Как покупать автомобиль?

На практике список хитростей, которые заставят вас дополнительно раскошелиться, очень широк – причем ваши дополнительные расходы могут быть как разовыми непосредственно в момент покупки, так и долгосрочными. Однако ознакомившись с этим (вполне возможно, далеко не полным) списком вариантов «развода», можно сберечь не только деньги, но и нервы. Итак, давайте разбираться, как же недобросовестные дилеры изыскивают способы положить дополнительные деньги в свой карман. Причем слово «недобросовестные» тут ключевое: далеко не все дилеры грешат серыми схемами, но и думать, что «официальный дилер – всегда идеальный дилер», не стоит.

Сервисный сертификат от дилера

О том, что автопроизводители в большинстве своем имеют варианты расширенной гарантии или сервисных сертификатов, мы вам уже рассказывали. Однако некоторые дилеры вместо этих прозрачных и официальных программ предлагают свои собственные – которые, на первый взгляд, выглядят весьма схоже. Предложение дилерского сервисного контракта обычно строится на фразе вроде «мы предлагаем вам приобрести сертификат на прохождение ТО на сумму ХХ тысяч рублей», а сумма в нем проставляется в зависимости от условий и стоимости машины. К примеру, это 50 тысяч рублей – предложение кажется удобным, ведь на эти деньги можно пройти несколько стандартных процедур технического обслуживания.

Но хитрость заключается в том, что включенные в сертификат деньги… нельзя использовать для оплаты полной стоимости ТО! Оплатить ими можно лишь 10-15 процентов, а остальную сумму придется внести в кассу отдельно. Такая схема фактически привязывает клиента к определенному дилерскому центру – ведь у него остается невыбранный денежный объем, возврат которого, естественно, не предусмотрен договором. Фактически же для полного расходования этой суммы придется посещать дилера не один год, суммарно заплатив ему за это время не одну сотню тысяч рублей. Ну а учитывая стоимость работ и запчастей, «щедрое» предложение оказывается выгодным исключительно для дилера: 10-15% скидки за ТО практически неощутимы для него, а вот единовременный денежный бонус при продаже автомобиля – куда более приятная сумма.

Подарочные туристические путевки

Вы покупаете новенький автомобиль, а затем отправляетесь в бесплатное путешествие, где можно отпраздновать удачное приобретение – звучит просто прекрасно, не так ли? Именно так и продвигают подобную «акцию» дилеры, прикладывая к автомобилю подарочную туристическую путевку. Бонус кажется приятным – ровно до того момента, пока вы не начинаете собирать чемоданы.

Прибыв в агентство, с которым сотрудничает автосалон, вы выясняете новые подробности: да, путевка бесплатная, и в нее включено… проживание в отеле. Оплата же билетов на самолеты и автобусы, питания, экскурсий и прочих мероприятий в путевку не входит – на это придется раскошелиться самостоятельно. Ну а с учетом того, что концепция «подарочной путевки» составляется агентством заблаговременно, итоговая стоимость такого путешествия может оказаться даже выше, чем если бы приобрели его сами, безо всяких «подарков».

Бесплатная спутниковая сигнализация

Дорогая спутниковая сигнализация с обратной связью и широким функционалом, установленная совершенно бесплатно – звучит неплохо, так ведь? И опять практического обмана здесь нет: дорогую сигнализацию действительно устанавливают и настраивают бесплатно. Подвох, как обычно, вскрывается уже после окончания работ и выдачи машины: использование сигнализации подразумевает абонентскую плату, которая составляет сущие пустяки – тысячи полторы-две в месяц. Таким образом, годовая стоимость эксплуатации охранного комплекса обходится в 15-20 тысяч рублей. Конечно, учитывая его полноценный функционал и бесплатную установку можно считать такое приобретение вполне оправданным – но при одном важном условии: что вы знали об этом до момента его приобретения и были готовы к этим расходам. В противном случае даже хорошая вещь может стать обузой.

Подарочная карта помощи на дорогах

Эта схема и вовсе элементарная: «выгода» строится по принципу «вынь предмет из комплекта и преподнеси его как подарок». Многие бренды при продаже машины предоставляют – по акции или в подарок – карту своей фирменной программы помощи на дорогах. Она может включать в себя бесплатную эвакуацию, подвоз топлива, если вы «обсохли», ремонт шин и другие полезные услуги. «Щедрый» дилер же, умолчав о том, что она прилагается к автомобилю по умолчанию, преподносит ее как «подарок» в случае, если вы решите приобрести машину именно у него. В итоге в накладе не остается никто, но факт недобросовестного убеждения налицо. Поэтому о том, дарит ли автопроизводитель свою карту участия в программе «Автопроизводитель-Ассистанс», стоит знать заранее.

Всегда максимальная скидка

Заговорив о простых уловках, нельзя не упомянуть еще одну: всегда максимальную скидку, которую озвучивают покупателю по телефону. Зайдите в раздел «акции и скидки» на официальном сайте марки – и с большой долей вероятности найдете ту самую «цену с указанием максимальной выгоды», которую можно получить на выбранную модель. Но на официальном сайте у нее обычно имеется звездочка со ссылкой на поясняющий комментарий ниже, из которого можно узнать, в сколько программ одновременно нужно «попасть», чтобы получить такую скидку. Как правило, условий немало: это программы лояльности, трейд-ин, утилизация, государственные льготные программы и так далее. Но в беседе с менеджером автосалона по телефону в роли звездочки выступает исключительно ваше личное посещение: только в глаза и на месте вам озвучат размер конкретной выгоды, доступной именно вам.

Надо отметить, что отчасти такая модель работы менеджеров оправдана. Неидеальными бывают не только сотрудники дилерского центра, но и покупатели. И помимо привлечения клиентов в автосалон такой подход позволяет экономить время, затрачиваемое на каждого покупателя, который пытается выторговать по телефону все лучшие условия сразу, умалчивая о деталях, которые не позволят ему участвовать в той или иной скидочной программе. При личном же посещении интерес приехавшего выше, а условия конкретнее – и в этом случае можно углубиться в совместное изучение доступных ему выгод.

Предварительный договор

А вот оправдать схему работы менеджера, который до момента окончательного подписания использует для работы с клиентом так называемый «предварительный договор», нельзя никак. Принцип таков: вам называют цену автомобиля, которая постоянно фигурирует в обсуждениях и даже прописана в некоем документе, который вы подписываете своей рукой. Цена вас устраивает, вы расслабляетесь и обсуждаете детали сделки и салонные коврики в подарок.

А вот непосредственно в момент узаконивания сделки вам подают договор, в котором указана иная – более высокая цена. Ну а если вы замечаете это и задаете резонный вопрос, куда делся первоначально подписанный вами документ, вам поясняют, что тот договор был «предварительным». Даже получив его на руки, вы ничего не добьетесь: он составлен так, чтобы свести ответственность автосалона и возможность как-то зафиксировать цену машины к нулю. Цена указана как «ознакомительная», а в тексте договора может даже иметься пункт о возможности его расторжения автосалоном в одностороннем порядке. Вывод здесь только один: внимательно читайте то, что вам предлагают подписать.

Альтернативная банковская программа

Большинство автопроизводителей имеет банковские продукты под собственным именем, которыми можно воспользоваться при покупке машины. Как правило, процентная ставка там ниже, чем у сторонних банков, а условия вполне выгодные. Но ведь какой-нибудь «Автопроизводитель-Банк» не имеет собственных филиалов, вносить ежемесячный платеж будет неудобно, а процентная ставка у «Удобного Банка» ненамного выше, зато с ним вам будет гораздо проще жить – именно это вам может начать рассказывать менеджер автосалона. На первый взгляд, подвохов нет: предлагаемый им банк – крупный, а его отделение и вправду находится в соседнем доме от вашего.

На практике хитрость может заключаться даже не в более высокой процентной ставке – а в банальном страховании жизни, включенном сумму кредита и, соответственно, в ежемесячный платеж. Вот только узнает клиент об этом уже тогда, когда отказываться от услуги поздно: старая машина сдана в трейд-ин, первый взнос за новый автомобиль внесен, а подписанный договор с мелким шрифтом – вот он, у вас в руках. Ну а стоимость услуги КСЖ – комплексного страхования жизни – может быть весьма и весьма разной.

Скидка за счет страховки

Раз упомянув страхование жизни, о нем можно говорить достаточно долго – с этой услугой связан не один метод получения дополнительных денег от клиента. Один из самых банальных – предоставление скидки на автомобиль при условии выбора клиентом определенной кредитной программы нужного банка. Скидка при этом действительно предоставляется – только вы ее совершенно не почувствуете. Причина ясна: для предоставления кредита специально привлекаются такие банки, где услуга КСЖ стоит дорого даже по банковским меркам. Ну и, конечно, клиент может узнать об этом только в том случае, если лично проштудирует все подписываемые документы до момента собственно их подписания.

Страховка есть, а документов нет

Слаженную работу по навязыванию клиентам страхования жизни нарушило введение Центробанком так называемого «периода охлаждения», который вдобавок в 2018 году увеличился до 14 дней. В этот период клиент может оценить необходимость для него приобретенной услуги страхования и отказаться от нее, вернув уплаченные деньги. Ну а поскольку стоимость комплексного страхования жизни порой очень высока, многие покупатели новых машин решительно отказываются от нее. Ведь для этого, как гласят баннеры в интернете, «надо всего лишь»…

Всего лишь явиться в офис страховой компании с документами на руках и написать заявление об отказе от страховки. Но вы не сможете отказаться от нее, если документов у вас нет. Именно этим и руководствуются некоторые ушлые страховщики: при покупке машины вы подписываете в том числе договор страхования жизни, а вот на руки вам его просто… не дают. В результате некоторые покупатели, считающие, что «в автосалоне документы не отдать не могут», остаются без возможности – и даже без мысли – отказаться от навязанной страховки и вернуть деньги. Ну а тем, кто все же замечает недостачу, придется сперва получить на руки свой страховой договор, а уже затем пытаться его расторгнуть – и уложиться надо будет все в те же 14 дней, которых может и не хватить.

Страховка с подвохом

Но страхование жизни – это не единственная возможность увеличить ежемесячные выплаты клиента, покупающего автомобиль. Еще один такой вариант – это так называемая «GAP-страховка». Само по себе страхование по GAP – это полезная дополнительная услуга, которая позволяет получить полную стоимость купленного автомобиля при его утрате без учета амортизации, которая обычно прописана в договоре страхования каско. Но и из полезной услуги можно сделать неоправданно дорогую.

Схема такая: страховщики могут предлагать клиенту обычное каско без GAP: таким образом, в договоре страхования будет прописана амортизация, и при возмещении ущерба клиент получит сумму меньше той, за которую он приобрел автомобиль. И тут на сцене появляется автосалон: он либо «решает» вопрос с GAP и амортизацией за счет изменения стоимости автомобиля, либо предлагает другую страховую программу, в которую будет включено страхование GAP, но по завышенной цене (обычно страхование GAP стоит около 1-2% от суммы договора каско). Если же клиент оказывается от такого GAP-страхования, ему «вынуждены отказать в льготной процентной ставке по кредиту», в результате чего она может вырасти, к примеру, до 17% годовых. При этом в списке доступных, но не озвучиваемых банковских и страховых продуктов, разумеется, есть нормальные программы с низкой процентной ставкой без обязательного GAP-страхования или же с возможностью приобрести услугу GAP по обычной рыночной цене.

Не учтенные в кредите скидки

Выше мы уже рассматривали схемы, при которых покупателю автомобиля не выдают на руки некоторые документы или умалчивают о реальной стоимости – вот еще одна из них. Клиент выбирает автомобиль, получает одобрение кредита и подает заявление на участие в скидочных программах – например, государственных. Под условия программы он подпадает, и скидку ему на самом деле дают – но не на реальную итоговую стоимость автомобиля, а на сумму заемных кредитных средств. При этом на словах его уверяют в том, что автомобиль стал дешевле на те самые 10 или более процентов.

На практике это выливается в то, что, во-первых, значительная часть выгоды от скидки теряется в процентах по кредиту, а во-вторых, стоимость дополнительных услуг, таких как каско, рассчитывается от полной стоимости автомобиля, которая, как мы помним, осталась неизменной – а цена каско зависит в том числе и от нее. Клиент же, не понимая, за какую сумму он в итоге покупает машину, считает, что он полноценно сэкономил.

Подарочное ТО

Не фоне довольно сложных и явно темных «бумажных» схем, описанных выше, заключительная пара дилерских уловок – просто безобидная шалость. К примеру, убеждая клиента приобрести машину именно у них, менеджер может «подарить» ему нулевое ТО. Конечно, многим известно, что от подобной сервисной операции для новых машин смог отказаться даже УАЗ, и она актуальна лишь для автомобилей ВАЗ с восьмиклапанными моторами. Но, во-первых, об этом знают не все, а во-вторых — ведь бесплатно же! Разумеется, на практике в «нулевое ТО» в лучшем случае будет входить мойка и посещение автомобилем ремзоны, где откроют капот и убедятся, что за 2 500 километров двигатель и масло в нем никуда не исчезли. В худшем – за мойку и какие-то мелочи даже попросят доплатить, или же грязный автомобиль просто постоит в углу бокса, после чего его вручат обратно клиенту.

Кожаный салон в бедной комплектации

Практика автосалонов по увеличению стоимости автомобиля за счет установки в него дополнительных нештатных опций стара как мир. Мы уже упоминали о сигнализациях и ковриках, а этот пример – один из частных случаев того, что еще бывает с машинами, прибывшими к дилеру. Так, выкупив автомобиль, дилер может демонтировать сиденья и отправить их в перетяжку кожзамом или, как сейчас говорят, эко-кожей. Получив кожаный салон за три копейки (дилер, разумеется, выполняет работы по «свойским» ценам), автомобиль прибавляет в стоимости несколько десятков тысяч рублей.

Ну а поскольку кожаный салон – это не коврики и не защита двигателя, которые можно легко удалить, клиент, который заинтересовался машиной, не может от него отказаться и вынужден либо брать машину «как есть», либо заказывать и ждать другую. Как мы понимаем, рано или поздно кто-то нетерпеливый согласится. Сам автосалон обычно не скрывает, что перешил салон по собственной инициативе. Но в совсем уж «темном» варианте он может даже выдавать это за «не каталожную заводскую комплектацию», привлекая доверчивых покупателей.

В заключение

Прочитав столь обширный список вариантов обмана, можно подумать, что покупка новой машины в автосалоне чуть ли не рискованнее, чем приобретение подержанной. На самом деле риск переплатить за собственную невнимательность и недостаточную осведомленность, конечно, есть. Но и способы избежать обмана вполне очевидны. Не нужно покупаться на предложения «серых» дилеров, обещающих цены ниже рекомендованных производителем, или считать, что кто-то готов предложить огромную скидку «за просто так». Приобретать машину стоит у официальных дилеров, и даже в таком салоне сохранять бдительность и внимательное отношение к деталям. Не подписывать никаких документов, не изучив их содержания, и убеждаться в том, что все озвученные вам обещания совпадают с тем, что указано в договорах. Ну и не верить в сказки про молочные реки, кисельные берега и нулевое ТО, конечно.

Наиболее удачные сезоны

Основываясь на сравнительном анализе наиболее крупных и известных сетей автодилеров, можно сделать вывод о том, что наиболее выгодные предложения по покупке автомобилей у них появляются в зимний и летний периоды. Связано это не с праздниками или сезоном отпусков, а с падением уровня продаж в это время. Чтобы поддерживать продажи и выполнять соответствующие сезонные и годовые планы, дилеры могут устанавливать максимальные бонусы именно в эти периоды.

Самым удачным сезоном является конец календарного года, т.е. начало зимнего периода. В это время автосалоны стремятся продать текущий запас автомобилей, чтобы в новом году было место для поставки новых моделей. Не менее важную роль здесь играет выполнение годового плана продаж. Если его реализация затягивается, автосалон устанавливает выгодные предложения, чтобы «поставить галочку”. Если план, наоборот, перевыполнен, поставщик может снизить цены или предоставить дилерам бонусы, вследствие чего снижаются цены и для рядовых покупателей. Эта же система распространяется на начало каждого года. Даже если в салоне уже стоят новые модели, на старые может предоставляться большая скидка, которая сделает покупку очень выгодной сделкой. Если человеку не принципиально – ездить на новой версии модели авто или на старой, то приходить за дорестайлинговой генерацией можно уже незадолго до выхода обновленного авто.

Выяснение меньшей цены

К выбору и поиску нового автомобиля лучше приступать за несколько месяцев до непосредственной покупки. Так будет больше шансов, что удастся купить машину за меньшую стоимость.

После того как марка и модель выбраны, стоит посетить несколько автосалонов или хотя бы их сайты, чтобы понять, какая ситуация с ценами на данный момент, и будут ли скидки либо бонусы в ближайшем будущем. Это связано с тем, что автомобили одной марки и в одинаковой комплектации могут значительно отличаться по цене, т.к. в одном автосалоне план продаж может выполняться равномерно, а в другом могут быть проблемы с реализацией и, как следствие, скидки.

Рекомендуем отправить письмо на электронную почту автосалона с просьбой информировать вас обо всех проходящих и планирующихся акциях с бонусами и скидками. У некоторых автосалонов можно оформить подписку на такие сообщения через официальный сайт.

Выгодная покупка

Самые большие скидки часто бывают на самые дорогие модели. Кроме того, как уже говорилось выше, появление новой версии определенной модели может существенно удешевить предыдущую генерацию. Но при этом стоит понимать, что наиболее популярные модели, к примеру, кроссоверы, получают очень незначительное понижение цены.

Кроме того, может сложиться противоположная ситуация, в которой автодилер предлагает к продаже автомобиль новой генерации, но с определенного размера выгодой для привлечения покупателей, о чем будет сообщаться в многочисленной рекламе. Но не стоит обольщаться. Во-первых, нужно проверить, сколько стоит авто в других салонах, ведь вполне вероятно, что цена окажется той же или даже ниже. Во-вторых, необходимо выяснить исходную стоимость и условия предоставления скидки. Иногда аукционные машины предлагаются с определенной комплектацией, цветом, способом оплаты и т.п.

Традиционные скидки

Теперь рассмотрим, как получить скидку на новый автомобиль, учитывая временные акции, которые проводятся всеми салонами.

Личная дилерская скидка

Предлагается постоянным покупателям торговой точки. Конечно, едва ли вы приобретаете машины так часто, чтоб считаться регулярным клиентом, но возможно пользуетесь услугами их сервисного центра или берете запчасти.

Как правило, в этом случае заводится именная дисконтная карта, дающая право сэкономить около 10%. Если у вас такой нет, можно попробовать договориться с одним из обладателей (если скидка накопительная, вам охотно пойдут навстречу).

Скидка на исходящие модели

Когда поставщик обновляет модельный ряд, предыдущие модификации нужно быстро продать, чтоб они не занимали место. На этот случай у продавца также заготовлены максимальные скидки, до 20%. Единственный неприятный момент – может не найтись того цвета или комплектации, которые были вам нужны.

Чтобы рассчитывать на такую скидку, загляните в автосалон в августе-сентябре.

Сезонные скидки

Теперь выясним, как получить скидку на новую машину¸ руководствуясь психологией и аналитикой.

Начало недели

Как правило, многие люди откладывают крупные покупки на субботу-воскресенье, чтобы не бежать за ними после работы. У официальных дилеров популярных марок в такие дни всегда много клиентов. Если вы зайдете в понедельник, у вас будет больше шансов обстоятельно обсудить с консультантом все условия и скидки.

Конец дня

Если вы уже определились, какую машину хотите, зайдите за ней под вечер. Эта хитрость поможет вам избежать назойливых уговоров приобрести что-то ещё, расплатиться каким-то определённым, удобным продавцу способом, купить другую модель и т. п.

Только не приходите слишком поздно. Автосалоны оформляют дисконт в течение какого-то времени, также бывают скидки на автомобили с условиями, и вам не успеют их предложить.

Конец месяца или квартала

Автодилеры работают не просто так, а по плану, от которого зависит их зарплата: сколько машин продали – столько премиальных и получили. Конец месяца – это как раз время отчета о плодотворности продаж, поэтому вы можете получить неплохую скидку.

Конец календарного года

Есть много поводов зайти в салон в конце декабря:

  1. Во-первых, это также время, когда продавцы подводят итоги своей работы и сдают отчет.
  2. Во-вторых, перед праздниками всегда бывают различные акции.
  3. В-третьих, в новом году начнется обновление моделей.

Совокупность этих обстоятельств увеличивает скидку до 20%.

Подвох предложений

Помните, что продавцы-консультанты не стесняются прибегать к манипуляции, чтобы продать вам авто, от которого им нужно избавиться, навязать какие-то неудобные условия, не дать уйти в другой салон.

Если вы человек мягкий и вежливый, они постараются уговорить вас сделать покупку, отметая робкие возражения «железными» аргументами. Если же вы решительны и готовы стоять на своем, есть другие лазейки, открывающие путь к вашему расположению и кошельку. Мы с вами сейчас их рассмотрим.

Опоздали

Нередкая ситуация: один из автосалонов объявляет низкую цену на машину, которая в других торговых точках стоит значительно дороже. Вы, конечно, как можно скорее устремляетесь туда, чтобы ее приобрести, но узнаете, что «ее забрали буквально полчаса назад». И вам тут же начинают предлагать эквивалентные модели, только по стандартной цене.

В этом случае цель продавца – «заманить» вас именно в свой салон, а потом не отпускать без покупки. Не спешите реагировать на подобные «акции», помните о здравом смысле и истинной стоимости машин определенной фирмы.

Ожидаемый автомобиль

Ещё один нечестный прием. Вы услышали о выпуске новой серии машин, и они вам понравились. В салоне объясняют, что между анонсом и фактическим прибытием авто существует временной разрыв в три месяца, и сразу вы его не получите. Это правда. Но далее, чтобы вы не передумали, вас начинают обманывать и говорить, что первая партия уже в дороге, подождете недельку и заберете. Затем через неделю вам сообщают, что нужно подождать еще неделю, и так продолжается три месяца.

Самое плохое в этой ситуации то, что для надёжности с вас возьмут часть суммы вперед – так дилер будет уверен, что вы не пойдёте к конкурентам.

Автомобиль-демонстратор

Вам также могут предложить автомобиль, который выставляется в качестве тестового образца, с большой скидкой, уверяя, что он совсем новый и проехал не так уж много километров. Однако помните, что на таких машинах потенциальные покупатели проверяют качество модели и все ее возможности, поэтому она может потребовать ремонта очень скоро после покупки.

Выясните, даётся ли на неё гарантия и нет ли в договоре пункта, что вы не имеете никаких претензий к качеству.

Такая покупка оправдана, если речь идёт о какой-то пафосной модели, которую вы не смогли бы себе позволить по стандартной цене.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *