Правила учета 1034

Довольно широко в России распространена практика расчета объема горячего водоснабжения, потребленного из открытой системы теплоснабжения, путем определения разницы между объемом теплоносителя, поступившим в подающий трубопровод, и объемом, возвращенным в обратный трубопровод. Попробуем разобраться, насколько верным является такой метод расчета.

О случаях применения пункта 100 Правил 1034

Пункт 100 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее — Правила 1034) устанавливает дополнительные параметры, подлежащие определению в открытых системах теплопотребления.

Параметры, подлежащие определению в открытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и тепловой энергии и теплоносителя, утверждены пунктами 97 и 100 Правил 1034. При этом пункт 97 утверждает параметры, подлежащие определению как в открытой, так и в закрытой системах теплоснабжения, а пункт 100 утверждает параметры, которые подлежат определению только в открытых системах дополнительно к параметрам, перечисленным в пункте 97. Употребление слова «дополнительно» в пункте 100 Правил 1034 не означает необязательность определения перечисленных в данной норме параметров, а, наоборот — указывает на обязательность определения этих параметров дополнительно к параметрам, перечисленным в пункте 97 Правил 1034, которые также обязательны к определению в открытой системе теплоснабжения.

Таким образом, в открытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются:
1) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу (п.97 Правил 1034);
2) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час (п.97 Правил 1034);
3) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета (п.97 Правил 1034);
4) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения (п.100 Правил 1034);
5) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета (п.100 Правил 1034).

О применении в расчетах объема потребления теплоэнергии массы теплоносителя

Пункт 3 ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 утверждает: «Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердить в 2-недельный срок методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя».

В соответствии с приведенной нормой Минстрой России приказом от 17.03.2014 № 99/пр утвердил Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее — Методика).

Согласно пункту 2 Правил 1034 «Методология осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определяется методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — методика)».

Согласно формулам, утвержденным Методикой, применению в расчетах в качестве количественной характеристики подлежит именно масса теплоносителя как физическая величина, не подлежащая изменению под воздействием внешних факторов. Необходимо обратить внимание, что объем теплоносителя изменяется под воздействием таких факторов как температура и давление. При повышении температуры плотность теплоносителя снижается, что приводит к увеличению объема при неизменном количестве (массе) теплоносителя. При повышении давления плотность теплоносителя возрастает, что приводит к уменьшению объема при неизменном количестве (массе) теплоносителя. Вместе с тем, масса теплоносителя остается постоянной при изменении таких параметров, как давление или температура.

Важно отметить, что на различных участках систем теплоснабжения многоквартирных домов (далее — МКД) такие параметры как температура теплоносителя и давление в системе различны.

Температура теплоносителя в подающем трубопроводе всегда выше, чем температура теплоносителя в обратном трубопроводе — именно отдача тепла теплоносителем в атмосферу помещений МКД является сутью коммунальной услуги по отоплению. Снижение теплосодержания теплоносителя при его прохождении через систему отопления влечет за собой снижение температуры теплоносителя.

Давление в подающем трубопроводе всегда выше, чем в обратном трубопроводе. Движение теплоносителя в системе осуществляется именно за счет разницы в давлении. Происходит такое движение всегда из зоны более высокого давления в направлении зон более низкого давления.

Поскольку температура теплоносителя и давление в системе на различных участках системы различны, а указанные параметры влияют на объем теплоносителя при неизменной массе теплоносителя, применение в расчетах количества потребленной теплоэнергии такого параметра как объем теплоносителя (в куб.метрах) недопустимо. Для корректного расчета в обязательном порядке применяется именно масса теплоносителя (в кг или т).

Указание в пунктах 97 и 100 Правил 1034, что определению подлежат «масса (объем) теплоносителя», связано с тем, что различные приборы учета могут измерять различные параметры — либо массу, либо объем. При этом тепловычислитель приборов учета, измеряющих объем теплоносителя, производит дополнительные вычисления, рассчитывая массу теплоносителя, исходя из измеренных объема и температуры теплоносителя и давления в системе в точке замера. Непосредственно при расчете объема потребления тепловой энергии тепловычислители любых типов приборов учета используют массу теплоносителя — или непосредственно измеренную, или рассчитанную исходя из измеренных объема, температуры и давления.

О расчете объема теплоносителя, потребленного на цели ГВС из открытой системы теплоснабжения, путем определения разности объемов поступившего в систему и возвращенного из системы теплоносителя

Как указано ранее, при расчетах количества теплоносителя необходимо применять массу теплоносителя, а не его объем. Величина, равная разности между объемом теплоносителя, поступившего в подающий трубопровод, и объемом теплоносителя, возвращенного в обратный трубопровод, не имеет никакого физического смысла. Температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе различна, в связи с чем разность объемов теплоносителя, прошедших через указанные трубопроводы, не может считаться количеством теплоносителя, каким-либо образом затраченным в системе, в том числе не может считаться объемом, израсходованным на водоразбор на нужды ГВС, либо утраченным вследствие утечек теплоносителя из системы.

В связи с тем, что теплоноситель в подающем трубопроводе имеет более высокую температуру и, как следствие, меньшую плотность, чем теплоноситель в обратном трубопроводе, разность между объемом теплоносителя, поступившим в систему теплоснабжения, и объемом, возвращенным из системы теплоснабжения, всегда будет больше нуля. Положительная разность будет даже при нулевом потреблении теплоносителя на нужды ГВС и при нулевых потерях теплоносителя в системе, поскольку при прохождении теплоносителя через систему отопления его температура снижается (вода остывает), что приводит к уменьшению объема теплоносителя.

Таким образом, расчет объема ГВС путем вычитания из объема поступившего в систему теплоносителя объема теплоносителя, возвращенного из систему, является некорректным.

Ни Правила 1034, ни Методика, ни какой-либо иной нормативный правовой акт не предусматривают порядка расчета объема ГВС путем определения разности объемов теплоносителя на входе и выходе открытой системы теплоснабжения.

Более того, пункт 100 Правил 1034 прямо устанавливает, что масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения при открытой системе теплоснабжения определяется дополнительно, то есть измеряется отдельно от измерений, проведенных на подающем и обратном трубопроводах.

Исполнение закона

Рассмотрим первый пункт. В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ до 1 июля 2013 г. все собственники многоквартирных домов (МКД) должны были установить приборы учета энергоресурсов. С 1 июля 2013 г. эта обязанность возложена на энергоснабжающие организации (ЭСО), которые должны установить приборы учета энергоресурсов на МКД за свой счет, не спрашивая при этом разрешения собственников. Если же собственники не установили приборы учета, то на них накладывается административный штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. на должностных лиц и в размере от 20 до 30 тыс. руб. на юридических лиц. Несоблюдение требований закона организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке и эксплуатации приборов учета энергоресурсов, влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 тыс. руб. на должностных лиц и от 100 до 150 тыс. руб. — на юридических лиц.

Контроль за соблюдением данного закона должны осуществлять: прокуратура, жилищная инспекция и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В таких городах и регионах как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Томская, Ульяновская, Ленинградская области закон исполняется неукоснительно. В других регионах он исполняется лишь частично, а в некоторых, как, например, Хабаровский край, он практически не выполняется. Это можно объяснить объективными и субъективными причинами, но все сводится к отсутствию мотивации и наказания за неисполнение закона.

Рассмотрим два города: Санкт-Петербург и Хабаровск.

В Санкт-Петербурге за период с 1 июля 2013 г по 1 мая 2014 г в рамках исполнения Федерального закона № 261-ФЗ силами только одной энергоснабжающей организации ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» было установлено около 7000 узлов учета тепловой энергии на МКД. На обслуживании в данной организации на сегодняшний день находится около 10000 узлов, и даже модернизируются и меняются морально устаревшие существующие узлы учета. Более того, эта ЭСО вышла с предложением в правительство Санкт-Петербурга о внесении изменений в закон № 261-ФЗ, а именно: установить узлы учета в ветхих и аварийных многоквартирных домах с тепловой нагрузкой до 0,2 Гкал/ч. В законе № 261-ФЗ дома с такой нагрузкой не рассматриваются и к ним закон не применяется.

В Хабаровске в рамках исполнения закона № 261-ФЗ за счет сил и средств ЭСО с 1 июля 2013 г. по 1 мая 2014 г. было установлено два узла учета тепловой энергии на МКД в поселке Березовка. Эти узлы учета были установлены при противодействии управляющей компании (УК) «Северный округ» и сданы в эксплуатацию, но при этом они не поставлены на коммерческий учет. Более того, представители УК после принятия приборов в эксплуатацию и подписания акта, сразу же отключили их от электропитания и заявили, что расчеты по этим приборам между ЭСО и УК проводиться не будут.

Итак, почему же в одних регионах закон № 261-ФЗ в области учета энергоресурсов выполняется, а в других нет? Все дело в том, что в установке приборов учета энергоресурсов никто из участников этого процесса не заинтересован:

■ собственникам не надо ничего нового, лишь бы их не трогали и не увеличивали платежи за коммунальные ресурсы. В то, что эти платежи уменьшатся при коммерческом учете энергоресурсов на основании показаний приборов учета, они не верят, и это справедливо, т.к. их постоянно обманывают;

■ управляющим организациям это не только невыгодно, но даже убыточно, т.к. они ничего не получают с «экономии», а если эта «экономия» отрицательная, то они платят из своего кармана, при этом на них ложатся дополнительные расходы по эксплуатации приборов учета;

■ ЭСО это также невыгодно, т.к. если происходит экономия энергоресурсов, то у них получаются выпадающие доходы, а если происходит перерасход энергоресурсов, то абоненты просто выводят из строя приборы учета и рассчитываются по нормативам.

Чтобы заставить управляющие организации устанавливать приборы учета на МКД есть два способа:

■ мотивация — необходимо оставлять часть сэкономленных средств, образовавшихся при оплате энергоресурсов по показаниям приборов учета, в распоряжении управляющих организаций, однако для этого надо изменить закон или принять какой-либо нормативный документ на уровне Правительства РФ — это не реально;

■ наказание — необходимо применять к управляющим организациям штрафные санкции, предусмотренные законом, однако санкции практически нигде не применяются, т.к. отсутствует контроль за исполнением закона со стороны контролирующих органов.

В Санкт-Петербурге пошли по второму пути, и все сразу сдвинулось с мертвой точки. ФАС Санкт-Петербурга строго предупредила энергоснабжающие организации города об исполнении закона и пригрозила им штрафными санкциями. Жилищная инспекция и прокуратура в массовом порядке применила штрафные санкции к управляющим организациям, причем эти санкции были внушительные и болезненные для этих организаций. Например, если управляющая организация имеет в управлении 200 МКД и с каждого МКД берется штраф в размере 100150 тыс. руб., то общий штраф на эту организацию составляет 20-30 млн руб. При этом полученные средства идут на пополнение городского бюджета, а штраф, в соответствии с законом № 261-ФЗ, управляющая организация перекладывает на собственников МКД.

После принятия таких жестких мер закон сразу же заработал.

Сегодня в тех регионах, где установлены приборы учета на МКД, приведена в действие вторая стадия закона № 261-ФЗ: повышение энергосбережения и энергоэффективности в рамках энергосервисных контрактов (ЭСКО).

Как прозвучало в докладе руководителя дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ в Москве и Московской области М.Н. Шилиной, началось массовое внедрение энергосберегающих мероприятий в рамках ЭСКО, которые сводятся к утеплению фасадов зданий и внедрению автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с погодным регулированием (АИТП). Ежегодно внедряются от 7 до 10 тыс. АИТП. Также из доклада директора ГКУ ЛО «Центр энергосбережения и энергоэффективности» П.С. Циханвей следует, что в рамках ЭСКО развернуты работы по внедрению энергосберегающих мероприятий, в частности, установки АИТП и модернизации котельных в Ленинградской области. В 2014 г. планируется модернизировать около 100 котельных, переведя их с угля на газ, и внедрить около 2000 АИТП.

Генеральный директор ЗАО «ПромСервис» (Димитровград Ульяновской области) А.А. Минаков доложил, что в Елабуге (Татарстан) совместно с ЭСО было внедрено около 90 АИТП. Отметим, что население Елабуги составляет около 80 тыс. чел.

Таким образом, видно, что в регионах, где есть заинтересованность местных властей, закон № 261-ФЗ работает, что нельзя сказать о Хабаровске.

В Хабаровске ФАС считает, что контроль за исполнением закона находится не в ее ведении, жилищная инспекция не контролирует исполнение закона, а прокуратура не только не следит за исполнением этого закона, но и часто становится на сторону собственников МКД и наказывает ЭСО.

Выводы

Определение объема теплоносителя, потребленного из открытой системы теплоснабжения на водоразбор в виде горячего водоснабжения, путем определения разницы между объемами теплоносителя, поступившим в подающий трубопровод и возвращенным в обратный трубопровод, не основано на законе. Результат применения указанного метода расчета некорректный, не отражающий реальный объем потребления теплоносителя на нужды горячего водоснабжения.

Для получения дополнительных разъяснений по указанному вопросу АКАТО 13 ноября 2017 года направил запрос в Минстрой России. Ответ Минстроя будет опубликован на сайте АКАТО.

Нифонтов Д.Ю. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *