Ошибки в европротоколе

— Александр Евгеньевич, предположим, произошло ДТП. Пять машин столкнулись «паровозом», никаких сложных повреждений нет, просто мелкие царапины. Скажите, как оформлять европротокол?
— В данном случае — никак. Даже если просто поцарапались, придётся подождать инспектора ДПС. Оформление по европротоколу возможно только при столкновении двух транспортных средств. При этом не должен быть причинён вред какому-либо другому имуществу, а оба водителя должны иметь действующий договор ОСАГО. Обстоятельства ДТП, характер и перечень повреждений не должны вызывать разногласий у водителей. Если не выполнено хотя бы одно из этих условий, смело вызывайте ГИБДД.
— А если виновник «торжества» не признаёт своей вины?
— Если другой водитель не признаёт свою вину, агрессивен, угрожает вам, находится в состоянии опьянения, о европротоколе тем более не может быть речи. Смело вызывайте сотрудников ГИБДД.
Как ни казалось бы это смешным, но главное условие оформления ДТП — действующие водительские права. Если виновник отказывается предъявлять документы, вызывайте ГАИ.
А если одна из машин, попавших в ДТП, зарегистрирована не в России, оформить европротокол можно только в том случае, если ответственность её водителя застрахована по иностранному договору страхования «Зелёная карта».
— Предположим, все условия выполнены, водители договорились. Какие моменты нужно учесть при составлении протокола?
— Бланк предусматривает определённые позиции для заполнения, где чётко прописано, что нужно заполнять, где поставить роспись. Но когда человек попадает в ДТП, то находится в состоянии стресса, и допустить ошибку может каждый, даже самый опытный водитель Поэтому первое, что надо делать в таких ситуациях, — звонить в ГИБДД той территории, где произошла авария, и задавать вопросы. Дежурный ответит на все вопросы и даст совет, какие поля надо заполнить. Если у вас нет под рукой интернета, звоните в службу «02» и оставляйте заявку. Обязательно укажите номер для связи. Дежурный офицер вам перезвонит в течение 10—15 минут.
— И всё-таки, какие типичные ошибки допускают водители при оформлении ДТП?
— Нужно быть внимательным ко всем пунктам. Наибольшие проблемы возникают при заполнении пункта 16 «Обстоятельства ДТП». Водители проставляют «галочки» так, что возникает противоречивая информация. Не указывают количество отмеченных клеток, а это требуется сделать в последней позиции пункта 16.
Ошибаются водители и при заполнении информации в пункте 17 «Схема ДТП». Довольно часто они либо вовсе не изображают схему ДТП, либо рисуют два автомобиля и ничего более. То есть не указывают ни названий улиц, ни дорожных знаков, ни линий дорожной разметки. При заполнении извещений о ДТП водители допускают абсолютно разные ошибки, которые в результате могут привести к отказу страховой компании в выплате.
И, наверное, последнее и самое главное — водитель, которого по взаимному согласию оба участника считают виновником ДТП, обязательно должен это отразить в «Извещении». Для этой цели лучше всего использовать пункт 15 «Замечания», в котором виновнику следует написать: «Вину признаю полностью», и поставить рядом подпись и расшифровку.
— Автовладельцы всё правильно заполнили, принесли документы в страховую компанию, и тут выясняется, что сумма ущерба в разы больше, чем предусмотрена выплатами по европротоколу — не 50 тысяч, а 400 тысяч рублей. Что в такой ситуации делать?
— Всегда есть шаг назад. На момент аварии водители не могут предусмотреть всех повреждений, особенно скрытых. В таком случае, страховая компания должна выдать заключение, что причинённый ущерб составляет более 50 тысяч рублей. Автолюбитель с заключением, европротоколом и фотографиями должен обратиться в ГИБДД по месту ДТП и подать заявление, по результату рассмотрения которого будет выдана соответствующая справка для перерасчёта ущерба.
— Намного ли облегчило работу сотрудникам ГИБДД введение европротокола?
— Оформление ДТП является не единственной задачей сотрудников ДПС. Законодатель практически освободил нас от функций по оформлению мелких ДТП, чтобы направить максимально наши усилия на выполнение других задач.
Европротокол призван облегчить жизнь автолюбителям, ведь даже мелкое ДТП сразу образовывает многокилометровую пробку. Особенно в Москве в утренние часы. Европротокол хоть и в незначительных количествах, но помогает организовать в городе плотное, но скоростное движение.
Беседовала Наталья МЕЗИНОВА, фото автора

Что такое регресс в ОСАГО

Европротокол – это документ, который составляют водители-участники аварии (виновник и потерпевший) без привлечения сотрудников дорожной полиции. Но не во всех ситуациях автовладельцы могут прибегнуть к оформлению Европротокола.

Регресс в ОСАГО – это требования, которые предъявляет страховая компания к виноватому в ДТП водителю. Согласно этим требованиям, водитель должен возместить всю сумму денежных средств, которую компания выплатила потерпевшей стороне. Регресс выдвигается виновнику в том случае, если тот нарушил любой подпункт п.1 ст.14 ФЗ №40 «Об ОСАГО».

Самый распространённый пример этой ситуации: если виновник ДТП не направил в указанный срок страховщику извещение по Европротоколу за ДТП. Изначально страховая компания компенсирует ущерб потерпевшему водителю, а позже выдвинет регресс виновнику аварии, и эта сумма будет взыскана с него.

Обратите внимание! По правилам регресса, в первую очередь страховщик фактически должен компенсировать убытки потерпевшей стороне. Взыскивать эту сумму с виновника ДТП он сможет только в судебном порядке.

Видео: Регресс по ОСАГО, или кто заплатит, если не сдать Европротокол

Что делать виновнику ДТП после составления Европротокола

Иногда при оформлении ДТП может присутствовать аварийный комиссар. По возможности он будет пытаться забрать извещение у всех автовладельцев, чтобы передать их в страховую компанию. В целом, это вполне нормальное явление. Но иногда после такого извещения виновнику ДТП приходит регресс по Европротоколу. Случается это из-за того, что аварийные комиссары могут быть сотрудниками страховых организаций. Поэтому все их действия будут направлены на удовлетворение интересов страховой.

Также нет гарантии того, что аварийный комиссар в нужные сроки доставит документы в пункт назначения, не потеряет их. В любом случае, доказать правоту водителя будет очень сложно, ему придётся возместить ущерб, как показывает судебная практика.

Поэтому не стоит сразу доверять аварийному комиссару, так как избежать регресса может быть очень сложно после такого сотрудничества. Но есть варианты и безопасного общения с аварийным комиссаром:

  • отдавать ему документацию нужно при третьих лицах;
  • можно создавать фото и видео в качестве доказательной базы, они не запрещены;
  • можно попросить комиссара оформить расписку.

Как правильно сдавать извещение

Как не платить регресс по Европротоколу, знает каждый ответственный водитель. Поэтому большинство из них будет стараться отнести грамотно заполненный бланк в офис страховой компании лично.

При сдаче извещения, на экземпляре представитель страховой ставит:

  • печать;
  • входящий номер;
  • дату принятия документа;
  • данные принимающей стороны (инициалы и должность).

Это станет гарантией того, что Европротокол в страховую был сдан, чтобы компания не подала в суд.

Также водители могут воспользоваться услугой отправки по почте Европротокола, отправить его в СК можно заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в обязательном порядке нужно делать опись вложения. Найти почтовый адрес СК каждый водитель сможет в своём полисе ОСАГО. До завершения разбирательства нужно сохранять все документы, бумаги и квитанции от страховщика, опись вложения будет служить подтверждением того, что вы передали страховой компании всю необходимую документацию.

Экспертиза авто

Экспертиза авто – это обязательное условие при возникновении страхового случая. Срок оценки будет зависеть от сложности исследования и множества других факторов. Экспертное исследование обычно длится до 10 дней. Длительность судебной экспертизы может быть в 3 раза больше – до 1 месяца.

Особенности взыскания по регрессу с виновника

Виновнику аварии может быть назначен регресс не только потому, что он не успел вовремя предоставить документы в страховую компанию, но также и при таких условиях:

  • если автовладелец умышленно нанес вред второму участнику аварии, его жизни и здоровью;
  • если во время управления автомобилем виновник находился в стадии алкогольного или наркотического опьянения;
  • если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО;
  • если автовладелец, виновный в ДТП, неправомерно сел за руль;
  • когда водитель скрылся с места аварии;
  • период страхования не совпадает с тем, в котором использовалось авто.

Обратите внимание! Когда речь идет о всех автомобилях, которые занимаются перевозками людей, при возникновении аварии может быть назначен регресс, если просрочена диагностическая карта авто.

Размер материальной ответственности виновного определяется после оценки ущерба от ДТП.

Как оспорить требование по регрессу

Если страховая требует возместить пострадавшей стороне все затраты на ремонт и восстановление автомобиля, это не значит, что виновник аварии обязан всё выплачивать. Этот документ является досудебной претензией. Виновник ДТП может подать обратное исковое заявление на СК, если не считает её действия законными. К этому нужно юридически подготовиться и собрать всю подтверждающую документацию.

Таким образом, чтобы избежать регресса по Европротоколу, нужно внимательно подходить к оформлению документов, в течении 5-ти рабочих дней сообщить СК об аварии, причем, доставить извещение о ДТП лучше самостоятельно, предоставить авто на осмотр в пятидневный срок, а также не приступать к ремонту автомобиля в течении 15 дней после аварии.Регресс по европротоколу: нужно ли виновнику ДТП направлять извещение в страховую, как не платить

Какой установлен лимит выплат по европротоколу?

Да, непредставление своей копии европротокола виновником упразднили. Но есть ещё ряд условий, при невыполнении которых виновнику может быть выставлен счёт в размере выплаченной потерпевшему суммы:

  • если будет доказано, что вред был причинён умышленно при наличии вреда здоровью или смерти потерпевшему (если Вы специально врезались в потерпевшего);
  • если в момент ДТП виновник был пьян;
  • если виновник не был вписан в полис ОСАГО или не имел права управления автомобилем, которым управлял в момент ДТП;
  • виновник отремонтировал или утилизировал автомобиль в течение 15 дней после ДТП, не предоставив его для осмотра страховой;
  • если истёк срок диагностической карты — только для легковых такси, автобусов, грузовых авто с числом мест более 8 или автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов.

Независимо от того, каким образом дорожное происшествие оформлялось страховщик обязан выплатить сумму ущерба потерпевшей стороне в натуральной величине, т.е. осуществить ремонтные работы.

Нужно запомнить, что к подобному виду извещения нужно прибегать только в том случае, если визуально автомобиль серьезному ремонту или утилизации подлежать не будет, т.е. ущерб нанесен незначительный. К таким незначительным повреждениям относятся касательные удары, сколы краски, небольшие вмятины, повреждения бампера и т.д.

Проще говоря, если на первый взгляд ремонт отнимет не более 50-100 тыс. рублей, то уведомление страховщика о ДТП посредством европейского протокола обосновано. В 2019 году, при подаче заявления о выплате компенсации, страхователь вправе получить до 100 000 рублей. Эта сумма была увеличена в 2019 году, а вот жители северной столицы и Москвы могут получить до 400 000 рублей.

Кто может оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД?

Воспользоваться упрощенной процедурой оформления дорожно-транспортного происшествия (по европротоколу) можно только в том случае, если одновременно соблюдаются пять условий:

  • в столкновении участвовали лишь две машины;
  • нет пострадавших;
  • ущерб нанесен только застрахованному имуществу;
  • ответственность каждого водителя застрахован по ОСАГО;
  • у участников ДТП нет разногласий в отношении обстоятельств аварии.

Как действовать после оформления европротокола?

Основные действия участников ДТП повторять не нужно, ведь каждый знает, что попав в аварию необходимо не только остановится на месте заглушив мотор, но и включить и выставить аварийные сигналы и знак, чтобы пострадавших в автокатастрофе не стало больше. После оформления Европротокола при ДТП, участники происшествия обязаны обменяться бланками уведомлений, подписанными и заполненными с каждой стороны бланка шариковой ручкой.

Порой происходит так, что инициатор автоаварии забывает отправить в страховую заявление и извещение о произошедшей ситуации. И тогда тот, кто пострадал не знает куда обращаться потерпевшему по Европротоколу, чтобы получить свои деньги.

В данной ситуации не нужно паниковать, ведь независимо от того, отправили после происшествия ДТП извещение страховщику оба участника или только один, выплата все равно положена. Единственное, о чем должен беспокоиться потерпевший, это соблюдение сроков оповещения своей компании.

Если вы отправили после происшествия Европротокол и заявление о прямом возмещении своему страховщику в установленный срок, то независимо от того сделал ли тоже самое виновник, вы получите компенсацию. В этом случае не надо ехать в ГИБДД, главное соблюсти сроки и порядок подачи заявления.

Важно!Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Задать вопрос

или позвонить по бесплатному номеру

8 800 350 02 51

Если Вы виновник и не успели подать европротокол в страховую компанию в течение 5 дней, то шансы оспорить регресс есть, но они очень маленькие, если ДТП произошло до 1.01.2019 г. Дело в том, что любой закон должен основываться на логике и мотивированной части введения того или иного правила. И, если Вы докажете, что характер повреждений потерпевшего не вызывает сомнений (конечно, такое может быть только если потерпевший сам обратился в страховую в разумные сроки), то суд может учесть это и пересмотреть решение о регрессе.

Но шансы такого исхода дел, если Вы не предоставили европротокол в течение 5 рабочих дней, предельно малы, так как, во-первых, Вам придётся доказывать обратное от того, что чётко прописано в законодательстве, а, во-вторых, такое решение судьи может повлечь отмену самой такой трактовки закона, и не каждый судья возьмёт на себя такую ответственность.

И всё же есть несколько решений судо в судебной практике, когда регресс был выигран. Одно из таковых основано на том, что ответственность как виновника, так и потерпевшего, была застрахована в одной и той же компании (Ингосстрах), а потому в иске страховщика было отказано на основании того, что в этом случае последний никаких рисков не понёс и ничего бы не изменилось, представь виновник европротокол вовремя.

Если все вышеперечисленные действия выполнены, водители могут покинуть место ДТП. Далее им необходимо в течение пяти рабочих дней предоставить свой экземпляр извещения страховщику. Важно помнить, что к ремонту автомобиля можно приступать по прошествии 15 дней с момента аварии. Сделать это раньше можно только с письменного разрешения страховой компании.

Необходимо добавить, что не следует «на всякий случай» вызывать и дожидаться сотрудника ГИБДД при несущественных авариях, для оформления которых и предназначен европротокол. За это с 1 июля 2015 года действует штраф в размере 1 тыс. рублей.

Какие шаги необходимо предпринять при ДТП?

Разумеется, в первую очередь водителям необходимо предпринять обычные действия, предписанные ПДД, включая выставление знака аварийной остановки. Затем следует постараться сохранить следы торможения, обломки и прочие предметы на месте аварии, оценить примерный размер ущерба, по возможности зафиксировать обстоятельства происшествия – сфотографировать общий план ДТП, машины со всех сторон с номерами, поврежденные детали, при наличии свидетелей записать их ФИО и контакты.

Следующий шаг – заполнение извещения о ДТП с двух сторон. Заполнить требуется один бланк на двоих: один водитель заполняет колону «А», второй – «В».

Сначала заполняются графы лицевой части – указывается дата, время, место ДТП, информация о водителях и их страховых компаниях, свидетелях, описываются обстоятельства происшествия, перечень повреждений, зарисовывается схема ДТП. После этого бланк разделяется на две части и участники ДТП самостоятельно заполняют оборотную сторону своего извещения.

Документы для обращения в СК по Европротоколу

Итак, если после происшествия вы правильно заполнили форму извещения и разделили ее между собой, то следующий шаг — это поход к страховщику.

Документы для Европротокола при ДТП состоят из следующего перечня:

  1. Бланк европейского извещения (вторая часть бланка, разрезанная на месте происшествия);
  2. Заявление, согласно которому страховщик выплатит компенсацию;
  3. Документы, подтверждающие личность страхователя;
  4. Регистрационные документы на автомобиль.

Если эти документы вы присылали по почте, то доказательство в виде фото- и видеофайлов нужно предоставить лично на съемном носителе.

Причины отказа по извещению

Страховая компания выдает комплект бланков при оформлении ОСАГО. Если водитель их все израсходует, то он может повторно обратиться к страховщику за новыми извещениями.

В Российском союзе автостраховщиков выделяют 4 пункта, при заполнении которых у водителей чаще всего возникают проблемы:

  • п.15 «Замечания»;
  • п.16 «Обстоятельства ДТП»;
  • п.17 «Схема ДТП»;
  • п.18 «Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий»;

На лицевой стороне извещения оба водителя должны поставить две подписи – в пунктах 15 и 18. Без них урегулирование страхового случая по европротоколу невозможно.

В пункте 16 самая распространенная ошибка – отсутствие цифры, указывающей на итоговое количество заполненных клеток (чтобы никто из водителей не смог дополнительно ничего дописать после), а также выбор подпунктов, противоречащих друг другу.

Пункт 17 подразумевает подробную зарисовку схемы ДТП. Но автомобилисты часто изображают только положение транспортных средств. Страховщику же для объективной оценки необходимо знать расположение дорожных знаков, линий дорожной разметки, название улицы, направление движения машин. Ниже приведены три примера правильно нарисованных схем.

На оборотной стороне бланка обязательно должна стоять подпись водителя, который заполняет эту часть извещения. В пустых графах требуется поставить прочерки либо заглавную букву Z.

Пример 1

Пример 2

Пример 3

Поскольку по европейскому протоколу дорожную аварию должны оформить водители самостоятельно без привлечения инспекторов ГАИ, то часто возникают недоразумения, в связи с чем страховщик отказывается выплачивать компенсацию.

Существует две основные причины, из-за которых в ремонте автотранспорта может быть отказано:

  1. Потерпевшие и виновные обращаются по Европротоколу несвоевременно. Если нарушить сроки подачи заявления, то страховая компания вправе отказаться от выплат.
  2. Один из участников осуществил ремонт машины, до того, как его осмотрел агент страховой компании.

В этих случаях страховые организации вправе отказаться от прямого возмещения. Они также вправе дать отказ в случае неправильного или неполного заполнения извещения или отсутствия доказательных сведений с места происшествия.

Ремонт по Европротоколу

Как и в случае стандартного оформления происшествия, страховщики по европейскому протоколу обязаны осуществить ремонт поврежденной машины потерпевшего страхователя. Поскольку ДТП с Европротоколом не регистрируется в органах Госавтоинспекции, то доказательную базу необходимо запечатлеть на фото и видео самостоятельно и указать это в извещении.

После того как заявление будет отправлено в страховую компанию, та обязана произвести осмотр авто в течение 15 дней с момента принятия бумаг от страхователя.

Сам же потерпевший и виновник не вправе осуществлять ремонт, даже если повреждения несущественные и они были запечатлены на фотографии. Только после того как будет проведена оценка повреждений автотранспорта, страховщик направит машину в ремонт.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *