Должностная инструкция специалиста по соц работе

Диагностическая функция. Основываясь на принципе адресности социальной работы, специалист определяет степень необходимости и достаточности социальной помощи для конкретного клиента, выявляет социальные и личностные ресурсы, которые могут быть использованы в целях улучшения его жизненной ситуации.

В целостной диагностической процедуре можно условно выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых блока: диагностику социальной среды клиента и диагностику личности клиента. При этом первый блок направлен преимущественно на выявление социальных ресурсов, оптимизирующих ситуацию, и деструктивных факторов, «проблемных точек» среды, вызывающих ухудшение ситуации; второй блок направлен на выявление личностных ресурсов клиента.

Полученная при этом информация в целом позволяет ответить на вопрос о соотношении активности клиента и специалиста в совместной деятельности, направленной на помощь (самопомощь) в трудной жизненной ситуации. При организации взаимодействия с клиентом специалист стремится не брать на себя решение его проблем, а мобилизовать личностные ресурсы клиента, сделав стимулирование процесса самопомощи основным направлением работы. Однако для этого необходимо ответить на вопрос: каковы реальные возможности клиента? Необоснованно полагаясь на отсутствующие или недостаточно развитые личностные ресурсы клиента, специалист может спровоцировать развитие ситуации, в которой клиент не сможет самостоятельно преодолеть трудности, что повлечет за собой неуверенность, тревожность и даже негативист- ские тенденции восприятия работы со специалистом.

Прогностическая функция реализуется на уровне практической работы с клиентом (клиентами) и на административно-управленческом уровне. В обоих случаях при реализации прогностической функции специалист использует результаты проведенной социальной диагностики. В технологическом алгоритме эти уровни связаны последовательно. На основании поставленного «социального диагноза» специалист определяет потенциалы оптимизации наличной ситуации, степень вероятности позитивного разрешения проблем, а также качественный уровень ожидаемого результата.

Специалист участвует в прогнозировании и программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, который является объектом его профессиональной деятельности. Прогностическая деятельность на административно-управленческом уровне может быть направлена на развитие системы конкретного учреждения социального обслуживания населения, а также на систему органов и учреждений социальной защиты города, района, субъекта РФ. На основе зондажно-информационного обследования, информационно-целевого анализа различной документации, социального картографирования и других методов социальной диагностики выявляются недостатки в деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе, определяются альтернативные траектории усовершенствования их деятельности, а также оптимальное соотношение возможных затрат и результатов в контексте каждой альтернативы.

Физические, психические, социальные, духовные возможности, помогающие преодолевать трудную жизненную ситуацию и ее последствия, восстанавливать или формировать свои личностные или социальные качества, способствующие повышению социального статуса, у разных людей разные. Если в одном случае социальный работник ожидает хорошего результата работы с клиентом, то в другом — результативность может быть объективно снижена непреодолимыми обстоятельствами. В качестве примера рассмотрим социальную работу с двумя категориями клиентов: с безработными и лицами с ограниченными возможностями. В ситуации человека, потерявшего работу, утрачен существенный ресурс личности — участие в производственной деятельности, что влечет за собой ряд проблем различного характера. Однако восстановление данного ресурса позволяет устранить практически все неблагоприятные для человека последствия. В этом случае можно предполагать высокую результативность работы.

В ситуации социальной помощи лицу с ограниченными возможностями потеря такого ресурса, как «здоровье», во многих случаях необратима. Тогда речь идет о компенсации утраченного ресурса, т.е. о максимально полном замещении его другим ресурсом. Здесь важно определить, какими будут идеальный результат, т.е. достижимый при максимально благоприятном стечении обстоятельств (при этом «идеальность» определяется не относительно результатов работы с другими людьми, а относительно того положения, в котором находится клиент в момент прогнозирования развития его ситуации), и оптимальный результат, который понимается как наиболее гармоничное соотношение затрат и достижений при решении социальных проблем клиента. На основании рсального прогноза определяются направленность, этапы и результативность возможного вмешательства.

Организаторская функция. Специалист по социальной работе организует деятельность по оказанию социальной помощи клиенту или группе лиц. При этом в процессе организации деятельности специалист может занимать ряд позиций: исполнителя четко определенных заданий (поручений), организатора отдельного направления деятельности, координатора усилий различных лиц по организации конкретной деятельности.

Виды деятельности, организуемые специалистами по социальной работе, существенным образом варьируют в зависимости от специфики учреждения, категорий обслуживаемых и основных потребностей клиентской группы. Специалист определяет в первую очередь ее целевой компонент. Важно, чтобы цели деятельности были адекватны той социальной проблематике, которая актуальна для конкретного городского микрорайона, поселка, села или другого типа поселения.

Определив цель деятельности (например, организация досуга для детей из малообеспеченных семей микрорайона), специалист подбирает оптимальные формы достижения этой цели (массовый праздник, организация работы спортивных секций, кружков по интересам и т.д.), выбор цели и формы деятельности во многом обусловливает ее содержание.

Организаторская функция позволяет на деятельностном уровне изменять жизненную ситуацию клиента (или группы клиентов); при этом возникает обратная связь по отношению к реализации диагностической и прогностической функций. Деятельность строится на основании поставленного «социального диагноза» и прогноза развития ситуации.

В процессе деятельности происходят социальные изменения, которые фиксируются с помощью второго витка социальной диагностики, причем от степени изменений и их соответствия поставленной цели зависят эффективность деятельности и адекватность прогноза. При этом процесс развивается по спирали, т.е. на основании новых диагностических данных делается новый прогноз и организуется деятельность для достижения социально значимых целей.

Посредническую функцию часто называют основной функцией специалиста по социальной работе. Общество — сложная многокомпонентная самоорганизующаяся система. Каждый член социума вовлечен во множество социальных связей, зависимостей, в совокупности составляющих микросоциум личности. Успешное функционирование человека в микросоциуме обусловлено рядом субъективных и объективных факторов, нарушение какой-либо социальной связи влечет за собой ощутимые последствия для человека в виде самых разных жизненных проблем.

Так, например, потеря здоровья (инвалидизация) рождает множество проблем: социально-экономические — лишение привычного уровня обеспеченности, дисбаланс в сфере потребления (большая часть доходов тратится на поддержание уровня здоровья, платные медицинские процедуры, лекарства и т.д.), вынужденный уход из производственной сферы; социально-психологические — сокращение круга общения, ощущение собственной бесполезности, снижение самооценки, формирование негативно окрашенной Я-концепции и др.; социально-педагогические — трудности в воспитании детей, межличностные конфликты в семье и другие жизненные обстоятел ьства.

Для решения возникших трудностей и проблем необходима помощь специалистов различных направлений, однако состояние личности, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, не позволяет человеку сделать несколько «стартовых усилий», т.е. искать координаты специалиста, записываться на прием, рассказывать о своих проблемах.

Специалист по социальной работе, являясь, по определению многих авторов, «проводником социальных перемен», обеспечивает связь клиента со всеми необходимыми ему службами. Для реализации посреднической функции специалист аккумулирует информацию обо всем спектре предоставляемых в учреждениях услуг, условиях, формах, методах работы с клиентами. Социальный работник осуществляет связь с нужным специалистом, может охарактеризовать жизненную ситуацию клиента (с его согласия), т.е. фасилитирует процесс оказания профессиональной помощи представителями других профилей и, следовательно, процесс получения помощи клиентом.

Инновационная функция. Специалист по социальной работе в деятельности, направленной на преобразование социума, стремится к использованию наиболее эффективных методов и технологий работы.

Чтобы совершенствовать систему социальной поддержки населения, деятельность специалиста должна носить инновационный характер, т.е. включать в себя новые методические, технологические компоненты.

Инновационная функция специалиста реализуется в творческом подходе к принятым технологиям социальной работы (постоянном анализе их использования, выявлении сильных и слабых сторон, введении новых технологических компонентов), в интеграции в практику социальной помощи существующего инновационного опыта (в том числе опыта учреждений, имеющих статус экспериментальных площадок, опыта других регионов Российской Федерации, зарубежных стран и т.д.).

Мотивационная функция социального работника выражается в создании мотивообразующих условий для включения клиента в дсятельность по преодолению трудной жизненной ситуации, а не в том, чтобы решить за него его проблему. Наличие односторонней активности в системе взаимодействия «специалист —клиент» чревато, во-первых, развитием иждивенческой позиции клиента, возникновением социальных ожиданий удовлетворения потребностей без собственных усилий и, во-вторых, низкой эффективностью деятельности.

Возникшая у человека трудная жизненная ситуация может быть преодолена только в результате его собственных усилий, специалист по социальной работе в этом случае поддерживает, направляет, корректирует действия личности, обеспечивает наличие необходимой информации, снимает или уменьшает противодействие различных социальных барьеров, но не «решает проблему за клиента».

Среди основных препятствий, затрудняющих принятие и реализацию активной деятельностной позиции относительно существующей проблемы, можно назвать: неуверенность клиента в своих силах, страх неудачи; отсутствие или недостаток информации, обеспечивающей эффективность деятельности; отсутствие социальных умений и навыков реализации, необходимых для решения проблемы поведенческой траектории.

Для преодоления выявленных у клиента трудностей специалист использует следующие методы и приемы работы:

  • — консультирование, направленное на повышение самооценки клиента;
  • — включение клиента в деятельность, способствующую достижению положительного результата (создание ситуации успеха);
  • — социальное научение клиента, включающее информативный и поведенческий блоки, и др.

Защитная функция специалиста по социальной работе реализуется в случаях, когда трудная жизненная ситуация вызвана неправомочными действиями третьих лиц, нарушающими права и свободы клиента. Специалист может выступать в качестве инициатора судебного разбирательства по установленному факту нарушения прав и свобод клиента, свидетеля на судебном заседании, а также, если это необходимо, в качестве общественного защитника.

Профилактическая функция. Современная социальная ситуация в Российской Федерации характеризуется интенсивной динамикой развития социальных патологий: распространением наркомании, алкоголизма, проституции среди несовершеннолетних. Социальные патологии продвигаются, как правило, из более крупных населенных пунктов в мелкие.

Анализ ситуации в крупных городах позволяет прогнозировать развитие неблагоприятных социальных явлений в других типах поселений.

Устранение негативных последствий формирования стереотипов девиантного поведения требует крупных финансовых затрат. Кроме того, эффективность подобной деятельности при наличии устойчивых поведенческих отклонений не всегда соотносится с показателями затратности ресурсов. Поэтому реализация профилактической функции — одно из основных направлений социальной работы.

Кто такой социальный работник

Социальный работник — это специалист, трудящийся в Центре социального обслуживания населения. Основной задачей данной организации является оказание содействия незащищенным и слабозащищенным слоям населения.

Каковы обязанности социального работника:

  • он отслеживает и выявляет круг нуждающихся в помощи лиц;
  • старается улучшить материально-бытовые условия их жизни;
  • обеспечить социально-правовую защиту.

Помимо бесед и консультаций, соцработник осуществляет регулярные выезды на места нахождения своих подопечных, наблюдает за их жизнью и бытовыми условиями. Работа социального работника с пожилыми людьми обязанности предусматривает следующие: покупку продуктов питания, медикаментов, товаров повседневного спроса, оформление различных льгот и т. д.

Специалист, претендующий на такую должность, должен иметь общие социологические знания, а также некоторые прикладные, включающие в себя знание этики, социологии, педагогики, экономики, права, медицины.

В своей работе соцработник руководствуется ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», в котором рассматриваются права и обязанности социального работника, иными нормативными актами, а также своей должностной инструкцией.

Трудится социальный работник в школах, приютах, домах престарелых, колониях, центрах социального обслуживания, комитетах социальной защиты, службах психологической помощи и т. д.

Профессиональный стандарт

Прежде чем говорить о том, что входит в должностные обязанности социального работника, выясним, каким требованиям он должен отвечать, какими навыками, знаниями и умениями необходимо обладать.

Для должности «Социальный работник» разработан профессиональный стандарт, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н.

Согласно профстандарту, для замещения должности соцработника необходимо удовлетворять одновременно четырем условиям:

  • отсутствие медицинских противопоказаний к работе;
  • наличие среднего профессионального образования либо среднего общего образования при условии прохождения стажировки на рабочем месте;
  • прохождение курсов по оказанию первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимости за преступления против личности и половой неприкосновенности.

Должностная инструкция работника составляется с учетом требований указанного профстандарта. Состоит должностная инструкция из следующих разделов:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

Сотрудники, которых касается этот документ, должны быть ознакомлены с его содержанием под подпись.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО

«Наименование ЦСОН»

«01» июля 2016 г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

социального работника отделения социального обслуживания на дому

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность социального работника отделения социального обслуживания на дому (далее — ОСО) ГКУ СО «Наименование ЦСОН» (далее – Учреждение).

1.2. На должность социального работника назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование – программы подготовки рабочих, служащих либо среднее общее образование и профессиональная подготовка (стажировка) на рабочем месте без требований к опыту практической работы, прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации. Необходимо прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке.

1.3. Социальный работник должен знать:

— федеральное и региональное законодательство в сфере социального обслуживания населения, Устав Учреждения, нормативно-правовые документы комитета социальной защиты населения Волгоградской области (далее – Учредитель) в аспекте предоставления социальных услуг, относящиеся к вопросам деятельности Учреждения;

— средства компьютерной и оргтехники, коммуникаций и связи;

— правила внутреннего трудового распорядка Учреждения, нормы охраны труда, противопожарную безопасность;

— политику Учреждения в области системы качества;

— регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств;

— основы психологии личности и отдельных категорий населения;

— приемы оказания неотложной врачебной помощи;

— санитарно-гигиенические требования по уходу за гражданами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании;

— организацию ведения домашнего хозяйства.

1.4. Социальный работник должен обладать необходимыми знаниями и умениями, соответствующими профессиональному стандарту «Социальный работник», утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000н.

1.5. Социальный работник должен обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе социальных услуг (далее – Получатели).

1.6. Социальный работник должен исполнять требования статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. (ред. от 01.01.2001) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» пункта 8) «оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами».

1.7. Социальный работник назначается на должность и освобождается от должности приказом директора Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.8. Социальный работник подчиняется директору и заведующему ОСО Учреждения.

2. Должностные обязанности и трудовые функции

2.1. Социальный работник обязан:

2.1.1. Осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с федеральным и региональным законодательством в сфере социального обслуживания населения, Уставом Учреждения, а также нормативно-правовыми документами Учредителя. Принимать активное участие в реализации политики Учреждения в области системы качества.

2.1.2. При оказании социальных услуг:

2.1.2.1. Руководствоваться порядками предоставления социальных услуг, Уставом Учреждения, а также иными нормативно-правовыми документами утвержденными Учредителем и локальными нормативно-правовыми актами Учреждения.

2.1.2.2. Вести учет услуг.

2.1.2.3. Проявлять к Получателям максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние.

2.2. В трудовые функции социального работника входит: предоставление социальных услуг Получателям Учреждения.

3. Права

Социальный работник имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности у заведующего ОСО.

3.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

3.3. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.4. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения трудовых споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

3.5. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Привлекать специалистов всех структурных подразделений Учреждения к решению задач, возложенных на него (с разрешения директора).

4. Ответственность

Социальный работник несет ответственность за:

4.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей, нарушение Правил внутреннего трудового распорядка установленных в Учреждении.

4.2. Невыполнение распоряжений и поручений директора Учреждения и заведующего ОСО.

4.3. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. Некачественное предоставление услуг и ведение учетно-отчетной документации.

4.5. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

За вышеперечисленные нарушения социальный работник может быть привлечен, в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессиональным стандартом «Социальный работник», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000н и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.

Должность составителя

______________________________________ _________________ /________________/

(личная подпись) (ФИО)

Согласовано

Должность

______________________________________ _________________ /________________/

(личная подпись) (ФИО)

«___»______________20__ г.

С должностной инструкцией, экземпляр которой будет находиться на рабочем месте в служебном кабинете специалиста по персоналу Учреждения, ознакомлен

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *