Сбил пешехода вне пешеходного

Существует несколько видов ответственности за ДТП, при котором водитель автомобиля сбил пешехода. Это гражданская, уголовная или административная ответственность. Ее вид зависит от нарушения Правил, тяжести последствий у пострадавшего. Также на это влияет характер и место наезда на пешехода: на трассе за городом, на пешеходном переходе, вне его, трезв ли был водитель или пешеход. Этим вопросам посвящена статья, в которой все рассмотрим подробно.

Если пешеход хочет самостоятельно покинуть место происшествия

В случае когда травмы потерпевшего не имеют тяжелого характера и он не выражает претензий к лицу, управляющему транспортным средством, стороны могут решить проблему полюбовно и пешеход вправе покинуть место аварии самостоятельно. Однако во избежание возможных негативных последствий (привлечение за оставление места ДТП и оставление пострадавшего в опасности) следует попросить потерпевшего составить расписку об отсутствии претензий в письменной форме.

Виды ответственности

Как было упомянуто выше, подобный вид происшествия может повлечь за собой от простого испуга, до таких видов наказания, как:

  1. Лишение прав или штраф.
  2. Если в результате произошла смерть пешехода, либо получены тяжелые увечья, то наступает уголовная ответственность.
  3. Возмещение морального и материального ущерба в порядке гражданского законодательства.

Таблица наказаний

В ней указаны виды нарушений и наказаний для участников ДТП с наездом на человека.

Вид нарушения

Наказание (трезвый водитель)

Наказание (водитель в состоянии опьянения)

Не пропустил пешехода

Штраф от 1,5 до 2 тыс. руб.

Штраф 30 тыс. или лишение прав до 2 лет

Испорчено имущество пешехода

Возмещение ущерба

Легкий вред здоровью

Штраф от 2,5 до 5 тыс. руб. или лишение до 1,5 лет

Наказание по статьям КоАП 12.8 и 12.24

Средний вред

Лишение от 1г 6м до 2 лет или штраф от 10 до 25 тыс. руб.

КоАП ст. 12.8 и 12.24

Тяжкий вред

Огр. Свободы до 3 лет, принуд. работы до 2-х лет, арест до 6 мес. или лишение свободы до 2-х лет

Лишение своб. до 4-х лет или принуд. работы до 3-х лет

Пешеход умер

Лишение своб. до 5 лет или принуд. работы до 4-х лет

Лишение своб. от 4 до 9 лет

Смерть более 1 человека

Принуд. работы до 5 лет, либо лиш. своб. до 7 лет

Лишение своб. от 4 до 9 лет

Пешеход сбит умышленно с тяжким вредом

Лишение свободы до 8 лет

Смерть пешехода, сбит умышленно

До 15 лет лишения свободы

Виноват пешеход (переходил дорогу в неположенном месте)

Возмещение ущерба пешеходу, независимо от того, виноват водитель или нет, а также возможно возмещение ущерба автомобилю пешеходом

Каждую ситуацию рассмотрим подробнее.

Ответственность за наезд на пешехода

Каждая конкретная ситуация подразумевает отдельный вид наказания. Если в некоторых случаях водитель может ограничиться штрафом, после сильных аварий он может быть лишен своего водительского удостоверения на достаточно продолжительный промежуток времени.

В зависимости от тяжести полученных пострадавшим повреждений, степени виновности автомобилиста, водитель может быть привлечен к административной или к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность за наезд

Автолюбитель привлекается к уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью пострадавшего. В случаях такого нарушения, автомобилист может быть привлечен к следующим видам ответственности:

  1. Ограничение возможности свободно передвигаться на срок до 3 лет.
  2. Принудительное выполнение общественно полезных работ на срок до 2 лет.
  3. Административный арест на 6 месяцев.
  4. Лишение свободы сроком до 2 лет.
  5. Лишение водительского удостоверения на срок до 3 лет.

Административная ответственность

Дорожно-транспортное происшествие, в котором автомобилист был признан виновен за наезд на пешехода, может влечь за собой и административную ответственность, выраженную в денежном отношении.

В частности, водитель может быть обязан выплачивать:

  1. Утерянный заработок пострадавшего в результате ДТП лица (если суммы по ОСАГО не достаточно).
  2. Стоимость лечения и утерянного заработка (все, что свыше 160 тысяч выплачивается виновником аварии).
  3. Моральный вред, размер которого устанавливается в ходе судебного разбирательства.

Штрафы для пешехода

Лицо, которое переходило дорогу в неположенном месте, также несет ответственность за несоблюдение требований правил дорожного движения. В частности, Кодекс об административных правонарушениях предполагает привлечение пешехода к ответственности в виде штрафа размером в 500 рублей. При квалификации данного происшествия по другой статье – создание помехи движению, размер ответственности увеличивается до 1500 рублей.

Не гони

За превышение скорости от 20 до 40 км/ч вводится штраф 3 тысячи рублей против сегодняшних 500 рублей. Эту идею руководители Госавтоинспекции озвучивали еще в прошлом году. По их мнению, штраф в размере 500 рублей не воспринимается водителями как наказание. Они считают это платой за проезд. Тем более со скидкой 50 процентов за своевременную уплату.

За превышение скорости на 40-60 км/ч предлагается наказывать штрафом в 4 тысячи рублей. Сейчас — 1000-1500 рублей. А за превышение скорости более чем на 60 км/ч — штрафом 5000 рублей или лишением прав на 4-6 месяцев. При этом если сейчас за повторное превышение скорости более чем на 40 км/ч грозит лишь увеличение штрафа, то если новый КоАП примут в таком виде, за это будет грозить лишение прав на год.

Кстати, скидка на оплату штрафа сохраняется. И надо сказать, что превышение скорости на 20-40 км/ч — это самое популярное нарушение.

Машина под залогом

Но это не единственное усиление ответственности нетрезвых водителей. Процессуальный кодекс предусматривает новые обеспечительные меры. В частности, залог за машину. То есть остановили нетрезвого водителя, медосвидетельствование показало, что он употреблял. Машина отправляется на штрафстоянку. Но забрать ее оттуда будет непросто. Сейчас он может забрать ее сам, протрезвев. Может попросить об этом трезвого приятеля. Но по новому кодексу забрать машину он сможет только после внесения залога в размере штрафа либо после уплаты соответствующего штрафа. То есть 30 или 50 тысяч рублей.

Вторая обеспечительная мера — временное ограничение права управления. Дело в том, что лишить прав может только суд. Но до суда с момента совершения нарушения может пройти довольно много времени. И все это время водитель, попавшийся нетрезвым, остается с правами и может водить автомобиль. Чтобы исключить такие ситуации, и введено временное ограничение права управления. Его накладывает непосредственно инспектор.

Кстати, отказ от медосвидетельствования обойдется дороже, чем выявленное медиками опьянение. За него предлагается ввести штраф 40 тысяч рублей и лишение прав от 2 до 3 лет.

Сложности оформления

А теперь давайте посмотрим, во что выльется оформление нетрезвого водителя. Для начала инспектор должен оформить протокол об отстранении водителя от управления. После этого проводится освидетельствование на алкогольное опьянение в присутствии двух понятых или под видеозапись. То есть водителю предлагают подышать в алкотестер. Об этом оформляется акт. Если водитель не согласен с показаниями прибора или прибор показал нули, а сомнения у инспектора остались, то водитель направляется на медосвидетельствование. Об этом составляется протокол в присутствии двух понятых или под видеозапись. По итогам медосвидетельствования составляется акт. Если установлено, что водитель нетрезв, оформляется протокол о правонарушении. Задержание автомобиля оформляется отдельным документом. А теперь ко всему этому добавляются еще два — протокол о применении залога на задержанный автомобиль и протокол о временном ограничении права управления. Итого восемь документов на одного нарушителя будет оформлять инспектор!

Если водитель совершил в течение года три грубых нарушения, ему будет грозить лишение прав на срок от одного года до полутора лет

Автомобиль в пользу государства

За повторное управление в нетрезвом виде придется не только отвечать по уголовной статье, но и лишиться автомобиля. Вводится конфискация транспортного средства в пользу государства. При этом автомобиль конфискуют даже в том случае, если он принадлежит другому лицу.

Конфискация непосредственно у нетрезвого собственника будет прописана в поправках к статье 264.1 Уголовного кодекса. Пока они разрабатываются. А у собственника, который передал управление водителю, наказанному за управление в нетрезвом виде, отберут машину по новой статье 34.34 нового КоАП за «непринятие собственником транспортного средства мер по исключению возможности совершения иным лицом преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК, с использованием данного транспортного средства».

Поясним, водитель попался нетрезвым за рулем чужого автомобиля. Его лишили прав, назначили штраф, а собственнику автомобиля отправили копию постановления. Если после этого нетрезвый водитель снова попадется за рулем этого же автомобиля, то его будут судить по статье 264.1 УК, а у собственника конфискуют машину по статье 34.34 КоАП.

Стоит напомнить, что водитель считается подвергнутым наказанию в течение года после его отбытия. То есть, если ему вернули права и он в течение года после этого снова попался нетрезвым за рулем, его будут судить по статье 264.1 УК как за повторное нарушение. А собственик машины, который доверил ему управление, останется без автомобиля.

Трижды виновен

Появилась в кодексе и статья, предусматривающая ответственность за систематическое нарушение правил. Если водитель совершил в течение года три грубых нарушения, ему будет грозить лишение прав на срок от одного года до полутора лет.

Под грубыми нарушениями понимаются непредоставление преимущества пешеходам, поворот налево или разворот там, где это запрещено, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, нарушение правил проезда железнодорожного переезда, разворот или движение задним ходом, где это запрещено, и превышение скорости более чем 60 км/ч. Грубым также считается нарушение, когда водитель не уступил дорогу другому автомобилю.

Еще одна новая статья — ответственность за опасное вождение. Термин в правилах уже давно существует, а ответственности за него до сих пор все не было. Теперь появится — штраф 5 тысяч рублей.

Стекла на просвет

Ответственность за управление автомобилем с заведомо неисправной тормозной системой, осталась прежней — штраф 500 рублей. А за излишнюю тонировку ее увеличили с 500 до 1000 рублей.

Причем повторное управление с тонированными стеклами обернется уже штрафом в 3 тысячи рублей. Будто это более опасное нарушение, чем управление с неисправной тормозной системой.

Классификация нарушений

Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов можно квалифицировать по нескольким категориям. Данная классификация проводится в соответствии с определенными признаками.

Разделение наездов на пешеходов по нескольким категориям требуется для проведения автотехнической экспертизы в ходе судебного производства по делу.

Классификация преступления проводится по нескольким признакам. Первый из них – то, как именно шел человек:

  1. Справа или слева от автомобиля (удар в боковую часть транспортного средства).
  2. Прямо навстречу автомобилю или от него (удар в переднюю или заднюю часть транспортного средства).

Второй признак – характеристика движений пешехода:

  1. Человек не меняет своей скорости и направления движения.
  2. Пешеход стоит неподвижно.
  3. Человек меняет скорость движения.

Третий признак – характеристика движений автомобиля. Оно может быть:

  1. Транспортное средство движется с соблюдением определенного скоростного режима вплоть до начала торможения.
  2. Транспорт тормозит.
  3. Автомобиль находится в заносе и не может управляться.

Место авто, в которое пришелся удар:

  1. Передняя часть транспортного средства.
  2. Задняя часто автомобиля.
  3. Боковая часть авто.

Отдельный признак – характеристика произошедшего удара:

  1. Удар был сильным и блокирующим.
  2. Удар был поверхностным и скользящим.
  3. Автомобиль проехал колесами по телу пострадавшего.
  4. Произошло придавливание человека авто.

Еще один признак, по которому можно квалифицировать дорожно-транспортное происшествие – обзор и степень видимости в момент аварии:

  1. Неограниченная видимость.
  2. Обзор был ограничен посторонним стоящим предметом.
  3. Обзор был ограничен движущимся предметом.

Наезд на пешехода на пешеходном переходе

В соответствии с нормами российского законодательства, транспортное средство – источник повышенной опасности, поэтому каждый водитель должен помнить об ответственности, которую он может понести за несоблюдение правил дорожного движения. Чтобы не произошло, автомобилист практически всегда остается виновником ДТП.

Именно по этой причине, водители, при выезде на проезжую часть, должны соблюдать некоторые правила:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 317-07-09 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  1. Необходимо быть собранными и внимательными, нельзя отвлекаться на второстепенные вещи.
  2. Нельзя нарушать правила дорожного движения, так как каждое такое пренебрежение влечет за собой возникновение аварийной ситуации.
  3. Нужно правильно подбирать скоростной режим, который соответствует не только знакам, но и подгонным условиям, ситуации на дороге.

Наезд на человека вне пешеходного перехода

К несчастью, некоторые пешеходы также любят нарушать ПДД и переходить дорогу без зебры. Большая часть таких ситуаций заканчивается дорожно-транспортными происшествиями. В большинстве случаев виновником такого ДТП признается водитель транспортного средства. Чтобы избежать неприятных последствий и доказать свою точку зрения, автомобилист должен придерживаться определенных правил поведения:

  1. Прежде всего автомобилист должен остановить свое авто, заглушить двигатель, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  2. Ни в коем случае нельзя передвигать автомобиль. За это дорожный инспектор, прибывший на место аварии, может привлечь нарушителя к дополнительным мерам ответственности.
  3. Следующий шаг, который необходимо сделать как можно скорее, выйти из машины и посмотреть, какие именно повреждения были получены сбитым пешеходом. Нужно оказать ему первую медицинскую помощь, вызвать на место аварии скорую. Если столкновение было сильным, но человека ни в коем случае нельзя двигать с места, чтобы не усугубить его повреждения и не вызвать внутреннее кровотечение.
    До приезда на место аварии специалистов, пострадавший должен находиться в максимально комфортной обстановке. Для этого необходимо соорудить ему подушку из доступных вещей, аккуратно подложить ее под голову.
  4. Во время ожидания приезда на место аварии сотрудников ГИБДД, водитель должен опросить свидетелей случившегося, записать их показания. Позднее эти записи могут быть приложены к материалам дела или использоваться в качестве доказательств в суде.
  5. До приезда на место дорожно-транспортного происшествия дорожного инспектора водитель должен зафиксировать место аварии, сделать фото или видеосъемку, на которой заметно положение авто и пешехода относительно крупных стационарных объектов.
  6. Во время составления протокола, автомобилист должен внимательно следить за записями, сверять, чтобы не было никаких несоответствий.

Сбил пешехода на зебре или тротуаре

Распространенная ситуация для водителей – наехал на пешехода на обозначенном переходе. Здесь пешеход оказывается прав всегда, а вина полностью на водителе.

При этом нарушаются следующие пункты ПДД:

  • 14.1 – при наезде на нерегулируемом переходе;
  • 14.2 – в зоне регулируемого перехода со светофором;
  • 10.1 – универсальный пункт ПДД, описывающий выбор скорости движения для предотвращения опасных ситуаций.

Пешеход испугался, но не был сбит

Для водителя будет наказание в виде штрафа 1500-2000 рублей за то, что не пропустил пешехода. Эта мера может осуществляться по системе видеофиксации.

Нанесен ущерб имуществу, но здоровье не повреждено

При этом наступает гражданская ответственность. Переходящий дорогу человек может упасть, испачкать одежду, либо была сбита его собака. Тогда потребуется возмещение ущерба по расходам потерпевшего.

Легкий вред пешеходу

Водитель может лишиться прав, но это не обязательное наказание. Ему могут вменить:

  1. Штраф от 2,5 до 5 тысяч рублей за легкий вред здоровью.
  2. Лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет.

Такие меры не отменяют возмещения ущерба пострадавшему за имущество и здоровье. Легким вредом считается незначительная утрата здоровья или работоспособности. Такой документ выдается в медицинском учреждении, где проходил лечение пострадавший.

Средний вред здоровью

Здесь имеется ввиду ущерб здоровью на более длительный промежуток времени, не опасный для жизни, или утеря работоспособности. В таком случае на водителя могут наложить штраф 10000-25000 рублей, или лишить водительского удостоверения от 1г 6 месяцев до 2 лет.

Водитель оказался пьян

При этом будет назначено дополнительное наказание за вождение в пьяном виде – лишение прав, тем более, если он откажется от медосвидетельствования.

Читайте также «Какое наказание грозит, если сбил пешехода на зебре?»

Наезд на пешехода – это страшный сон для любого водителя. В контексте этого не столь важно даже то, был ли сам водитель виновен в случившемся или же не нарушал правила дорожного движения. Ведь моральная травма будет сопровождать его всю оставшуюся жизнь, особенно если для пострадавшего все закончилось серьезными травмами или вообще летальным исходом.

Принято считать, что при наезде на пешехода всегда виновен водитель, поскольку именно он является источником повышенной опасности. Поэтому ответственность несет тот, кто в момент инцидента находился за рулем. И поскольку все разбирательства и экспертизы будут позже, водителям приходится доказывать свою правоту, даже несмотря на презумпцию невиновности, которая является фундаментальным положением Конституции.

Согласно действующему законодательству, различают три степени вреда, причиненного здоровью человека: легкая, средняя и тяжкая. Именно тяжестью повреждений и определяется, какая именно ответственность будет применена к водителю за наезд на человека. Легкая и средняя степень различаются по времени нетрудоспособности пострадавшего. А тяжкие повреждения определяются судебно-медицинской экспертизой. Если пострадавший находится на лечении меньше 3 недель, его здоровью был нанесен легкий вред, если больше – средний.

Погоня дороже

Добавилась еще одна новая санкция «невыполнение неоднократного законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства и попытка скрыться, повлекшие создание угрозы жизни или здоровью граждан». То есть если за водителем полиции пришлось гоняться, при его маневры были опасны, то его лишат прав на 2-3 года. А тех, кого нельзя лишить прав, например, их просто нет, будут штрафовать на 40 тысяч рублей.

Сейчас за это наказывают штрафом от 500 до 800 рублей, как за невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке.

На глазок

В проекте КоАП дано четкое определение средств фото- и видеофиксации нарушений. Они должны размещаться в установленном порядке и фиксировать все нарушения в зоне своего обзора, работая без непосредственного воздействия на них человека. Это, по сути, цитата из решения пленума Верховного суда.

Но упрощенный порядок вынесения штрафов, как в случае с автоматической фиксацией, остался для нарушений в области благоустройства. То есть стоянка на газоне и неоплаченная парковка.

Также увеличен срок давности по привлечению водителей к ответственности с нынешних 2 месяцев до года. Так что если вам на почту будут приходить штрафы за нарушения, которые вы совершили год назад, — это будет по закону.

Стоит отметить, что участники рабочей группы говорят, что пока документ довольно сырой и требует внимательной доработки. В частности, он предусматривает ответственность за учебную езду по автомагистрали. Но Правила дорожного движения уже разрешили обучать водителей на автомагистралях. Поправка вступила в силу с 1 января этого года. Так что над проектом еще предстоит работать.

Между тем

Таксистам повышают тариф

Пока новый Кодекс об административных нарушениях находится на общественном обсуждении, Минтранс решил внести поправки в действующий КоАП. А именно ужесточить ответственность за нарушения правил водителями автобусов и такси.

Документ выложен для общественного обсуждения на портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru. Согласно ему, если водитель управляет такси или автобусом с неисправными тормозами или рулевым управлением, то его оштрафуют на 1 тысячу рублей. Для всех остальных это нарушение обойдется в 500 рублей.

Проезд на красный сигнал светофора таксисту и водителю автобусу обойдется в 2 тысячи рублей, когда всем остальным в 1 тысячу. Левый поворот или разворот там, где это запрещено — 2-3 тысячи рублей. Для всех остальных 1-1,5 тысячи.

Если в аварии пострадал человек, то виновного таксиста или водителя автобуса предлагается наказывать штрафом 5 — 10 тысяч рублей. Для остальных водителей такое ДТП обходится штрафом 2,5 — 5 тысяч рублей.

Kомментарий

Кодексу требуются поправки

Подготовлен проект нового Кодекса об административных правонарушениях. Он опубликован на портале правовых актов. Едва появившись, новация взбудоражила общественность, особенно автомобилистов. Редакцию засыпали вопросами по поводу «драконовских» мер, предложенных в документе.

Мы обратились с просьбой прокомментировать юридическое новшество к председателю Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павлу Крашенинникову.

Павел Владимирович, новый документ прозвучал неожиданным диссонансом с трендом последних дней. Что это значит — «карать», «пресекать» или, как говорил классик, «хватать и не пущать»?

Павел Крашенинников: Для начала скажу, что в Древней Греции был такой царь Драконт (636 — 626 гг. до н.э.), он решал все вопросы через репрессии, поэтому подобные законы стали называть его именем. Так что драконы здесь ни при чем.

Что касается проекта нового КоАП, нужно отметить, что рабочая группа и министерство проделали большую работу при подготовке проекта столь важного документа. В то же время, нельзя не согласиться с тем, что проект очевидно усиливает репрессивные механизмы. Такой подход, по нашему мнению, не соответствует соразмерности административного правонарушения и наказания.

В целом представленный документ очень напоминает прошлый проект КоАП, отклоненный Государственной Думой еще в начале текущего созыва.

Настоящей модой последних лет стали штрафы. Ступил шаг не с той ноги — плати штраф. Даже в воинском уставе вначале значатся напоминание, замечание, выговор, а затем уже наряд вне очереди. Разве не существует иных мер воздействия, кроме как отщипнуть у человека от его зарплаты? Большинство из нас — не миллионеры, а многие допускают огрехи по неопытности, не успевают за переменами…

Павел Крашенинников: Безусловно, от любого закона требуется взвешенный подход. Необходимо соблюсти баланс репрессивности и превентивности мер нового Кодекса. Он должен в первую очередь способствовать защите нарушенных прав граждан и юридических лиц и служить профилактике правонарушений, обеспечению законности и правопорядка. Как говорится, уметь не столько покарать, сколько упредить и поправить.

Проект особенно взбудоражил автовладельцев. Не секрет, что на наиболее безопасные участки вполне современных дорог как черви после дождя выползают частные колченогие камеры или машины-ловушки. В суде были доказаны факты, когда они намеренно искажали реальную скорость машин себе в корысть. И из-за нескольких таких «ловцов удачи» станут отбирать права, а штрафы копить, как было при царе Горохе? Нам надо, чтобы люди опять хватались за забытые «ведерки»?

Павел Крашенинников: Честно говоря, вызывает особенное недоумение сильное увеличение штрафов за нарушение Правил дорожного движения, в том числе предложение возвратиться к давно отвергнутой накопительной системе нарушений в этой сфере. Неоднозначны предлагаемые проектом меры — в несколько раз увеличить большинство штрафов, повысить сроки привлечения лица к административной ответственности. И совсем большие сомнения вызывают нормы проекта, связанные с возможностью конфискации автомобиля, в том числе чужого, на котором гражданин совершил правонарушение.

Карикатурный герой замечательного фильма «Карнавальная ночь» Огурцов произнес сакраментальную фразу: «Работа проделана большая, но так дело не пойдет». Может быть, лучше и ныне сначала обсудить проект нового Кодекса с обществом?

Павел Крашенинников: Бесспорно, очень важно обнародовать проект и провести его общественное обсуждение, поскольку он имеет большое значение для всего населения страны. Но уже очевидно, что проект «сырой».

Подготовил Борис Ямшанов

Наказание по уголовным статьям

Такие меры могут быть в следующих случаях:

  • Пешеходу нанесен тяжкий вред.
  • Наступила смерть пешехода.

При этом не важно, сбит пешеход или погибли люди в другом автомобиле. Тяжким вредом в этом случае считаются:

  1. Последствия – шрамы на лице человека.
  2. Утеря трудоспособности свыше 1/3, или профессионального навыка.
  3. Потеря слуха, зрения или функции другого органа.
  4. Травма, опасная для жизни.
  5. В результате происшествия сбита беременная женщина, и ее плод погиб.
  6. Психические расстройства.

Тяжкий вред здоровью

При причинении тяжкого вреда судья может вынести, по своему убеждению, наказание водителю — принудительные работы или лишение свободы. Но при этом играет роль состояние опьянения, в зависимости от которого назначаются уголовные статьи.

Если опьянения нет, то за тяжкий вред при наезде на человека возможны следующие меры:

  • До 3 лет ограничения свободы.
  • До 2 лет принудительных работ.
  • Арест до 6 месяцев.
  • До 2 лет лишения свободы.

Описанные наказания установлены в Уголовном кодексе в статье 264 ч. 1.

Но если водитель оказался в нетрезвом виде, то ответственность будет более серьезной, и назначается в соответствии с той же статьей, но по части 2:

  1. До 3 лет принудительных работ.
  2. До 4 лет нахождения в колонии.

Наступила смерть пешехода

Если пешеход умер в результате столкновения с автомобилем, то к водителю (трезвому) могут применить:

  • До 4 лет принудительных работ.
  • До 5 лет он будет отбывать срок в колонии.

Если водитель окажется нетрезвым, то наказание будет более строгим – его посадят на срок от 2 до 7 лет уже по части 4 указанной выше статьи.

Читайте также «Сбил человека насмерть, что грозит водителю?»

Смерть нескольких человек

При этом ответственность увеличивается, и за убийство двух и более пешеходов водителя привлекут к следующим мерам:

  1. До 5 лет принудительных работ.
  2. Посадят на срок до 7 лет.

Если при гибели нескольких человек у водителя обнаружат еще и опьянение, то наказание назначается по части 6, которая предусматривает направление в колонию на срок 4-9 лет.

Пешеход сбит по своей вине

При этом для пешехода также наступает ответственность, но есть также и права. Водитель в такой ситуации по-прежнему будет отвечать по закону, независимо от наличия вины. Для пешехода все ясно: нарушил Правила – оплачивай ущерб автомобилю. Но почему водитель должен отвечать, если не виноват?

Это описано в Гражданском кодексе в статье 1079. Она определяет автомобиль в качестве средства повышенной опасности. А водитель становится ее источником. ГК также устанавливает, что водитель, независимо от виновности, должен возместить нанесенный ущерб.

Исключением будут два условия:

  1. Пешеход намеренно пошел на автомобиль.
  2. ДТП произошло из-за непреодолимой силы.

Источниками повышенной опасности являются водители:

  • автомобилей, которые сбили пешехода;
  • велосипедов.

Если в столкновении виноват пешеход, то в любом случае он должен возмещать ущерб за ремонт автомобиля, а водитель – за ущерб пешеходу, даже если не виноват.

Обычно пешеходов по собственной вине сбивают на загородных дорогах, автомагистралях, в местах большого скопления людей, которые не желают переходить по пешеходным переходам.

Читайте также «Ответственность водителя за наезд на пешехода вне пешеходного перехода»

Другой негативный нюанс в законах 2020 года – если водитель сбил человека и уехал с места аварии при условии, что виноват пешеход, то автовладелец будет отвечать. Об этом говорит Гражданский кодекс, так как водитель является источником повышенной опасности.

Читайте также «ДТП по вине пешехода: ответственность водителя и пешехода»

Наезд на пешехода на тротуаре

Как и в случае с пешеходным переходом, пешеход на тротуаре – участник дорожного движения, который обладает приоритетом. То есть, если на данном участке дороги происходит ДТП, водитель становится виновником, так как именно он управлял средством повышенной опасности. Вид наказания и размер ответственности в этом случае аналогичны тем, что назначаются при наезде на пешеходе, совершенном на пешеходном переходе.

Если водитель уехал с места ДТП

В случае если водитель, который совершил наезд на человека, пытается скрыться с места происшествия, ему грозит лишение его водительского удостоверения на срок до полутора лет или административный арест сроком до 15 суток.

Наезд транспортного средства на пешехода — одна из наиболее опасных ситуаций на дороге. Машина пострадает в наименьшей степени, как правило, вред ограничивается царапинами или вмятинами на бампере. Гражданин, попавший под колеса, несет большие риски: может лишиться нетрудоспособности на время из-за ушибов и переломов, оказаться в инвалидном кресле или погибнуть. Если человек переходил трассу в неположенном месте, автолюбителю не удастся избежать ответственности, но она ограничится возмещением причиненного физического и морального вреда. Как поступить в случае ДТП и как правильно выстроить стратегию собственной защиты?

Что делать при наезде на пешехода?

Первое, что нужно сделать водителю авто, наехавшего на пешехода — остановиться и оценить состояние пострадавшего. Если ему нанесена травма, нужно оказать посильную первую помощь, вызвать скорую. Не нужно спешно скрываться с места ДТП: виновника отыщут, а попытка «бегства» станет отягчающим обстоятельством на судебных слушаниях. Следующим шагом должен быть вызов на место происшествия сотрудников ГИБДД. Органы правопорядка проведут расследование ситуации:

  • Допросят свидетелей;
  • Изучат дорожное полотно;
  • Рассмотрят фото- и видеоматериалы, если таковые имеются;
  • Определят скоростной режим;
  • Оценят исправность транспортного средства;
  • Проверят, не находится ли водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если выяснится, что водитель был нетрезв, превышал скорость или ехал на заведомо неисправном автомобиле, это окажется отягчающими обстоятельствами. С высокой долей вероятности автолюбитель понесет уголовную ответственность за содеянное. При этом тяжесть этой ответственности будет зависеть от степени ущерба, причиненного здоровью и жизни пострадавшего пешехода.

Пересекая проезжую часть…

Перебегая проезжую часть в неположенном месте, пешеход всегда очень рискует. По ПДД пересечение автодороги допускается только при отсутствии приближающихся машин и по максимально короткому пути. Если водитель сбивает пешехода за пределами пешеходного пути, ему намного легче будет доказать свою невиновность в суде. Беспечность пострадавшего в этом случае обернется для него не только полученными травмами, но и отсутствием компенсации со стороны сбившего его автомобилиста.

Особое место в судебной практике занимают ситуации, когда пострадавшие находились под действием сильнодействующих психотропных препаратов или алкоголя, поэтому неадекватно воспринимали окружающую реальность. Пересекая проезжую часть, каждый пешеход автоматически становится участником дорожного движения наравне с велосипедистом или водителем. Это значит, что, выходя на улицу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, он уже нарушает ПДД, что, несомненно, будет учитываться на суде. Поскольку участникам дорожного движения запрещено находится в нетрезвом состоянии, то вина пешехода будет в этом случае налицо. Даже если наезд произошел на пешеходном переходе, ответственность будет возложена на обоих участников дорожного инцидента.

Опасный «переход»

Намного более сложная ситуация возникает, когда наезд происходит на пешеходном переходе. В соответствии с пунктом 14.1 ПДД, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, которые ступают на проезжую часть. Следующим пунктом тех же правил предусмотрено обязательное снижение скорости и даже полная остановка автомобиля в случае замедления или торможения другого транспортного средства перед пешеходным переходом. Эти положения ПДД являются аксиомой и должны применяться каждым водителем на уровне подсознания. Именно поэтому в случае наезда на человека на «зебре» ответственность всегда ложиться на автомобилиста, независимо от обстоятельств.

Какую ответственность несёт пешеход

Мы все тоже являемся участниками дорожного движения, и можем быть подвергнуты наказанию разной степени строгости за целенаправленное несоблюдение правил ПДД. В случае пересечения дороги в непредусмотренном месте, в результате которого произошло ДТП, с нарушителей будет взыскан штраф. Его сумма располагается в диапазоне от 500 до 1500 рублей.

В подобных ситуациях, владелец автомобиля довольно часто подает встречный иск по возмещению ущерба, причинённого его автомобилю в результате неправильного пересечения нарушителем проезжей части. Как правило, это чаще всего разбитый бампер, стекло и т. д. По вине человека, перебегавшего проезжую часть в запрещённом месте, в ДТП могут попасть несколько автомобилей. Страховые компании в подобных ситуациях почти всегда выставляют судебные претензии виновнику.

Таким образом, самый главный вывод – это обязательное взаимное соблюдение всех существующих правил ПДД. При взаимном уважении все мы можем избежать возникновения таких тяжёлых последствий для обеих сторон.

Принятие мер после наезда

Чтобы отстоять свою невиновность, владельцу авто после совершения дорожного нарушения нужно принять необходимые меры:

  • водитель должен оказать первую медицинскую помощь потерпевшему и вызвать скорую;
  • зафиксировать место ДТП и собрать информацию о свидетелях;
  • направить запрос на получение видеозаписи в районе происшествия. В Центре телеавтоматического управления движением транспорта видеозаписи хранятся всего 3 дня, и медлить нельзя, чтобы не потерять ценных доказательств своей невиновности.

С вопросами по поводу таких инцидентов стоит обращаться к специалистам портала Правовед.RU. Мы проконсультируем вас, что бывает за наезд на пешехода в том либо ином случае, посоветуем, как вести себя после ДТП, чтобы избежать наказания, и поможем оспорить вину за дорожное происшествие.

Оказание первой медицинской помощи при ДТП

В любой ситуации человек должен оставаться человеком, поэтому если в аварии пострадали люди, обязательно помогите им, и окажите первую помощь.

Неоказание помощи пострадавшему в аварии, если его жизнь находится в опасности, карается по закону.

Как правильно оказывать первую помощь пострадавшим?

Не каждый человек владеет медицинскими знаниями, и поэтому в настоящее время речь об оказании первой медицинской помощи при ДТП речи не идет.

Но без обычной помощи никто оставаться не должен, ведь после аварии возникают такие обстоятельства, когда сам потерпевший не может сделать самого простого – выбраться из машины, остановить кровотечение, прочее.

Предположим, вы не понимаете, какие травмы получил пешеход, может быть у него сломан позвоночник. Понятно, что человек, не имеющий медицинской квалификации, может только навредить, в результате чего потерпевший останется инвалидом или вообще погибнет.

Даже неправильное наложение жгута при кровотечении также может только навредить.

Запрещено использовать при оказании первой помощи спиртосодержащие медицинские препараты.

Если главное условие оказания первой помощи потерпевшим – не навреди, то практически любой человек, а тем более участник дорожного движения, должен хорошо понимать, как помочь человеку сразу после ДТП.

В инструкции по оказанию первой помощи перечисляются основные действия, которые может предпринять обычный человек, помогая потерпевшему.

Основные действия при оказании доврачебной помощи.

Что именно предпринять, чтобы помочь человеку, зависит от обстоятельств происшествия и от сложности травм.

Если человек не дышит и у него не прощупывается пульс, необходимо выполнить следующие действия:

  • Освободите рот и нос человека от жидких масс различного вида. Уложите потерпевшего на спину, запрокиньте его голову назад и постарайтесь открыть ему рот, отодвинув нижнюю челюсть. Далее указательным пальцем очистите ротовую полость. При выполнении таких действий палец следует обмотать бинтом или чистым носовым платком, салфеткой.
  • Если человек не дышит, постарайтесь заполнить его легкие воздухом. Для этого необходимо сделать вместо потерпевшего глубокий вдох. Выполнить это необходимо с помощью специального мундштука, который есть в каждой автомобильной аптечке. Посредством этого инструмента, вставленного в рот человека, выпустите ему в рот воздух, набранный вами в момент глубокого вдоха. Если вы хотите проверить, получается ли у вас данная процедура, проследите за грудной клеткой потерпевшего. Если она при вдохе приподнимается, значит, вы действуете правильно. Кстати, чтобы воздух попадал только в легкие – при вдохе закройте потерпевшему нос.
  • Выполните непрямой массаж сердца. Последовательность действий при непрямом массаже сердца:
  • положите свою правую ладонь посредине между сосками человека;
  • левой ладонью накройте правую;
  • начинайте выполнять ритмичные и сильные надавливания. Нужно выполнять 2 надавливания за 1 секунду. В том случае, если вы единственный человек, кто имеет возможность в данной ситуации выполнить реанимационные действия, выполняйте непрямой массаж сердца, чередуя его с искусственным дыханием. На каждые 2 вдоха полной грудью, выполняется 30 нажатий на грудную клетку. Последовательность действий при потере сознания. Иногда, подойдя к пострадавшему, можно обнаружить признаки жизни, но он все равно находится в бессознательном состоянии. Как помочь?

В случае отсутствия у пострадавшего сознания, выполните следующие действия:

  • очистите дыхательные пути от жидкости и разных посторонних предметов, то есть всего, что затрудняет его дыхание. Иногда самой главной опасностью может стать корень языка, который полностью перекрывает дыхательный путь.
  • Далее уложите пострадавшего так, чтобы голова была ниже уровня ног. Выполняя эти действия, следите за его пульсом и дыханием. Обычно человек находится в состоянии обморока не более одной минуты. Но если бессознательное состояние вызвано шоком от боли или большой потерей крови, то человек будет находиться в глубоком обмороке. В этом случае понадобиться помощь специалистов. Все, что вам нужно, это следить за жизненными показателями человека.
  • Дальнейшее развитие ситуации уже находится в руках медиков.

Как остановить кровотечение?

Обильное кровотечение – явная угроза жизни пострадавшего.

Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы его остановить. Но в этом деле все также зависит от обстоятельств, а именно, вида кровотечения.

При самом опасном виде кровотечения, артериальном, кровь, пульсирующей струей, вытекает из раны.

Для остановки крови наложите на конечность жгут. Он накладывается выше раны на 5-6 см. Если жгут накладывается зимой – он сможет передавливать кровоток не более 1 часа, летом – 2 часа.

Венозное кровотечение характеризуется кровью темного цвета, которая вытекает из раны без пульсации.

Для ее остановки наложите давящую повязку. Прежде, чем накладывать повязку, прикройте рану стерильной салфеткой.

При капиллярном кровотечении кровь выделяется из раны в виде капель. Для человека оно абсолютно безопасно.

Чтобы инфекция не попала на открытую рану, ее нужно перемотать или наложить повязку (используется салфетка, бинт или пластырь).

Что делать при переломе?

Такие травмы, как вывих и перлом – самые распространенные повреждения при ДТП. Часто при переломе конечностей человек ощущает сильную боль или находится в шоковом состоянии. В последнем случае будет трудно определиться с видом травмы.

Как можно определить наличие перелома:

  • конечность может выглядеть укороченной, или быть искривленной;
  • при изменении положения конечности раздается характерный звук;
  • при открытом переломе можно заметить кости, прорвавшие кожу.

Все, что вы можете сделать в этой ситуации – зафиксировать место перелома. Для фиксации травмированного участка наложите шину.

Если вам кажется, что человек получил более серьезную травму – перелом позвоночника, костей таза, прочее, не следует ничего предпринимать, ну разве что, находиться рядом и успокоить потерпевшего. Все остальное – в руках медиков.

Если у человека перелом конечности для его фиксации используют шины или подручные средства. Для надежной иммобилизации порожденной конечности наложите 2 шины (накладываются ниже и выше места перелома).

Если сломаны ребра, человеку нужно наложить повязку на вдохе. Перевозить потерпевшего с переломом ребер рекомендуется в положении сидя.

Была ли Запись полезна? 8 из 10 читателей считают Запись полезной.

Что делать, если сбил человека

Несколько рекомендаций для водителя, который стал непосредственным участником ДТП с наездом на пешехода или сбил его насмерть:

  • не паниковать и попытаться взять в себя в руки – событие, безусловно, трагическое, однако потеря самообладания только усугубит ситуацию;
  • провести визуальный осмотр пострадавшего, и оказать меры первичной медицинской помощи — если нет соответствующих навыков, вызвать скорую помощь и сотрудников ГИБДД;
  • обозначить зону ДТП соответствующим знаком «треугольник» или иными предметами, которые привлекут внимание других участников движения;
  • выявить свидетелей происшествия и взять контактные данные;
  • дождаться приезда соответствующих служб для оказания помощи потерпевшему и составлению административных материалов;
  • проследовать в медицинское учреждение для прохождения экспертизы;
  • ознакомиться с составленными материалам и дать свои пояснения относительно произошедшего;
  • позаботиться о вызове адвоката или другого специалиста в области права.

Важно помнить, что от правильности действий зависит конечный результат рассмотрения ДТП, и каждая деталь может предопределить исход для водителя и потерпевшего.

Не стоит пытаться самостоятельно строить свою защиту, если нет для этого специальных правовых знаний. До тех пор, пока вы не сориентировались в своей позиции по делу и не договорились с адвокатом, вы вправе воспользоваться статьёй 51 Конституции РФ не свидетельствовать против себя и своих родственников.

Материальная помощь пострадавшему в таком деле с вашей стороны никак не ухудшит вашего процессуального положения. Наоборот, вовремя оказанная поддержка может помочь спасти жизнь человека и очистит вашу совесть.

Основные правила перевозки пассажиров в авто

Транспортировать кого-либо сверх установленных ограничений не подпадает под специальную статью Кодекса об административных правонарушениях. Подобное деяние входит в перечень таких, за которые ГИБДД наказывает автовладельца по статье за нарушение правил перевозки пассажиров. Требования законодательства устанавливает статья ПДД (22.8). Согласно нормативному акту, автовладелец обязан следить за соблюдением следующих условий:

  1. все пассажиры должны находиться либо в кабине, либо в кузове, если имеются посадочные места или борта достаточной высоты;
  2. количество перемещаемых лиц не должно превышать установленных техрегламентом ограничений пассажировместимости (следует иметь в виду, что некоторые средства передвижения категории В позволяют возить до 7 человек);
  3. люди должны пристегиваться, если в салоне установлены ремни безопасности;
  4. дети до 12-летнего возраста должны ездить в особых креслах или пристегиваться удерживающими приспособлениями;
  5. посадка и высадка пассажиров может осуществляться только в разрешенных ПДД местах.

За нарушение каждого из этих правил ГИБДД устанавливает штраф. Однако особые нормативные акты применяются в отношении пассажирского транспорта и грузовых автомобилей.

Когда перевозка людей запрещена

Помимо необходимости соблюдать приведенные выше требования, автовладелец, не желающий получить штраф от сотрудника ГИБДД, должен учесть и те обстоятельства, когда перевозить пассажиров запрещено:

  1. водитель не должен сажать людей вне кабины;
  2. нельзя размещать пассажиров в прицепах, включая прицеп-дачу;
  3. в буксируемом транспорте;
  4. в буксирующем автомобиле;
  5. несовершеннолетние младше 12 не могут ездить на мотоцикле сзади;
  6. также им нельзя садиться в легковой автомобиль без специальных удерживающих приспособлений.

ГИБДД запрещает превышать ограничения по пассажировместимости. Если это требование проигнорировать, любой патрульный незамедлительно выпишет штраф за 6 человек в машине.

Штрафы за превышение количества едущих

По современному законодательству наказание за одно неправомочное действие (бездействие) рассчитывается, исходя из всех нарушенных требований ПДД. Поскольку ответственность суммируется, штраф за перевозку пассажиров сверх нормы будет зависеть от совокупности обстоятельств.

  1. Если человек не пристегнут ремнями, автовладельца наказывают на 1000 рублей. Дополнительный пассажир в салоне априори не имеет доступа к ремням безопасности. Однако штраф не налагается, если задние кресла машины такими приспособлениями не оборудованы.
  2. Лишний человек в машине дает повод ГИБДД выписать квитанцию на 500 рублей.
  3. Наказание будет увеличено еще на одну тысячу, если сотрудник Госавтоинспекции обнаружит пассажира вне салона или в багажнике. Полицейский может поинтересоваться, по своей ли воле человек оказался в этом неудобном для поездки месте. Самое страшное для автовладельца – если в отделении для перевозки багажа будет ехать несовершеннолетний, ведь сам факт подобного обращения может послужить для ГИБДД поводом к составлению протокола и передаче дела в органы опеки.
  4. Дополнительно могут выписать штраф за отсутствие детского кресла. В 2019 году он составляет 3000 рублей.

Общая сумма штрафа зависит от количества суммируемых правонарушений. Также сюда может добавиться наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС (взыскание составит 500-800 рублей). Скрываться от инспекторов в этих обстоятельствах не рекомендуется, ведь перегруженная пассажирами машина теряет маневренность и скоростные характеристики, а экстремальная езда может быть небезопасна для не пристегнутых и сидящих в тесноте людей.

Последствия перегруза автомобиля

Игнорирование ограничений по вместимости вредит механизмам машины и меняет ее характеристики:

  1. 4 человека на заднем сидении создают повышенную нагрузку, из-за которой быстрее изнашиваются детали;
  2. у машины увеличивается тормозной путь;
  3. многие водители не учитывают, что из-за превышения лимита пассажиров повышается и нужное время для обгона – это становится причиной многочисленных смертельных ДТП на трассах;
  4. из-за сложностей маневрирования и смещения центра тяжести увеличиваются риски аварий, заносов, поломок;
  5. неправильная посадка пассажира может привести к травмам;
  6. из-за того, что четверо сидящих сзади людей будут сильно давить на двери, повышается угроза выпадения сидящих по краям из салона на полном ходу с самыми печальными для них последствиями.

Нередко нарушение требований пассажировместимости приводит к серьезным расходам, превышающим даже штраф за перегруз легкового автомобиля. Еще более серьезные требования по этому параметру налагаются на грузовики. Это понятно, ведь подобный транспорт представляет большую опасность, чем легковушка.

В 2019 году штраф за перегруз грузового автомобиля составляет минимум 4 тысячи рублей. Если нарушение произошло по требованию руководства автотранспортного предприятия, максимальный штраф может составлять полмиллиона. К тому же, по ряду статьей допустившего перегруз могут лишить водительского удостоверения.

Если пешеход был пьян

С точки зрения действующего законодательства не имеет значения, в каком состоянии находился пострадавший. Когда гражданин садится за руль транспортного средства — объекта повышенной опасности, он обязан отвечать за ущерб, нанесенный жизни и здоровью третьих лиц. Автолюбитель сможет избежать уголовной ответственности, если будут установлены смягчающие его вину обстоятельства. Уменьшить объем наказания можно:

  • Если выяснится, что пьяный намеренно кинулся под колеса;
  • Если экспертиза покажет, что избежать аварии было невозможно (например, из-за погодных условий, особенностей дорожного полотна);
  • Если будет доказано, что водитель соблюдал все правила, включая требования к скорости.

Чтобы свести наказание к минимуму или избежать ответственности, водителю нужно принять активное участие в разбирательствах на месте аварии: помогать следствию, подробно рассказать о своем видении ситуации. Нельзя подписывать какие-либо документы без предварительного внимательного чтения. Необходимо настоять на том, чтобы нетрезвое состояние пешехода было зафиксировано в материалах дела.

Наезд на пешехода — ситуация, способная повлечь роковые последствия, вплоть до кончины пострадавшего. В особо тяжелых случаях водителя привлекают к уголовной ответственности. Чтобы избежать наказания, ему нужно грамотно выстроить стратегию защиты, воспользовавшись услугами опытного адвоката. При этом наказание можно уменьшить, если водитель сможет доказать вину пешехода (алкогольное опьянение, злонамеренность действий и другое).

Как избежать наказания за сбитого пешехода

Часто при подобном происшествии наблюдается предвзятое отношение к водителю со стороны полиции. Но при очевидной вине водителя при сбитом пешеходе насмерть, наказание будет в любом случае. Его можно только смягчить тем, что помочь родственникам погибшего, примирением сторон.

Но если виноват полностью сам пешеход, то инспекторы ГИБДД не всегда это хотят видеть. Все равно вину считают обоих участников, либо одного водителя.

В таких случаях водителя считают нарушившим следующие пункты Правил:

  1. 10.1 – универсальный пункт: не выбрал правильную скорость, чтобы избежать аварии. Его используют во многих случаях. Сотрудники рассуждают так – если сбил пешехода, то не выбрал оптимальную скорость.
  2. 8.1 – это когда водитель пытался избежать происшествия. Обвинение может указывать, что он мог избежать ДТП, если бы ехал прямо. Иногда такая ситуация оказывается правдой – переходивший дорогу человек отскочил в ту сторону, куда повернул автомобиль.
  3. 1.5 – также универсальный пункт, при котором создается опасность движения. При этом нередки абсурдные выводы, так как из-за пешехода образовалась опасность, а автовладелец хотел от нее уйти.

При этом избежать наказания можно, если найти свидетелей, предъявить видеозаписи камер наблюдения, своего видеорегистратора в машине. Конечно, лучше обратиться к услугам хорошего адвоката, чтобы урегулировать все дела.

Вы должны избежать того, чтобы на вас повесили нарушение ПДД, а не только доказывать свои попытки избежать столкновения со сбитым человеком.

Специалисты рекомендуют подать в суде ходатайство, чтобы была проведена экспертиза, доказывающая нарушение Правил пешеходом, и соблюдение всех законов водителем. При общении на судебном заседании не допускайте фактов бездоказательных обвинений стороной обвинения в том, что вы нарушали ПДД.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *