Предписание

Начните работать с профессионалами по вопросам взаимодействия с ЦБ РФ

— сделайте звонок по номеру: +79255467550 либо оставьте заявку и мы с Вами свяжемся!

Контрольные функции Центрального Банка Российской Федерации (Банк России, ЦБ РФ) достаточно велики и охватывают в том числе деятельность непубличных акционерных обществ (АО).

Располагая соответствующими полномочиями Банк России вправе выдавать подконтрольным ему хозяйствующим субъектам предписания об устранении выявленных нарушений сроков размещения обязательной информации, составлять в отношении виновных лиц протоколы об административных правонарушениях и привлекать их к административной ответственности.

Нельзя не заметить, как главный денежный регулятор страны на протяжении последних нескольких лет последовательно пресекает деятельность неблагонадежных банков, пытаясь таким образом навести порядок в кредитной сфере.

В 2016 году, Банк России пошел дальше и усилил свое внимание к акционерным обществам, а точнее к порядку выполнения ими обязанностей связанных с размещением информации о себе в виде годовых отчетов и бухгалтерской отчетности с аудиторским заключением.

Так, многие акционерные общества получили от ЦБ РФ предписания об устранении выявленных нарушений либо вызовы на составление протоколов об административном правонарушении за нарушение сроков размещения обязательной информации.

В большинстве случаев выявленные нарушения связаны с просрочкой опубликования обязательной информации и несоответствии годовых отчетов требованиям, а то и вовсе их отсутствие в общедоступном источнике. Зачастую акционерные общества пренебрегают требованиями законодательства к срокам размещения такой информации и игнорируют п. 70.3. Положения Банка России от 30.12.2014 №454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее «Положение») устанавливающий в свою очередь содержание годового отчета.

Стоит отметить, что на текущий момент Банк России придерживается мягкой политики санкций к непубличным акционерным обществам и, несмотря на то, что выявленные правонарушения подпадают под ст. 15.19. КоАП РФ, устанавливающую размер штрафа до 1 млн. рублей, при правильном и своевременном подходе привлекаемого к административной ответственности лица, прекращает дело и ограничивается устным замечанием в порядке ст. 2.9. КоАП РФ ввиду малозначительности административного правонарушения.

С Постановлением Банка России о прекращении дела об административном правонарушении связанного с несвоевременным опубликованием годового отчета акционерным обществом можно ознакомиться .

Безусловно, подобный щадящий подход ЦБ РФ является временным, и по сути имеет цель обратить внимание хозяйствующих субъектов на необходимость более строгого отношения к возложенным на них обязанностям. Поэтому, если в отношении Вас ограничатся устным замечанием, в будущем стоит быть предельно внимательным, поскольку значительных штрафных санкций избежать уже не получиться.

С практической точки зрения процесс контрольных функций Банка России в рассматриваемой части выглядит следующим образом. Банк России в случае пропуска сроков размещения направляет уведомление о явке на составление протокола, а если же выявлено не соответствие в годовом отчете, либо его отсутствие на официальных интернет ресурсах выдает предписание с указанием срока устранения.

Порядок минимизации штрафных санкций за нарушение сроков размещения обязательной информации следует выстраивать следующим образом:

1) Раскаяние в совершенном административном правонарушении и признание вины в фиксированном письменном виде (образец пояснения можно скачать здесь);

2) Предоставление в ЦБ РФ справок от мажоритариев акционерного общества о том, что несвоевременное размещение обязательной информации не повлекло для них негативных последствий (образец справки можно скачать здесь);

3) Предоставление справки от держателя реестра акционеров подтверждающая процентное соотношение акций мажоритариев в акционерном обществе.

В случае получение предписания с требованием приведения годового отчета в соответствие следует в обязательном порядке в первую очередь уложиться в установленные предписанием сроки и при корректировке годового отчета руководствоваться пунктом 70.8. Положения (образец оформления корректировок годового отчета можно скачать здесь).

Не стоит забывать, что за нарушение сроков установленных предписанием размер административного штрафа достигает 500 000 рублей.

При этом следует помнить, что корректировки и приведение в соответствие годового отчета в силу приведенной нормы Положения проводятся на основании решения совета директоров, которым они утверждаются (образец оформления решения совета директоров утверждающего корректировки годового отчета можно скачать здесь).

Юридическая компания «Миралс» имеет в своем штате специалистов с успешным опытом представления интересов акционерных обществ перед Банком России. Обращаясь к нам, Вы можете быть уверенны в качественной правовой поддержке по всем вопросам связанным с привлечением к административной ответственности ЦБ РФ включая за нарушение сроков размещения обязательной информации.

Получить бесплатную консультацию юриста написавшего статью можно позвонив по номеру:

+79255467550

Вместе с этим рекомендуем почитать:

Статья на тему «Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации»

Статья на тему «Административная ответственность малого и среднего бизнеса»

Статья на тему «Преобразование акционерного общества в ООО с одним участником»

Смотреть Отзывы о работе Юридической компании «Миралс»

Наши контакты

Требования к составлению

Письмо – служебный документ. Поэтому, несмотря на относительно свободную форму изложения, оно обязано подчиняться ряду условий, а именно:

  • данные предоставляются исключительно достоверные, без искажения или субъективности;
  • приветствуются полнота и максимальная краткость;
  • отсутствие двоякого понимания или прочтения;
  • если приводится факт, то он должен быть логичным, достаточно аргументированным и внятным;
  • юридическая грамотность общей формулировки и отдельных ее частей (для реализации этого правила понадобится несколько ссылок на законы);
  • текст письма должен быть структурирован, разделен на отдельные части;
  • если ситуация типовая, то желательно использование при ее описании трафаретных формулировок.

Трафаретными в последнем пункте являются общеупотребляемые канцелярские выражения, характеризующие положение дел.

Что должно прилагаться

В тексте письма упоминаются приложения. В обязательном порядке должны быть прикреплены копии бумаг, которые подтверждают описанную ситуацию: отчет об исполнении предписания, опись выявленных нарушений. Все они должны иметь подписи ответственных лиц и печати. Отчет имеет достаточно сложный алгоритм заполнения и состоит из:

  • титульного листа;
  • описи;
  • непосредственно отчета;
  • приложений.

Все вместе нумеруется, прошивается, на каждом листе проставляется печать. Исключение: письмо о выполнении предписания не должно быть прошито.

В правом верхнем углу начала отчета должна быть ссылка на то, что документ является приложением к письму о выполнении предписания. Далее прописывается по пунктам, какие нарушения были выявлены в ходе проверки и о каждом – какие меры были приняты для их устранения.

Важно! Если предписаний много, то допустимо составление таблицы с графами «Содержание предписания» и «Отметка об исполнении», то есть что было замечено и как это исправили.

Также к письму могут прилагаться акты проверки. Они не должны быть старше трех дней. Все эти документы начиная с 2016 года можно отправлять через интернет. В частности, через формат электронного документа, заверяемого электронной подписью.

Обязательно ли составление

Для контролирующих организаций принципиальным моментом становится только наличие отчета. Если отчет не поступил вовремя, то дело передается в суд для принятии решения о том, будет ли фирма (либо частное лицо или ИП) нести административную ответственность за выявленные недостатки в работе. Письмо является значимой частью этих бумаг, своеобразным атрибутом деловой этики.

Передача

Для того чтобы документ дошел до адресата, его передают под роспись сотруднику Управления, который осуществляет контроль за выполнением указанного предписания. Если такой порядок невозможен, то используется почтовое отправление.

Важный момент! При отправке оформляется уведомление о вручении. Получающий должен расписаться в том, что получил бумаги.

Этот нюанс принципиально важен, так как при судебном разбирательстве (если таковое состоится) будет предельно важна информация о том, получена бумага сотрудником контролирующей организации или нет.

Форма написания

Из обязательных позиций письмо будет иметь только:

  • число написания;
  • номер документа;
  • ссылку, от какого числа были составлены предписания, их номера и названия;
  • информацию относительно того, какие документы содержатся в приложении.

Для полноты информации желательно ссылаться на существующие законы, их пункты, даты принятия.

Выявление нарушений контролирующими органами – не редкость в нашей и других странах. Если нарушение есть, его необходимо исправлять. Иначе предпринимателя или организацию ждет административная или уголовная ответственность (смотря какое нарушение было выявлено).

Ошибки

В письме недопустима необъективность оценочных позиций, голословное утверждение каких-либо фактов. Если в формулировке письма присутствует какая-либо информация, то она должна подтверждаться сопроводительными документами и реальными действиями по устранению выявленных нарушений.

При допущении помарки или незначительной ошибки данные в письме могут подвергаться исправлению. Естественно, при условии, что все подписывающие подтвердят факт наличия этой ошибки и поставили рядом с исправленным свои подписи в знак согласия с последними. Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294 регулирует все эти взаимоотношения.

Сколько потребуется экземпляров

Для страховки нужно сделать два экземпляра отчета и письма о выполнении предписания. Первый отправляют в контролирующий орган (конкретному лицу), а второй остается в сейфе компании. По закону он хранится там не менее трех лет.

Одним из способов обеспечить реализацию права на качество товаров или услуг (работ) является претензия на устранение недостатков. Достаточно часто поступившие претензии вызывают меры реагирования, а, значит, не потребуется подача искового заявления. В противном случае претензия на устранение недостатков станет приложением к иску, одним из доказательств по гражданскому делу, а если исковое заявление подано в защиту прав потребителя – основанием для взыскания штрафа за неисполнение требований закона в добровольном порядке.

Самостоятельно составить претензию на устранение недостатков, выявленных после покупки товара, после приема работ или оказанных услуг, поможет размещенный на сайте пример. Правовой основной таких претензий служит Гражданский кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей, иные нормативные акты (когда предмет претензии имеет специфику). В случае затруднений с правовой основой претензии на устранение недостатков или возникновении других вопросов, можно воспользоваться помощью юриста (раздел «Консультация юриста»).

Скачать образец:

Претензия на устранение недостатков

Последствия выявленных при проведении проверки нарушений. Обжалование результатов проверки

В случае выявления при проведении проверки нарушений проверяемым лицом обязательных требований, должностные лица органа контроля обязаны:

1) выдать ему предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Предписание должностного лица должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда указанным выше объектам, а также принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности (ст. 17 Закона о государственном контроле).

Если при проведении проверки установлено, что деятельность проверяемого лица, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган контроля обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности проверяемого лица, в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (ч. 2 ст. 17 Закона о государственном контроле).

Если проверяющими лицами вследствие действий (бездействия) был причинен вред , то он подлежит возмещению за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (см. ст. 1069 и 1071 ГК РФ). В состав вреда включается в том числе упущенная выгода, расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, затраты, которые проверяемые лица осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц органа контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Результаты проверки, проведенной органом контроля с грубым нарушением установленных Законом о государственном контроле требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения проверяемого лица обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля или судом на основании заявления проверяемого лица.

К грубым нарушениям относится, например, нарушение срока уведомления о проведении плановой и внеплановой проверки; привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций; отсутствие оснований для проведения плановой и внеплановой проверки, несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки по основаниям, предусмотренным в п/п «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона о государственном контроле; нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении СМП; проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля; истребование документов, не относящихся к предмету проверки; превышение установленных сроков проведения проверок и др. (ст. 20 Закона о государственном контроле).

30.Последствия выявленных при проведении проверки нарушений. Обжалование результатов проверки.

В случае выявления при проведении проверки нарушений проверяемым лицом обязательных требований, должностные лица органа контроля обязаны:

1) выдать ему предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Предписание должностного лица должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда указанным выше объектам, а также принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности (ст. 17 Закона о государственном контроле).

Если при проведении проверки установлено, что деятельность проверяемого лица, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган контроля обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности проверяемого лица, в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других ХС любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (ч. 2 ст. 17 Закона о государственном контроле).

Результаты проверки, проведенной органом контроля с грубым нарушением установленных Законом о государственном контроле требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения проверяемого лица обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля или судом на основании заявления проверяемого лица.

К грубым нарушениям относится, например, нарушение срока уведомления о проведении плановой и внеплановой проверки; привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций; отсутствие оснований для проведения плановой и внеплановой проверки, несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки по основаниям, предусмотренным в п/п «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона о государственном контроле; нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении СМП; проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля; истребование документов, не относящихся к предмету проверки; превышение установленных сроков проведения проверок и др. (ст. 20 Закона о государственном контроле).

31.Лицензирование отдельных видов деятельности: понятие, критерии, цели.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (далее – Закон о лицензировании) лицензирование – это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о лицензировании целью лицензирования выступает предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – ХС) отдельных видов деятельности.

Задачами лицензирования являются: предупреждение, выявление, пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Законом о лицензировании, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 2 ст. 2 Закона о лицензировании).

Цели и задачи лицензирования свидетельствуют о превентивном характере института лицензирования.

Выбор деятельности, подлежащей лицензированию, осуществляется с учетом критериев, предусмотренных ч. 3 ст. 2 Закона о лицензировании:

1) возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства;

2) невозможность регулирования вида деятельности иными методами, кроме как лицензированием.

В юридической литературе данные критерии были представлены через вредоносность для граждан и государства и методическую несостоятельность иных мер.

Что такое представление Роспотребнадзора

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является органом исполнительной власти, к функциям которого отнесены:

1. Разработка и реализация госполитики в области защиты прав потребителей.

2. Нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере.

3. Формирование и утверждение СанПиНов и гигиенических нормативов.

4. Проведение санитарного надзора и госконтроля в области защиты интересов потребителей.

В рамках указанных функций Роспотребнадзор реализует полномочия, определенные положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства от 30.06.2004 № 322. В число таких полномочий входит проведение проверочных мероприятий:

  • плановых;
  • внеплановых;
  • документарных;
  • выездных.

По результатам проверочных мероприятий при выявлении каких-либо нарушений или недочетов выносится представление или предписание. Представление является документальной формой реагирования на выявленные нарушения. Согласно требованиям ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях сотрудники Роспотребнадзора, проводившие проверку, обязаны вынести представление при наличии оснований.

📌 Реклама

Представление и предписание — в чем различия

Представление является официальным документом и составляется на официальном бланке Роспотребнадзора, имеет регистрационный номер и дату составления. В содержательной части представления указываются:

1. Выявленные нарушения.

2. Ссылки на соответствующие нормативные документы.

3. Перечень мер, необходимых для устранения указанных нарушений.

4. Срок, выделенный для устранения недочетов.

Представление не следует путать с предписанием — другим официальным документом, содержащим требования Роспотребнадзора. Определение представлению дано в ст. 29.13 КоАП РФ, предписанию — в ст. 17 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Исходя из указанных определений, можно сделать вывод о том, что базовые различия этих документов обусловлены их целевым назначением:

  • представление направлено на устранение условий, которые могут явиться причинами возникновения нарушения (то есть определяется как предупреждающая мера);
  • предписание имеет целью устранение последствий нарушений (то есть является мерой восстановительной).

Пример ответа на представление Роспотребнадзора

Образец ответа на представление Роспотребнадзора может выглядеть следующим образом:

ООО «Семейный центр «Мама»»

ОГРН: 12412905681

ИНН: 366009878555

Адрес места нахождения: Воронеж, ул. Алексеевского, 8

тел.: 111-11-11

Руководителю Управления Роспотребнадзора по Воронежской области

Главному государственному санитарному врачу по Воронежской области

Механтьеву И. И.

От директора ООО «Семейный центр «Мама»»

Бучневой Ю. И.

Ответ на представление

№ п/п

Ответственность медицинских (фармацевтических) организаций за неисполнение предписания об устранении нарушений

За невыполнение в установленный срок законного предписания органа контроля (надзора) предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ.

По общему правилу, согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений влечет наложения административного штрафа на должностных лиц — от 1 тысячи до 2 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, на юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей (ч.2 ст. 19.5 КоАП РФ). Одним из таких органов, уполномоченных в области экспортного контроля может являться ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю), в полномочия которой входит проведение контроля в области защиты персональных данных.

Согласно ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 20 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч.

Согласно ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 тысяч до 6 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц — от 90 тысяч до ста тысяч рублей.

Органы и судьи, уполномоченные рассматривать дела о невыполнении предписания органа контроля

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, рассмотренных выше и предусмотренных частями 1 и 13 ст. 19.5 КоАП РФ рассматриваются судьей.

Органы, уполномоченные в области экспортного контроля, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 2 ст. 19.5 (в части, касающейся нарушения законодательства об экспортном контроле). Однако данные дела могут рассматриваться судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ, рассматриваются органами, осуществляющими государственный ветеринарный надзор (ст. 23.14.КоАП).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *