамену? Студент, не имеющий зачетов (зачета), к экзаменационной сессии не допускается и ему предоставляется возможность ликвидации задолженностей в течение экзаменационной сессии. Конкретный период ликвидации задолженностей по зачетам устанавливается приказом ректора о проведении сессии. Студенты, не ликвидировавшие задолженности в установленный период, представляются к отчислению за академическую неуспеваемость.

Сколько экзаменов и зачетов могут сдавать студенты?
Студенты, обучающиеся в высшем учебном заведении по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Какой литературой можно пользоваться во время экзамена?
Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а с разрешения экзаменаторов – справочной литературой и другими пособиями.

Учитывается ли посещаемость лекций, наличие конспекта по предмету и т.п. при оценке знаний студента на экзамене?
Преподаватель не имеет права занижать оценки студентам на экзамене в связи с непредставлением ими конспектов лекций и литературы, непосещением каких-либо внеучебных мероприятий, а также по другим причинам, не имеющим прямого отношения к уровню знаний экзаменующихся.

Какие действия может предпринять деканат в случае неявки студента на экзамен?
Если неявка на экзамен была вызвана неуважительной причиной, то она (неявка) приравнивается к неудовлетворительной оценке.
Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни, другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия), документально подтвержденные соответствующим учреждением, деканат устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов

В каком случае студент, имеющий академическую задолженность, может быть отчислен из института?
По представлению декана факультета приказом ректора с формулировкой «за академическую неуспеваемость» студент может быть отчислен из высшего учебного заведения, если:

  • в установленные приказом ректора сроки у него образовались в общей сложности три задолженности по экзаменам (неудовлетворительные оценки, неявки на экзамены без уважительных причин, недопуски на экзамен);
  • после окончания установленного приказом ректора сроков у него имеется одна или более задолженностей по зачетам и (или) экзаменам.

Сколько раз можно пересдавать один и тот же предмет?
Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения.

Разрешается ли повторная сдача экзамена с целью повышения оценки?
Пересдача оценки с целью ее повышения в сессию не допускается. Пересдача не более двух оценок с целью получения диплома с отличием допускается с разрешения ректора или проректоров по учебной работе.

На каком основании предоставляется индивидуальный график или продление сдачи сессии?
В случае болезни студента в семестре по его письменному заявлению при наличии медицинской справки установленного образца приказом ему может быть установлен индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов.
В случае болезни студента в период экзаменационной сессии продление сроков сессии производится для сдачи:

  • экзаменов, даты сдачи которых приходятся на время болезни студентов;
  • экзамена, на подготовку к которому после болезни осталось менее 3 дней. При этом день сдачи экзамена в период подготовки не включается.

Первое продление производится на число дней болезни в экзаменационную сессию, но не менее 4 дней на каждый подлежащий сдаче экзамен следующие продления производятся на число неиспользованных при предыдущих продлениях дней, при этом периоды каникул и практик не учитываются.
(Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264); Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

Более подробную информацию о сдаче академических задолженностей, порядке отчислений можно ознакомиться здесь:

  • Права и обязанности студента ЮФУ- http://dssac.ru/ozo/2008-11-23-20-03-05.html
  • Устав ЮФУ- http://www.dop-in.ru/Docs/DocsGeneral/Ustav.htm#_Toc183798745

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *