Функции методиста в школе

Должностная инструкция методиста образовательной организации спортивной направленности

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Общие положения

1.1. Методист относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность методиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

1.3. На должность методиста в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Методист должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— принципы дидактики;

— основы педагогики и возрастной психологии;

— общие и частные технологии преподавания;

— принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности;

— принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации;

— методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы;

— принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников;

— основы работы с издательствами;

— принципы систематизации методических и информационных материалов;

— основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката;

— содержание фонда учебных пособий;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их замещающими), педагогическими работниками;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы экологии, экономики, социологии;

— трудовое законодательство;

— основы работы с текстовым редактором, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

— .

1.5. Методисту запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов методиста;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Методист назначается на должность и освобождается от нее приказом .

Описание профессии

Итак, кто такой методист и чем он занимается. Основная задача такого специалиста – максимально эффективно организовать преподавательскую и культурно-просветительскую работу в образовательном учреждении. Обычно на эту должность назначают опытного практикующего учителя, который хорошо владеет спецификой изложения предмета и знает все подводные камни и сложности педагогической деятельности.

Работа методиста заключается в решении комплекса задач разного плана:

  • исследовательского – методист должен:
    • контролировать деятельность других педагогов, особенно в ходе реализации инновационных подходов к обучению;
    • анализировать причины возникающих затруднений;
    • оценивать эффективность образовательной программы и моделировать, если потребуется, новый подход к ее преподаванию;
  • экспертного – специалист проводит профессиональную оценку качества всего массива интеллектуального продукта, создаваемого в образовательном учреждении (программ, авторских курсов и т. д.). Методист помогает сформировать учебный план так, чтобы педагог смог четко и понятно донести материал учащимся.
  • управленческого – специалист составляет учебно-методические материалы, разрабатывает нормативные акты, стандарты и бланки документов; изучает действующее законодательство и консультирует сотрудников по вопросам образовательной деятельности. Нередко методисты входят в состав приемной комиссии и выдают студентам вузов и колледжей всевозможные справки.

Трудятся методисты в высших и средних специальных учебных заведениях, общеобразовательных школах, детских садах, городских и районных методкабинетах, институтах повышения квалификации учителей, развивающих центрах и домах культуры.

На каких специальностях лучше учиться

Конкретного направления подготовки методистов нет. Для того чтобы занять эту должность, необходимо иметь диплом педагогического института или университета, а также опыт успешной работы в сфере образования. Профиль обучения в вузах может быть самым разным, например, подойдут такие:

  • «Психология и социальная педагогика»;
  • «Психология образования»;
  • «Начальное образование (учитель младших классов)»;
  • «Дополнительное образование (воспитательная работа)»;
  • «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании».

Также работа методиста может выполняться опытными учителями-предметниками.

Для поступления в педагогический вуз от абитуриента требуются сведения о результатах ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию (третья дисциплина зависит от вуза, обычно это профилирующий предмет – химия, иностранный язык, география, биология и др.).

В следующем году в российских школах начнется внедрение новых должностей и квалификационных категорий, среди них – «учитель-методист» и «учитель-наставник», сообщил министр просвещения Сергей Кравцов в интервью изданию «Российская газета».

«В сентябре 2021 года начнем апробацию новой системы аттестации учителей в школах, внедрение новых должностей и квалификационных категорий: учитель-методист, учитель-наставник», – указал чиновник.

По мнению Кравцова, это позволит создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов, повысит престиж профессии, а главное – повысит качество образовательных результатов.

Министр добавил, что ключевая задача, которая требует срочного решения, это наведение порядка в сфере повышения квалификации учителей и переподготовки кадров. Кравцов считает важным провести полный анализ программ и понять, насколько они актуальны.

«К концу 2021 года мы планируем выстроить единую систему научно-методического сопровождения педагогических работников. Это понятные всем проверенные программы, единые оценочные процедуры, на основе которых строится повышение квалификации – все это мы должны унифицировать», – сказал глава Минпросвещения.

Ранее министр просвещения РФ дал рекомендации школам по мерам, которые помогут предотвратить распространение коронавируса в учебных заведениях.

Обязанности на работе

Специфика служебных обязанностей методиста зависит от учреждения, в котором он работает:

  • Методист высшего учебного заведения – это специалист, который находится в постоянном контакте с преподавателями и студентами. Однако основная его работа – бумажная (составление информационных баз данных, учебных планов, обеспечение документооборота). Также в его функции входит организация всевозможных внеучебных мероприятий – КВНов, капустников, балов выпускников, посвящений в студенты.
  • Методист дополнительного образования. В его обязанности входит контроль процесса обучения, наличия необходимых технических средств и правильности заполнения соответствующей документации, а также разработка учебных программ и рабочих планов. Он помогает формировать группы, проверяет систематичность и качество уроков, отвечает за отчетность и подготовку статистических данных.
  • Психолог-методист работает с педагогами, проводя тренинги и семинары, индивидуально консультируя по проблеме профессионального выгорания и вопросам построения взаимоотношений с коллегами.

Кроме всех перечисленных функций методист выполняет еще целый ряд задач. Он помогает распределить нагрузку между преподавателями, разрабатывает материалы для повышения их профессионального уровня, способствует проведению воспитательной работы, в частности, с трудными детьми. Также он присутствует на открытых уроках, после чего проводит с учителем их разбор. Не остается в стороне методист и от родительских собраний, особенно общешкольных, различных внеучебных мероприятий (выставок, конкурсов, олимпиад).

Кому подходит

Эта профессия подходит опытным педагогам с высшим образованием, которые склонны к аналитической деятельности и работе с документами. Чтобы качественно выполнять свои обязанности, методист должен уметь:

  • разрабатывать новые или усовершенствовать существующие методики воспитания и обучения, образовательные программы, технические приемы;
  • ориентироваться в действующей нормативной базе;
  • пользоваться компьютером и мультимедийными средствами для применения разных информационных технологий в образовательном процессе;
  • анализировать полученные данные, сопоставлять сведения, дифференцировать их и сводить вместе в единый документ;
  • четко излагать свои разработки с учетом возможности реализации их на практике;
  • работать на достижение максимального эффекта от своих методик;
  • сочетать бумажную и творческую работу;
  • находить контакт с руководством учреждения и каждым педагогом в отдельности;
  • вести деловую переписку.

Специалист, которому доверяют должность методиста, должен обладают такими чертами, как:

  • ответственность и трудолюбие;
  • уверенность в себе и своих знаниях;
  • стрессоустойчивость.

Методист должен обладать непререкаемым авторитетом в учительском коллективе. Если у него нет достаточных знаний, творческого потенциала и педагогических навыков, то в учреждении он надолго не задержится, или же его будут подключать в основном к второстепенным мероприятиям. В общении с коллегами важно не скатываться на назидательный тон, методист должен не поучать педагогов, а учить их. Однако не следует забывать, что он отвечает за работу преподавателей, обязан ее контролировать и подправлять.

К плюсам профессии можно отнести:

  • возможность полностью реализовать свой творческий потенциал в образовательной сфере;
  • востребованность среди работодателей.

Минусы – это невысокая зарплата и сложности, связанные с отношениями внутри трудового коллектива.

Сколько получают

Заработная плата педагогических работников обычно не поражает воображение. В среднем в России методист получает от 15 до 25 тысяч рублей в месяц. Самая высокая зарплата – в Москве (40 000 рублей) и в отдаленных регионах (Республика Саха, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). В Северной столице методисты в среднем зарабатывают 27 тысяч рублей.

В различных организациях платят по-разному. Например, в библиотеках зарплата редко превышает 15 тысяч рублей, в дошкольных заведениях можно рассчитывать на 25–35 тысяч рублей. Методисты учебных отделов и учреждений дополнительного образования могут получать до 30–35 тысяч рублей ежемесячно. Размер дохода зависит также от квалификации и стажа работы педагога.

Как построить карьеру

Методист, который обладает необходимыми деловыми и личными качествами, может стать директором школы или заместителем по учебно-методической/воспитательной работе, как вариант – перейти на свободное место в институт повышения квалификации учителей. Если специалист способен разрабатывать методики в других сферах, кроме образовательной, его могут пригласить в частную компанию для работы с персоналом.

Перспективы профессии

Система образования – одна из самых устойчивых структур, без которых общество не сможет обойтись. Чтобы она функционировала без сбоев, необходимы люди, постоянно контролирующие качество обучения и модернизирующие его. Поэтому в ближайшие десятилетия профессия методиста будет актуальной.

Должностные обязанности

Методист:

2.1. Осуществляет методическую работу в организации.

2.2. Анализирует состояние учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в организации и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.

2.3. Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов организации.

2.4. Оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения, в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности, в разработке рабочих образовательных (предметных) программ (модулей) по дисциплинам и учебным курсам.

2.5. Организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации и пособий по учебным дисциплинам, типовых перечней оборудования, дидактических материалов и т. д.

2.6. Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы.

2.7. Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта педагогических работников.

2.8. Организует и координирует работу методических объединений педагогических работников, оказывает им консультативную и практическую помощь по соответствующим направлениям деятельности.

2.9. Участвует в работе организации повышения квалификации и переподготовки работников по соответствующим направлениям их деятельности, по научно-методическому обеспечению содержания образования, в разработке перспективных планов заказа учебников, учебных пособий, методических материалов.

2.10. Обобщает и распространяет информацию о передовых технологиях обучения и воспитания (в том числе и информационных), передовом отечественном и мировом опыте в сфере образования.

2.11. Организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, слетов, соревнований и т. д.

2.12. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в организации.

2.13. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.16. Участвует в разработке перспективных планов издания учебных пособий, методических материалов.

2.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.28. .

Обучение методистов (в педагогике)

Курсы

Высшая школа технологии и управления (ВШТУ) проводит обучение по специальности «Методист» и другим педагогическим направлениям. Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволит совмещать учебу с работой. Образовательная деятельность ВШТУ лицензирована и соответствует профстандартам. Сейчас у вас есть возможность получить скидку 50% по промокоду uchitel50. Стоимость с учетом скидки на профессиональную переподготовку составит 4 975 рублей, а на повышение квалификации – всего 1 000 рублей. Успейте пройти профессиональное обучение по самой низкой цене! Современная научно-технологическая академия дает возможность получить новую профессию «Методист в образовании». Диплом о переподготовке может получить всякий, у кого уже есть какой-либо диплом о профессиональном образовании. Обучение ведется заочно. Сроки — 3,5 месяца МАЭО (Международная Академия Экспертизы и Оценки) (дистанционно, без отрыва от работы) На этом курсе можно получить профессию школьного методиста за 5 месяцев и 9 000 руб.
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;

— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!;
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России. Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности «Методист (в педагогике)» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 9 900 рублей. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Вузы

Университет Российского инновационного образования Педагогика и методика начального образования (Дагестанский филиал Университета Российского инновационного образования) Российский новый университет Начальное образование (Институт психологии и педагогики) Оренбургский государственный университет Педагогическое образование (Факультет гуманитарных и социальных наук) Тольяттинский государственный университет Педагогическое образование (Гуманитарно-педагогический институт) Челябинский государственный университет Иностранный язык (английский и немецкий языки) (Историко-филологический факультет)

Права

Методист имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. .

Ответственность

Методист несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *