ДТП, что это?

К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.

На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД. При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.

Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный «ВАЗ». Медведева осмотрела свою машину и «ВАЗ», повреждений не увидела и уехала.

Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного «ВАЗа» и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП. Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год. При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле «ВАЗа».

Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий «ВАЗ», после чего уехала.

Само по себе соприкосновение машин между собой без последствий, указанных в правилах, не может квалифицироваться как ДТП

Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой. Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

Если касание машин не расценивается как авария, то водитель не обязан остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать ГАИ

В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на «ВАЗ». В объяснении владельца «ВАЗа» нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб. Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий. Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля. Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

Разъяснение «РГ»

Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.

Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.

Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.

Порядок действий при аварии

Его общая схема описана в ПДД. Участники ДТП должны остановить свои транспортные средства и ждать приезда органов полиции (если речь не идет о европротоколе). При наличии пострадавших им до прибытия медиков оказывается первая необходимая помощь.

Правила также предписывают выставление знака аварийной остановки. Он должен находиться в багажнике каждого автомобиля. Знак должен быть расположен на проезжей части на видном для других водителей месте. Убрать его можно при окончании оформления всех материалов по ДТП.

Человек должен четко знать, что нужно делать при ДТП. От соблюдения всех процедур зависит эффективное отстаивание своих прав в будущем. В первую очередь следует проследить за тем, чтобы правильно составлялись административный протокол, схема аварии.

Не следует сразу же уезжать с места происшествия. К штрафу за это добавится судебное решение о лишении водительских прав. Следует остаться и зафиксировать состояние автомобиля на камеру мобильного телефона. А также полезно собрать контактные данные об очевидцах. Их свидетельства помогут при административном разбирательстве или уголовном деле.

Ответственность виновника

Она может быть трех типов. Административная ответственность в зависимости от сложности аварии и наступивших последствий может заключаться в штрафе, изъятии водительского удостоверения. Например, штраф может быть назначен за ДТП при движении задним ходом.

Если следствием ДТП стали тяжкие телесные повреждения у пострадавшего или летальный исход, возбуждается уголовное дело. Наказание ужесточается в том случае, когда виновник был пьян, или авария повлекла за собой смерть двух и более человек.

Административные, уголовные санкции не освобождают виновника от компенсации всего нанесенного ущерба. Он может быть материальным, моральным. Часть платежей во многих случаях берет на себя страховая компания, но она и может выдвинуть регрессные требования к виновнику ДТП.

Причины ДТП и отговорки – негласные правила на дороге

Основными предпосылками для аварий является поведение водителей, пешеходов. Не последнюю роль играет дорожное покрытие. Чтобы свести риск дорожного происшествия к минимуму, можно взять на вооружение несколько советов.

Следует следить за изменениями, которые вносятся в ПДД. Ведь некоторые поправки прямо влияют на механизм передвижения в городе и за его пределами. Со временем вводятся новые дорожные знаки.

Регулярно необходимо проводить технический осмотр своего автомобиля. Его неисправности, которые могут стать причиной ДТП, можно предотвратить заранее. Это касается тормозов, рулевого управления.

Важно заранее планировать свой маршрут, ознакомившись при этом с прогнозом погоды. Предстоящие снег или дождь должны только усилить внимание водителя на дороге.

Однако не все зависит только самого водителя, поэтому ДТП становится следствием поведения других автовладельцев и пешеходов. Есть несколько негласных законов, которых придерживаются автовладельцы. Миганием различных фар предоставляется приоритет в движении друг другу, дается в разрешение для обгона.

В случае ДТП применяются разные оговорки. Первая из них заключается в неисправности светофора. Этот факт нужно зафиксировать видеорегистратором или камерой смартфона.

Водитель может утверждать, что он не видел дорожного знака вследствие темного времени суток или тумана. В ряде случаев можно настаивать на том, что указатель был установлен не по правилам.

Рекомендации автовладельцам

Несмотря на то, что в России правовое поле постоянно меняется в сторону усиления ответственности водителей, количество ДТП с годами не уменьшается. Множество аварий возникает из-за людей, принявших алкоголь.

Чтобы уменьшить для себя риск попадания в ДТП, необходимо следовать букве правил дорожного движения. Кроме того, рекомендуется поддерживать автомобиль в исправном состоянии.

Если же происшествие все же произошло, в первую очередь не следует паниковать. Нужно оставаться на месте события и принимать четкие, взвешенные действия. Стоит также уравновешено вести себя с противоположной стороной. Таким способом будет проще впоследствии отстоять собственные права.

Поэтому, подводя итог можно сказать, что в некоторых случаях ДТП получается предупредить или свести его риск к минимуму.

ДТП в разное время суток и года

Очень часто случается так, что ДТП происходит в ситуации, когда от водителя мало что зависит. Здесь имеются в виду особые климатические условия или время суток. Где-то не было выставлено освещение, кто-то не выставил предупреждающий знак. Но почти всегда виноват водитель. Почему? А потому что существует п. 10.1 ПДД РФ, который обязует водителя соблюдать скорость с учетом погодных условий, освещения, трафика и т.п.

Сотрудник ГИБДД, чаще всего, пишет в протокол, что «водитель не справился с управлением», а акт о состоянии дорожного покрытия не составляет. Ответственность за состояние дорог лежит на ДПС и дорожном надзоре указами МВД № 297 и № 410. Однако они редко возлагают ее на себя.

Что же делать в таких случаях? Обязательно нужно добиваться того, чтобы была запись о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия, либо отсутствии предупреждающих знаков в протоколе. В объяснении нужно указать, что дорожное покрытие не соответствует ГОСТ, особо отметив факт того, что именно дорожная служба не смогла обеспечить должное состояние дороги.

В схеме также факт ненадлежащего состояния дороги должен быть указан. Это даст основания для обжалования вашей виновности через суд, а также для иска о возмещении ущерба в отношении ГИБДД и дорожных служб.

Относительно освещения все несколько сложнее, так как у ТС есть технические средства освещения, поэтому п. 10.1 ПДД РФ здесь срабатывает практически всегда, но, если есть зацепки, необходимо их использовать.

Правила поведения участников: что делать, куда звонить

Как регулирует законодательство поведение участников ДТП? В ПДД, п.2.5, четко расписаны основной порядок действий участников ДТП при попадании в аварию:

  1. Для начала следует остановить свое транспортное средство. Даже если столкновение было незначительным, ДТП все равно имело место быть, уезжать нельзя. Исключением является случай, когда водители договорили между собой, составили схему аварии и поехали оформлять ее на пост ДПС.
  2. Необходимо включить «аварийку».
  3. Следом выставить знаки аварийной остановки на месте ДТП.
  4. Далее принять меры для оказания первой мед. помощи (ПМП) тем, кто пострадал. Этот пункт очень важен. В ПДД РФ прописано несколько возможностей по оказанию ПМП:
  5. а) вызвать по телефону скорую помощь;

    б) оказать ПМП самостоятельно;

    в) доставить тяжело пострадавшего на попутном ТС в лечебное учреждение;

    г) отвезти на своем транспорте (при этом сообщить свои данные, включая номерной знак ТС), после чего вернуться обратно.

  6. Освободить по возможности проезжую часть, чтобы сторонний транспорт мог спокойно проезжать мимо места аварии. При этом необходимо зафиксировать место расположения ТС-участников аварии.
  7. Вызвать сотрудников ГАИ и ждать их появления.

Нужно также отметить, что запрещается перемещать предметы, которые имеют отношению к ДТП.

Помимо исполнения правил, нужно также активно искать и привлекать очевидцев аварии. При составлении протокола необходимо проявлять участие и следить за ходом его заполнения.

Подчас случаются ДТП, участником которых является пьяный водитель. Чем грозит ДТП с пьяным водителем и как себя правильно вести? Иногда бывает, что пьяный водитель является потерпевшим. Посему виновной стороне лучше не провоцировать, а, выполнив правила п.2.5 ПДД, спокойно дожидаться в своем авто ГИБДД.

Нахождение пьяного водителя за рулем пойдет в отдельное производство, а ответственность с виновника не снимается. Если же пьяный водитель — виновник аварии, необходимо опять-таки не провоцировать агрессию, но знать свои права и по возможности выполнить п.2.5 ПДД.

Пьянство за рулем ужесточает ответственность и увеличивает размер компенсаций пострадавшим.

Отдельно необходимо пояснить по провокациям на дороге. Под провокацией понимаются действия (умышленные или нет), которые могут привести к аварии. Провокация ДТП: как различить случайную и преднамеренную подставу? Водителю, даже опытному, довольно сложно вычислить, было ли ДТП спровоцировано случайно или нет.

Да, непреднамеренные провокации зачастую делаются ввиду отсутствия опыта или по недосмотру как виновника, так и потерпевшего.

В то же время при настоящей автоподставе «жертву» выслеживают, а потом загоняют опасными маневрами. Но в данных ситуациях выход один — неукоснительное соблюдение ПДД РФ.

Главное придерживаться этой линии, а значит вызывать сотрудников ГИБДД, найти очевидцев и сохранять спокойствие. Дополнительным плюсом будет установленный видеорегистратор.

Штрафы

В КоАП РФ прописаны виды нарушений при ДТП и соответствующие санкции в виде штрафов. Конкретно при ДТП водителей обычно штрафуют за:

  • невыполнение обязанностей, указанных в ПДД РФ, п.2.5;
  • оставление места ДТП.

Какое наказание влечет скрытие с места ДТП и как быть со страховкой, если виновник — не вы? Что ждет участников ДТП, если один из них — без прав? Об этом можно прочитать в соответствующих статьях на нашем сайте.

Выплаты и возмещение ущерба

В результате ДТП потерпевший вправе рассчитывать на выплаты по ОСАГО, возмещение ущерба через суды. Также, если водитель заключил договор КАСКО с одной из компаний-страховщиков, он вправе рассчитывать на компенсацию за повреждения своего ТС.

Порядок действий при разбирательстве ДТП, участник которого не имеет ОСАГО, несколько осложняется. Однако, если соблюдать определенные правила, все может оказаться не так плохо.

ДТП – это чрезвычайная ситуация, которая может коснуться любого автовладельца. Правовой нигилизм, невежество на дороге могут лишь усугубить негативные последствия аварии. Также вы можете скачать образцы заявлений возмещения ущерба при ДТП.

Есть множество нюансов, поэтому только знание базовых понятий, норм законодательства и практических рекомендаций поможет водителю повести себя правильно при ДТП. Помните, что безопасность на дороге необходимо соблюдать всегда

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

Тождественное определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения (утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Иной вид ДТП — бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также «иной вид ДТП». Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью «Бесконтактное ДТП. Судебная практика»

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли «пострадавший» автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что «из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие» (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Что не считается ДТП

Теория и практика говорят о том, что дорожное происшествие нельзя рассматривать как таковое, если неприятность случилась с автомобилем во время его стоянки (более 5 минут). Исключение составляют ситуации, когда с ним столкнулся другой транспорт.

Падение на машину дерева, снега с крыши, элементов фасада здания под понятие «ДТП» не подпадает. Не будут считаться ДТП хулиганские действия в отношении стоящей машины.

Например, злоумышленник наносит царапины, разбивает лобовое стекло, делает на автомобиле различные надписи. Тогда указанные действия рассматриваются правоохранителями в ином порядке.

Все описанные случаи причинения автомобиля ущерба в финансовом плане может покрыть страховка КАСКО. При этом в соглашении со страховой компанией следует оговорить процедуру получения страховки.

Классификация участников ДТП

Текущий год только наступил. Однако статистика ДТП за 2018 год в России говорит о том, что зафиксировано на данный момент порядка 130 тысяч дорожных аварий. Они произошли как по вине водителей, так и вследствие действий пешеходов. Кроме того, способствует ДТП плохое качество дорог.

Водители, пешеходы – не исчерпывающий круг участников происшествий. Часто дорожные аварии происходят с участием велосипедистов, людей, управляющих мотоциклами, мопедами. Причем, та же статистика говорит о том, что мотоциклисты больше причастны к происшествиям, чем сидящие за рулем обычного транспорта.

Еще в круг участников ДТП с полным правом можно отнести детей. Они мало знакомы с правилами дорожного движения и переходят дорогу в неположенных местах по пути в школу или домой. Поэтому с детьми регулярно проводятся профилактические беседы с участием сотрудников ГИБДД.

Как для многих не покажется странным, в качестве субъекта происшествия могут выступать животные. Например, если сбить на проезжей части домашнюю собаку, это тоже рассматривается как ДТП.

Иногда водители не видят, что животное попадает под колеса, и едут дальше. В таком случае уже появляется судебная практика, которая подтверждает правомерность привлечения сидевшего за рулем к ответственности за оставление места ДТП.

Основные причины ДТП в России

Причины аварий на дороге могут быть разными. Основная из них – это нарушение норм правил дорожного движения в части соблюдения, скоростного режима, обгона, проезда перекрестка или светофора.

Сказанное касается и игнорирования дорожных знаков. Кроме того, к значительной части ДТП причастны нетрезвые водители.

Вина водителя также очевидна при несоблюдении режима пересечения железнодорожных переездов. В этом случае крупный денежный штраф сопровождается лишением права управления автомобилем.

Если говорить о ДТП, причины их возникновения могут зависеть от водителя в меньшей степени. Под этим подразумеваются погодные условия или неудовлетворительное состояние дорожного покрытия.

Инциденту также могут способствовать поломка автомобиля (например, отказ тормозов) или резкое ухудшение самочувствия сидящего за рулем (обморок, сердечный приступ).

К ДТП могут быть причастны пешеходы, переходящие проезжую часть в неположенном для этого месте. Некоторые личности сознательно бросаются под колеса двигающегося автомобиля, пытаясь таким способом свести счеты с жизнью.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *