Психологический критерий

Здоровье и здоровый образ жизни: общие понятия и содержание

1.1. Определение понятий

Существует ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев здоровья человека. Эти критерии следующие:

  • отсутствие болезни;
  • нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;
  • полное физическое, умственное, духовное и социальное благополучие;
  • способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования;
  • способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Обычно руководствуются определением здоровья, данным в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщенном виде «здоровье» можно определить как способность человека приспосабливаться к окружающей среде с учетом собственных возможностей, противостоять внешним и внутренним воздействиям, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, увеличивать объем полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова «благополучие» в Словаре русского языка (Ожегов СИ.) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а «счастье» — «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

Отсюда следует, что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается благополучие и счастье.

Однако достижение благополучия и счастья возможно лишь при постоянном сохранении и укреплении здоровья, соблюдении правил здорового образа жизни. Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и совершенствование своих духовных, физических и социальных качеств. Это, прежде всего, постоянное познание себя, своего места и роли в окружающем мире, совершенствование своих духовных и физических возможностей, обеспечение социального благополучия. Необходимо также подчеркнуть, что здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, и ценностью общественной.

Общественное здоровье представляет собой общественную, социально-политическую и экономическую категорию, которая характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма. Оно складывается в конечном итоге из здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зависит от другого.

В этом положении нет ничего нового и необычного. Рассмотрим высказывания по этому поводу Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В трактате «Об обязанностях» говорится: «Обязанности мудрого — заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины».

Основой человеческого здоровья все больше выступает духовная его составляющая. К этому люди пришли не сегодня. Обратимся снова к высказываниям Цицерона: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, очень мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность событий, видит их причины, причем предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна, прежде всего, склонность изучать и исследовать истину».

Духовное и физическое здоровье — это две неотъемлемые части здоровья человека, которые должны находиться постоянно в гармоническом единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья в целом. Поэтому, рассматривая вопрос об общем индивидуальном здоровье, необходимо иметь в виду две его составляющие: духовное здоровье и физическое, здоровье разума и тела.

Разум — это способность человека познавать себя и окружающий мир, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать наиболее вероятные события, оказывающие основное влияние на жизнь, это модель (программа) поведения, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект и достоверней прогноз событий, чем точнее модель поведения и устойчивей психика, тем выше уровень духовного здоровья.

Физическое здоровье человека — это способность его тела реализовывать индивидуальную программу поведения и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Духовная и физическая составляющие должны постоянно находиться в гармоническом единстве, ибо это две неразрывные части общего индивидуального здоровья человека. Вот как об этом сказано в книге «Построение мощной нервной силы» американского диетолога Поля Брегга: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из-за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой — зеленый. После трагического сражения кто-то взглянул на обе стороны щита — одна сторона была красная, другая — зеленая. Есть также две стороны щита здоровья — физическая и духовная — и они обе важны. Обе эти стороны — физическая и духовная — так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья».

Физическое здоровье обеспечивается физической активностью и рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, а также исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Оно определяется тем, как мы относимся к окружающей среде или к какому-либо определенному лицу или вещи, области знаний или принципу. Достигается духовное здоровье и умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить — это дело совести каждого.

Вот как об этом говорит Н.М. Амосов: «От Бога нельзя отказываться, даже если его нет. Только в нем надежное условие морали. Бог многообразен. Для одних он только запустил небесную механику и отстранился, для других — не позволяет даже волосу с головы упасть без его воли. Для неразумных нужен Ад и Бог карающий, для интеллектуалов достаточно верить, что существует (из какой-то материи) носитель идеала, добра, укоряющий за грехи самим своим постоянным присутствием».

Следовательно, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Средства к этому — несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее — усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры».

1. 2. Факторы, влияющие на здоровье

Все факторы, влияющие на здоровье человека, можно подразделить на три группы: модифицируемые (духовные и социальные), трудномодифицируемые (например, состояние окружающей среды) и немодифицируемые, на которые человек не в силах повлиять (например, наследственная предрасположенность к различным заболеваниям). Рассмотрим подробнее влияние каждой из этих групп.

Модифицируемые факторы. Духовный фактор (понимание здоровья как способности к созиданию добра и самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи) является наиболее действенным компонентом здоровья и благополучия. Путем создания установки на здоровый образ жизни этот фактор способен оказать наиболее действенное влияние на развитие наследственных задатков человека, ослабить отрицательное влияние окружающей природной или социальной среды.

Трудномодифицируемые факторы. Состояние окружающей среды прямо влияет на здоровье, и даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить до 20%.

Немодифицируемые факторы. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты физического и психического здоровья. Степень предрасположения к определенным видам заболеваний может составлять от 20 (инфекционные болезни) до 99% (наследственная патология).

Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни — трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, — это одно, а вести его — совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. Однако зачастую довольно приятные на короткое время ощущения могут оказать вредное воздействие на здоровье. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом определяет индивидуальный образ жизни. Степень его влияния на здоровье может составлять до 50%.

Социальные факторы также значительно влияют на наше здоровье и благополучие. Уровень благополучия, а следовательно, здоровья в этом случае может быть высоким тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское обслуживание. Влияние качества медицинского обслуживания на здоровье человека составляет 10%.

Необходимо подчеркнуть, что каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия — непрерывный процесс, связанный с поведением человека. Духовное и физическое начала в человеке неразрывно связаны и взаимозависимы, и каждый из нас отвечает за то, чтобы быть здоровым и телом и душой.

Отметим в заключение, что по этому вопросу удачно высказался Н.М. Амосов: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек настолько совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

1. 3. Репродуктивное здоровье —

составная часть здоровья человека и общества

Понятие репродуктивного здоровья связано с понятием репродукции (то же, что размножение) — воспроизведения организмами себе подобных.

Существование любого вида живых существ возможно только благодаря смене поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.

Однако если у всех остальных видов живых существ воспроизводство и смена поколений происходит на основе биологических программ и зависит от внешних условий, то наделенный разумом человек может влиять на их реализацию, т. е. управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства.

Поэтому процесс воспроизводства в человеческом обществе включает в себя не просто рождение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена общества, способного выполнять все необходимые функции, обеспечивающие социальное развитие общества. По нашему мнению, именно это и определяет основное содержание понятия «репродуктивное здоровье».

Для характеристики состояния репродуктивного здоровья человека и общества существует несколько критериев, из которых наиболее значимы следующие:

  1. Устойчивая мотивация человека на создание благополучной семейной жизни и привлекательности личностной модели хорошего семьянина.
  2. Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства.

Эти критерии наиболее полно характеризуют репродуктивное здоровье как основную составляющую здоровья человека и общества.

Устойчивая мотивация на создание благополучной семьи.

Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Семья — малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В современном обществе семья состоит из супругов и их детей, представляя собой морально-правовой союз мужчины и женщины.

Характер взаимоотношений супругов подчиняется социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. В значительной степени он подвержен влиянию социального устройства, особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

Законодательство РФ («Семейный кодекс РФ» введен в действие с 1 марта 1996 г.) исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на основе взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей и развитии личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию — рождение и воспитание детей. В семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. Семьей определяется и функция досуга, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

Таким образом, устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи, где во взаимоотношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, способность выбрать спутника жизни и характеризуют уровень репродуктивного здоровья человека.

Анализ статистических данных и опросов молодежи о значении ценности создания счастливой семейной жизни в России свидетельствует о том, что за последнее время она резко теряет свою привлекательность. Отмечено, что начиная с 1990 г. уменьшается число ежегодно заключаемых браков в России. В 1990 г. на 1000 человек населения приходилось 8,9 заключенных браков. В 1995 г. это число составило 7,3, в 1999 г. – 6,3.

За последние годы возрос показатель, характеризующий соотношение числа регистрируемых разводов и браков: с 424 разводов на 1000 браков в 1990 г. до 585 разводов на 1000 браков в 1999 г. Растет число детей, живущих в неполных семьях. Кроме того, постоянно растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке.

Это позволяет сделать общий вывод о том, что идеал человека, способного создать благополучную семью и стать «хорошим семьянином», резко теряет свою привлекательность. Падает значимость самой ценности счастливой семейной жизни. Среди молодежи заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что состояние здоровья человека, в том числе репродуктивного здоровья как составной части здоровья, за последнее время постоянно ухудшается. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, за их здоровье определяет уровень репродуктивного здоровья человека и общества.

Семья как начальная ячейка общества и государства в целом должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать из него человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.

Оценить уровень репродуктивного здоровья семьи и общества и целом с определенной степенью достоверности можно с помощью имеющейся статистики. «По данным Минздрава России, лишь 14% детей школьного возраста практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% — хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза — патология органов

пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз — нарушение осанки, в 4 раза — нервно-психических расстройств. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения»1.

В письме министра здравоохранения РФ от 25 марта 1997 г. Правительству РФ указывалось, что, по данным Госкомстата России, заболеваемость подростков за последние 5 лет (1992-1997 гг.) увеличилась на 26,3%. Увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней.

В письме обращено внимание на существенный рост числа подростков, состоящих на диспансерном учете по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса — в 31,5 раза, нарко- и токсикоманией—в 7 раз, туберкулеза — на 37,4%, гонореи — на 18,5%. Ежегодно количество юношей, страдающих заболеваниями, которые требуют спортивно-оздоровительной коррекции, увеличивается на 12-15%.

По данным МВД России, растет преступность среди несовершеннолетних. В целом среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14-17 лет составляет 11,8%. Материалы статистики свидетельствуют также о стремительном росте алкоголизации и токсикомании в подростковой среде. Практически половина поставленных на учет в 1997 г. наркоманов и токсикоманов является несовершеннолетними.

Анализ ежегодного государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации, 2000 год» показывает, что в 1999 г. показатель заболеваемости детей туберкулезом составил 17,6 на 100 тыс. детей в возрасте до 14 лет (1997 г. — 14,9). Зарегистрировано 516 ВИЧ-инфицированных детей в возрасте до 14 лет.

Растет алкоголизация детей в возрасте до 14 лет. В 1999 г. число подростков, стоящих на профилактическом учете в связи с употреблением наркотических средств, составило 234,2 на 100 тыс. (1997 г. — 108,1 на 100 тыс.). В определенной степени уровень здоровья подрастающего поколения характеризует анализ состояния здоровья юношей, подлежащих призыву на военную службу. Так, по имеющейся в Генеральном штабе ВС РФ информации по итогам призыва 1997 г. отмечено, что почти каждый третий юноша освобожден от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

1 Международная ассоциация «Личность, экология, мир». ЕМП «Кольцо», 1993.

Низок уровень физической подготовленности призывников; снижается уровень общеобразовательной подготовки юношей (общее полное образование имели около 70% призывников, основное общее — 25%, а 5% имели только начальное общее образование). Кроме того, отмечено, что среди призывников 6% имели судимость, до 8% состояли на учете в милиции за правонарушения, до 12% регулярно употребляли спиртные напитки, около 8% пробовали наркотики.

Учитывая эти данные, оценить положительно общее состояние репродуктивного здоровья семьи и общества в России представляется затруднительным.

Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства. Это своего рода итоговый показатель состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества. Демографическое состояние страны характеризует в обобщенном виде здоровье ее отдельных граждан и общества в целом.

Правящие силы многих государств и народов рассматривают рост демографического потенциала в качестве основной гарантии выживания в процессах мирового и регионального соперничества и борьбы.

Лучшие умы России связывали ее будущее с ростом численности ее народонаселения и с развитием его высоких духовных и созидательных качеств. Об этом писал M.R. Ломоносов; эту тему развил Д.И. Менделеев, который, основываясь на демографических показателях начала века, определял вероятную численность народонаселения Российской империи в 2000 г. в 594,3 млн. человек.

Однако революция 1917 г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг., а также распад СССР внесли существенные коррективы в этот прогноз. Численность населения России в 1999 г. составила 145,6 млн. человек.

Низкой остается продолжительность жизни населения России: на 1994 г. она составила для мужчин 57,7, для женщин 71,3 года, и, по долгосрочным прогнозам, останется близкой к этому уровню (так, у родившихся в 1993 г. мужчин средняя продолжительность жизни составит 58,9 лет, у женщин 71,88 года). Для сравнения: средняя продолжительность жизни граждан США и Англии — 75 лет, Канады — 76, Швеции — 78, Японии — 79 лет.

Оценка уровня репродуктивного здоровья с точки зрения демографических процессов, происходящих в России, также оставляет желать лучшего.

В заключение необходимо отметить, что сохранение и укрепление уровня репродуктивного здоровья подрастающего поколения является приоритетной задачей образования. Еще раз подчеркнем, что индивидуальное здоровье каждого человека и здоровье общества являются единой неразрывной системой. В конечном итоге здоровье общества складывается из здоровья его членов. Поэтому в настоящее время очень актуальной стала задача обучения детей в школе основам здорового образа жизни. Обучение тому, как обеспечить свое духовное, физическое и социальное благополучие, поможет поднять уровень здоровья каждого человека и общества в целом, изменит к лучшему демографическую обстановку в стране.

1.4. Здоровый образ жизни

как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья

Ранее мы познакомились с основными понятиями и определениями здоровья человека, репродуктивного здоровья человека и общества и пришли к выводу, что уровень здоровья во многом зависит от здорового образа жизни.

Исходя из определения здоровья как состояния полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов, понятие «здоровый образ жизни» можно сформулировать следующим образом:

здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.

Здоровый образ жизни — это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносит здоровью своим поведением. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.

Почему мы предлагаем считать здоровый образ жизни «индивидуальной системой поведения»?

Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам и по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени окружающая человека среда (дом, семья и т. д.) носит индивидуальный характер, значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят; все могут заниматься спортом, но занимается им сравнительно мало людей; все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, доброжелательные отношения с окружающими.

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка.

Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, продуманная и спланированная индивидуумом система поведения, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и при этом уверен, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья.

Необходимо отметить, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер и имеют ряд специфических направлений, связанных с проблемами возраста.

В пособии освещен ряд составляющих здорового образа жизни с учетом особенностей подросткового возраста. Отметим, что каждый учащийся должен понять, что здоровый образ жизни — динамическая система поведения, основанная на глубоких знаниях различных оказывающих влияние на здоровье человека факторов и выборе алгоритма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, его постоянное корректирование с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей.

Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Удовольствия от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая каждым индивидуальная система здорового образа жизни имела привлекательность, необходимо видеть конечную цель усилий, понимать, чего же личность хочет добиться, ведя здоровый образ жизни.

Перефразировав Цицерона, можно конечную цель определить так: здоровый образ жизни — это система поведения, имеющая целью достижение благополучия для себя, для семьи и государства. Только при реализации этой триады человек может быть счастлив.

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения. Выбор пути должен сделать каждый человек самостоятельно и при этом выработать в себе ряд необходимых качеств. Для этого необходимо:

  • иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
  • знать свою родословную (исторические и биологические корни семьи) как основу сохранения физического и психического здоровья;
  • уметь управлять своим поведением, способствующим сохранению и укреплению здоровья;
  • стремиться быть хозяином своей жизни, верить в то, что избранная вами система поведения, образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;
  • выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, уметь получать от жизни радость;
  • развивать чувство самоуважения, проникаясь осознанием того, что живешь не зря и в состоянии решить все стоящие перед тобой задачи;
  • постоянно соблюдать режим двигательной активности: удел человека — вечно двигаться, нет никаких средств, которые бы заменили движение;
  • соблюдать правила гигиены;
  • быть оптимистом, ставить перед собой достижимые цели и не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство — в принципе недостижимая вещь;
  • радоваться успехам; во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

Все это входит в содержание понятия здорового образа жизни. Достичь высокого уровня здоровья можно при условии, если постоянно соблюдать правила здорового образа жизни.

Содержание

Что такое психическое здоровье

Психическое здоровье человека – это, по определению ВОЗ, состояние человека, при котором у него отсутствуют какие-либо отклонения в психике, а также благополучно реализуется собственный потенциал, успешно выполняется необходимая деятельность и вносится вклад в развитие социума.

Критерии психического здоровья личности

В узком смысле психическое здоровье должно характеризоваться отсутствием у человека признаков душевных расстройств, среди которых, по мнению немецкого психиатра Э.Крепелина, психозы, психопатии, слабоумие и неврозы.

В более широком понимании, по концепции ВОЗ, к критериям психического здоровья личности можно отнести следующие показатели:

  • осознание уникальности и постоянства собственного «Я»;
  • константность и идентичность реакций психики на схожие ситуации;
  • критичность к собственной психической деятельности и ее результатам;
  • адекватность реакций частоте и силе воздействий среды на психику;
  • способность управлять собственным поведением в соответствии с правилами, установленными в социуме;
  • умение ставить цели, выстраивать план деятельности и доводить начатое дело до результата;
  • способность изменять свое поведение в зависимости от изменяющейся ситуации.

Уровни психического здоровья

Всемирная организация здоровья также определяет основные уровни психического здоровья.

Так, первый и высший уровень – идеальное психическое и физическое здоровье человека. Гармоничное развитие, в наличии все критерии здоровья психики, отсутствие предпосылок к развитию душевных заболеваний.

Второй уровень – среднестатистический. Это, можно сказать, «норма», которая характерна для популяции, возрастной группы, пола, социального положения и условий, в котором находится человек.

Третий уровень – уровень акцентуаций. Это заостренные черты темперамента и характера, которые граничат с нормой и при очень неблагоприятных условиях могут перетечь в заболевания психики.

Четвертый уровень – предболезнь. У человека начинают проявляться точечные симптомы душевных расстройств.

Факторы психического здоровья

При оценке психического здоровья необходимо учитывать, в каких условиях находится человек и что его окружает.

Так, одним из главных факторов, влияющих на психическое здоровье человека можно назвать благоприятную социально-экономическую обстановку в месте, где он проживает. Если индивид чувствует себя в безопасности, у него достаточно средств на проживание и он относительно свободен в своей жизни и деятельности, то и его состояние психики, скорее всего, около нормы.

Другой фактор – высокий уровень интеллекта. Здесь психическое здоровье рассматривается как фактор эффективной деятельности. Человек должен понимать причины и следствия разных событий, уметь делать прогнозы происходящего в зависимости от ситуации, обдумывать решения и анализировать результаты.

Уровень воспитания – также значительный фактор. Чем больше социальных правил человек усвоил в детстве, тем устойчивее будет его психика.

Индивидуально-личностные особенности определяются скоростью передачи импульсов по нервным волокнам и детерминируют поведение человека в стрессовых ситуациях.

Наследственный фактор является основой психического здоровья: чем устойчивее оно у родителей, тем крепче у ребенка.

Портрет психически здорового человека

Здоровый человек отлично умеет выстраивать отношения с людьми независимо от разницы в интересах или социальном положении. Он принимает людей со всеми их достоинствами и недостатками, умеет удерживать баланс между «брать» и «давать» в отношениях с окружающими.

Такой человек хочет и может работать, заниматься профессиональной деятельностью и быть успешным в ней. Он умеет играть с детьми и со взрослыми, в серьезные и шутливые игры, умеет играть словами и метафорами. Это творческая личность, имеющая свои хобби и интересы.

Психически здоровый человек автономен – его действия ни от кого не зависят, он критически относится к оценочным суждениям, он самостоятелен и ответственен в том, что делает. Он понимает этические и нравственные нормы, устойчив в эмоциональном плане и имеет стратегию гибкого использования защитных механизмов психики. Такой человек способен к рефлексии, имеет адекватную самооценку и высокий уровень осознанности.

Психическое здоровье детей и подростков

Дети, а особенно подростки характеризуются неустойчивой психикой и наличием акцентуаций характера. В зависимости от типа акцентуации, у детей и подростков могут возникать различные проблемы с психическим здоровьем. Например, при шизоидном типе часто проявляется чрезмерная замкнутость и помешательства на чем-либо, при циклоидном – постоянное движение по кругу эмоций от эйфории до апатии и обратно, при истероидном – чрезмерная потребность во внимании со стороны окружающих. С взрослением и получением жизненного опыта углы характера чаще всего сглаживаются, но при неблагополучной ситуации, например, эмоциональном насилии в семье или из-за серьезных травматичных для психики потрясений, может возникнуть психическое заболевание.

К признакам снижения психического здоровья у подростков можно отнести чрезмерную замкнутость, агрессивность, плаксивость, раздражительность, склонность к девиантному поведению или правонарушениям, наличие разного рода зависимостей.

Способы сохранения психического здоровья: мои советы

Как сохранить психическое здоровье человека? Для этого важно соблюдать простые правила, влияющие не только на психическое, но и на соматическое здоровье.

Первое – правильно питаться. Слишком сладкая и жирная пища в чрезмерных количествах приводит к изменению работу гормональной системы. В результате чего изменяется и состояние психики. Также на нем сказывается недостаток полезных микроэлементов и витаминов.

Второе – быть активным в физическом плане. Во время занятий физкультурой и спортом мозг насыщается кислородом, вырабатываются полезные гормоны и устраняются негативные мысли.

Третье – стремиться к самопознанию. Принимать свои сильные и слабые стороны, работать над последними; учиться контролировать свои эмоции, выявлять у себя новые таланты и способности.

Преодолевать зависимости. К этому пункту относятся как химические, так и психологические виды. Избавившись от алкоголя, сигарет, зависимости от мнения и поведения других людей, можно здорово укрепить состояние своей психики за счет возникновения нового ощущения свободы.

Было бы неплохо научиться управлять собственным стрессом. Человек должен уметь реагировать на стрессовые ситуации наиболее безболезненным для себя образом.

Изменить образ мышления на позитивный. Учиться играть, видеть радости в мелочах, находить положительные стороны в неприятных ситуациях, не поддаваться унынию и избирательно относиться к критике себя окружающими.

Профилактика психического здоровья

Профилактикой нарушения любого вида психического здоровья является создание для ребенка или для себя комфортной обстановки, в которой не приходится постоянно испытывать сильное напряжение. Даже при серьезных стрессах на работе или в школе у человека должно быть такое место, в котором он может привести в порядок свои мысли, и люди, с которыми можно поделиться наболевшим без страха быть осужденным. Ежедневная работа над собой по развитию собственной личности – это лучший из путей и способов сохранения психического здоровья.

Психический компонент здоровья – это его неотъемлемая составляющая, так как человек с больной душой не может считаться здоровым даже при идеальном физическом состоянии. Методы сохранения и укрепления психического здоровья заключаются в личностном развитии, работе над собственными недостатками и поиском новых позитивных черт, способностей и талантов.

Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование”. Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии.

ГЛАВА II. Раскрытие психологических потенциалов в поддержании и развитии здоровья личности

Тема 2.1. Роль психической саморегуляции в поддержании и развитии здоровья личности

Формирование психического здоровья предполагает гигиену тела и психогигиену, самовоспитание, самоуправление.

Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания или изменения характера их протекания . Психическое самоуправление и саморегуляция соотносятся между собой как целое и частное: управление включает в себя регулирование. Переход от самоуправления к саморегуляции – это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Если саморегуляция, как правило, подчинена решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу – выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию целей, самовоспитания.

В современных психологических исследованиях понятие «саморегуляция» трактуется по-разному. Среди основных подходов выделяются несколько. Саморегуляция – это:

    • особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;

    • управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями;

    • целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом;

    • целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий;

    • «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека;

    • взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.

С практической точки зрения важно уяснить, что саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями, и как следствие – поведением .

В психологической науке существует множество подходов к классификации уровней психической саморегуляции. Рассмотрим уровни психической саморегуляуии с позиций психофизиолога Л.П. Гримака . Выделяются следующие уровни:

    • информационно — энергетический;

    • мотивационный;

    • эмоционально – волевой;

    • индивидуально – личностный.

Тема 2.2. Информационно – энергетический уровень саморегуляции (ЭИУС)

Данный уровень регуляции обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психики. Режим работы психики определяется той задачей, которая решается в данный момент, и ее соответствующим энергетическим обеспечением. Чрезмерная психическая активность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводит к ее разрядке через речевые, двигательные, физиологические реакции внутренних органов. Недостаток психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые вырабатывают большое количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, повышая уровень его бодрствования.

Выявлено три основных типа саморегуляции на ЭИУС:

    • Реакция «отреагирования».

    • Катарсис.

    • Ритуальные действия.

Реакция «отреагирования»

Она заключается в усилении двигательной или психической активности. Человек буквально «не находит себе места», беспрестанно двигается, ходит, стремится «излить душу» в разговоре даже с посторонним человеком. Двигательное «отреагирование» носит охранительный характер.

Своеобразным способом регуляции многих тяжелых состояний является использование возможностей реагирования на эстетическую информацию.

Катарсис (очищение)

Психологический смысл катарсиса в настоящее время определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведения искусства, способ освобождения от отрицательных переживаний и мыслей, состояние внутреннего облегчения. Катарсис можно считать средством преодоления и вытеснения противоречивых, тяжелых, мучительных переживаний, переживаниями положительными.

Ритуальные действия

Этот вид саморегуляции является распространенным способом воздействия на психику через соответствующую организацию внешних условий в целях стимуляции или, наоборот, снижения избыточной ее активности. В ритуале, как типе саморегуляции, исполнение действий строго канонизируется, значение их чисто символическое. Ритуал призван что-то внушить человеку, как-то его настроить, привить определенную стереотипную реакцию.

Обряды и ритуалы отражают потребность человека в определенном психологическом настрое, эмоциональном подкреплении, воздействии на подсознание, поддержании соответствующих состояний, регулирующих психическую устойчивость в трудных условиях деятельности.

Тема 2.3. Мотивационный уровень саморегуляции

Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации. В психологическом плане можно выделить три группы основных факторов, определяющих различия в мотивационной саморегуляции людей.

  1. Индивидуально- личностные факторы.

  2. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой.

  3. Смыслообразующие факторы.

Индивидуально- личностные факторы

  1. Сила мотивации, т.е. заинтересованность человека, в чем либо, проявляющаяся в психической энергии определенной интенсивности.

  2. Осознанность мотивационных тенденций. В той или иной степени каждый человек осознает свои хорошие или дурные привычки и влечения, отдает себе отчет, насколько они устойчивы и в какой степени захватывают его внутреннюю сущность. Но человек может и не осознавать свои истинные жизненные потребности и стремления. В нашей мотивационной сфере немало неявных побуждений и стремлений, часто неосознанных, но оказывающих свое активизирующее действие. Некоторые привязанности, побуждения, мотивы настолько захватывают личность, что она не может взглянуть на них со стороны и осознать их смысл.

  3. Смысловая насыщенность мотивации характеризует индивидуальный смысл содержательной стороны жизни личности. Человек ведет либо содержательную, насыщенную жизнь, либо не имеет долговременной цели в жизни, часто занимается бессмысленном делом, «убивает время».

  4. Целостность мотивационных тенденций — характеристика направленности интересов личности степени ее социально – психологической устойчивости. Недостаточное развитие данного свойства проявляется в виде разобщенности жизненных планов и стремлений, их неувязанности друг с другом.

  5. Реалистичность мотивации. Четкость представления себе, когда и каким способом следует добиваться поставленных целей. Поведение, в данном случае, мало расходится с истинными намерениями. В противном случае человек будет часто наталкиваться на непредвиденные обстоятельства, затрудняющие осуществление его планов.

  6. Эмоциональная устойчивость мотивации. Человек с эмоциональной устойчивостью мотивации не склонен менять свои установки и намерения в зависимости от настроения. Постоянная импульсивность намерений и действий, неспособность долго заниматься каким- либо делом, периодическое увлечение второстепенными задачами – показатель неразвитости эмоциональной устойчивости.

  7. Ситуационная независимость мотивации, то есть устойчивость мотивации во времени, когда на повседневное поведение человека оказывает решающее влияние перспективные цели. Ситуационная зависимость предполагает, что человек легко проявляет импульсивность, на его поведение оказывают сильное влияние обстоятельства и внешняя обстановка.

Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой

  1. Депрессивность потребностей — мало осознаваемое смутное переживание неудовлетворенности своим жизненным положением.

  2. Кризис принятия мотивов – состояние, которое характеризуется тем, что человек не может сделать окончательный выбор в данной ситуации.

  3. Кризис реализации мотивов – обусловлен расстройством собственных планов, целей, надежд. Может сопровождаться отрицательными переживаниями, вплоть до общего снижения интереса к жизни.

Смыслообразующие факторы

  1. Внешне опосредованная регуляция. Для саморегуляции используются не прямые способы самовоздействия (самоубеждение, самоприказ и т. п.) а какое-то необязательное, отвлекающее занятие, хобби, прогулки, путешествия, общение с искусством, людьми.

  2. Активная смысловая регуляция. Требует прямых интеллектуальных усилий, переосмысления сложившийся ситуации, попыток с иных позиций взглянуть на свои желания и побуждения, открыть для себя новое видение жизни.

  3. Резервная мотивация. Необходимость в резервной мотивации возникает, когда требуются дополнительные побудительные ресурсы. Примером может быть выполнение нужной, но неинтересной работы.

Методы непосредственной мотивационной саморегуляции

  1. Аутогенная тренировка. АТ как метод саморегуляции позволяет дополнительно использовать в качестве приема своеобразный диалог с собой, по результатам которого можно судить о прочности закрепления необходимого психического образования. Использование диалога повышает эффективность субъективного контроля психологической готовности человека к предстоящей деятельности.

  2. Самогипноз. Это целая система общения с собой, состоящая из трех стадий:

  • «Ревизия» своих мотивов. Человек мысленно смотрит на себя со стороны, оценивает свои желания, стремления, моральную чистоту своих жизненных целей. В результате выявляются слабые места. Человек корректирует систему мотивов, обновляет внутренние установки, приобретает смысл.

  • Предгипнотическая беседа с самим собой. Вслух, внятно и осмысленно резюмируются результаты пересмотра и переоценки своих мотивационных ценностей. На данном этапе себе могут быть заданы уточняющие вопросы, на которые должны быть даны четкие, откровенные ответы.

  • Действия. Стадия первоначальной реализации мотивов.

Тема 2.4. Эмоционально-волевой уровень саморегуляции

К данному уровню психической регуляции принято относить свойства, особенности, возможности человека которые он реализует при участии волевых процессов. Другими словами, эта сфера самообладания – умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях. Самообладание можно рассматривать как баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, независимо от факторов времени (К.К. Платонов, 1982)

Волевое действие представляет собой конечный результат сложной «обработки самого себя», то есть результат общения с собой. Автокоммуникация лишь предпосылка к волевому, логическому поступку. Для реального поступка человек должен располагать развитыми механизмами самоконтроля и саморегуляции.

В зависимости от ситуации или задачи, существенно меняются способы и виды работы над собой. Рассмотрим основные типы психической саморегуляции на данном уровне.

  1. Самоисповедь.

  2. Самоубеждение.

  3. Самоприказ.

  4. Самовнушение

  5. Самоподкрепление.

Самоисповедь как разновидность саморегуляции

Самоисповедь – начальный и необходимый момент процесса общения с собой. Самоисповедь является, по существу, полным внутренним отчетом перед собой о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и о своей истинной роли в них. Осознание своих опрометчивых слов, неблаговидных действий, у морально развитого и воспитанного человека вызывает чувство досады, сожаления, самоосуждения. Затянувшееся переживание такой ситуации создает предпосылку к развитию комплекса неполноценности. Поэтому самоисповедь, процесс высказывания помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует.

Психологическая потребность в самоисповеди реализуется в разнообразных формах: поделиться своими переживаниями с незнакомым человеком, с близким другом, членом семьи, исповедоваться в церкви, самоисповедь.

Во все времена большую психопрофилактическую роль играли дневники, записи своих размышлений, переживаний. В наши дни людям не хватает времени для душевного общения, что является причиной психического напряжения. Современный человек часто вынужден поступать вопреки собственной личностной мотивации, вследствие некритического восприятия шаблонных поведенческих установок. Формирование привычки к самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности в поведении, а также задействует механизмы интеллектуального и морального контроля.

Самоубеждение как специфический вид саморегуляции

Самоубеждение–это процесс коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов. Основой данного процесса является логическое обоснование практической пользы того или иного действия.

Метод самоубеждения – один из самых действенных психологических инструментов самоуправления личности, отбора необходимой для этого информации, преодоления чужих, чуждых установок, собственных предубеждений, которые препятствуют адекватному восприятию действительности. Чтобы избежать неблаговидных поступков, разумно корректировать их, необходимо вовремя обращаться к собственному интеллекту. Мощный и развитый интеллект в состоянии противостоять самым невероятным жизненным обстоятельствам.

Наиболее действенным способом самоубеждения (самоутешения) будет тот, который опирается на трезвый интеллект, объективный подход к проблемам и противоречиям жизни. Активный поиск помогает найти реальные пути решения жизненных проблем, а также проверяет человека и придает ему уверенность.

Самоприказ как разновидность саморегуляции

Самоприказ, как элемент эмоционально – волевой саморегуляции, обеспечивает решительные действия в условиях ясной цели и ограниченного времени для раздумий. При выработке данного навыка формируется своего рода рефлекторная связь между внутренней речью и действием. Самоприказ – это «пусковой» стимул, который применяется в различных методах самоубеждения.

Самовнушение как особый вид саморегуляции

Самовнушение – это психорегулятор, который действует на привычном стереотипном уровне и не требует творческих усилий по анализу и разрешению затруднительной ситуации.

Эффект самовнушения известен с древних времен, но наибольшую известность получил как метод самовнушения Э. Куэ. Куэ первым предложил методы контроля мысли и подчеркивал, что позитивные мысли оказывают большое влияние на самочувствие и поведение человека.

Влияние самовнушений проявляется особенно эффективно, когда словесные сигналы сопровождаются яркими, образными представлениями.

Самоподкрепление и его роль в саморегуляции

Самоподкрепление относится к числу контролирующих реакций саморегуляции жизнедеятельности, т.е. базируется на механизме самоконтроля.

Реакции самоподкрепления (или самонаказания) регулируют поведение человека постоянно и непрерывно, включаясь в зависимости от ситуации.

Многие специалисты (К. Прайор и др.) считают самоподкрепление одним из наиболее полезных и действенных механизмов саморегуляции. Часто человек не получает благодарности даже от самих себя, что вызывает повышенную нервозность и депрессии. Развитая личность выбирает положительные способы подкрепления (прогулки, беседы с друзьями, чтение книг и т.п.), а не отрицательные (сигареты, пиво, пища, и т.п.).

Большое значение имеет самоодобрение. В основе методики самоодобрения лежит одобрение, каких – то своих действий, планов, итогов и результатов. Верное понимание причин собственных недостатков, страхов и неудач позволяет более спокойно и выдержанно относится к таким же недостаткам у других, что приводит к разумному отношению к себе, к окружающим, и, в конечном результате, к жизни.

Самоодобрение создает ощущение внутренней свободы и раскованности, приводит психику в уравновешенное состояние, позволяет проявится самокритичности, более ясному, честному, открытому выражению мыслей и чувств.

Тема 2.5. Индивидуально – личностный уровень саморегуляции

Данный уровень мобилизуется, когда надо «переделывать» самого себя, свои личностные ценности и психологические установки, а не обстоятельства.

К основным методам индивидуально – личностного уровня относятся:

  1. Самоорганизация.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *