Разворот

Почти любое пересечение сплошной линии разметки (СЛР) при повороте или развороте является серьезным нарушением ПДД. Например, наказанием за разворот через двойную сплошную служит штраф в размере от 1 до 5 тысяч р. либо лишение водительских прав (ВП) сроком от 4 до 6 месяцев. При этом иногда водитель может избежать санкций. О том, как именно следует вести себя, чтобы избежать наказания, и об отягчающих вину автомобилиста обстоятельствах, при которых он может лишиться ВП за пересечение СЛР более чем на полгода, рассказывается в статье. Кроме того, возможен ли поворот налево с трамвайных путей.

Какие виды штрафов предусмотрены за сплошную при повороте налево

В зависимости от ситуации сотрудник дорожных служб может привлечь водителя к определенным мерам воздействия.

Особенности нарушения

Санкция

Непрерывная разметка разделяет два или несколько рядов в попутном направлении

Материальное взыскание в размере 500 рублей

Сплошная отделяет встречные авто от попутных при выезде с пересечения ПЧ или двойную сплошную

Материальное взыскание в размере 5000 рублей или изъятие водительского удостоверения на период от 4 месяцев до полугода

Водитель слегка задел непрерывную разметку колесом

Материальное взыскание в размере от 500 до 5000 рублей или изъятие водительского удостоверения на период до полугода

Таким образом, даже случайный наезд на сплошную считается полноправным нарушением.

Что грозит за разворот или поворот налево через сплошную

Действующие ПДД и ГОСТ дают определение двум СЛР: одинарной (1.1 по ПДД) и двойной (1.3), пересекать которые при любых условиях запрещается. Нарушившему запрет грозит штраф либо изъятие ВП. Величина первого и длительность последнего зависят от конкретного вида правонарушения:

  1. За разворот через сплошную или поворот налево без выезда на встречную полосу движения нарушитель заплатит в казну, согласно ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ, от 1 до 1,5 тыс. рублей.
  2. Согласно ч. 4 ст. 12.15 КоАП, поворот налево (разворот) с заездом на «встречку» карается уже пятью тысячами р. либо лишением ВП. Длительность последнего составит от 4 до 6 месяцев.

Траектория выезда при повороте налево с прилегающей территории

Для того чтобы понять, какие именно санкции будут грозить автомобилисту, необходимо внимательно изучить ситуации, в которых совершается запрещенное действие.

Двухполосная дорога

При выезде на 2-полосную дорогу с прилегающей территории (стоянки, второстепенной улицы, из дворов) и попытке совершить запрещенный поворот в левую сторону автолюбители вынуждены описывать дугу с заездом на встречную полосу движения. Причина этого состоит в недостаточной ширине любой 2-полосной дороги (см. рис. 1).

Авто не может пересечь разделительную линию под углом 90 градусов и совершить поворот уже на разрешенной для движения полосе, так как это ему не позволит сделать обочина на противоположной стороне улицы.

Исходя из этого нужно помнить: попытка повернуть налево при выезде на 2-полосную дорогу с непрерывной одинарной линией разметки будет однозначно караться штрафом в 5 тысяч рублей.

Четырехполосная дорога

При выезде на 4-полосную дорогу и запрещенном повороте на ней налево водитель имеет шанс избежать максимально жесткого наказания и отделаться за поворот штрафом от 1 до 1,5 тыс. рублей. Однако для этого ему нужно двигаться до СЛР 1.3, строго перпендикулярно ей, а начинать поворачивать только после ее пересечения (см. траекторию ТС на рис. 2).

При малейшем отклонении от перпендикулярного потокам транспорта направления движения инспектор ГИБДД, зафиксировавший запрещенный маневр, будет иметь полное право оштрафовать нарушителя на 5000 рублей.

Пересечение сплошной при повороте налево

Как это ни удивительно, но основную часть штрафов за пересечение СЛР при повороте налево владельцы ТС получают не за выезд на дорогу с прилегающей территории, а за неправильный маневр на перекрестке, где поворот налево разрешен ПДД (см. красную траекторию движения легкового авто на Рис. С).

Рис. С. «Срезание» СЛР при повороте налево

Большинство подобных необязательных нарушений совершают неопытные водители. Подъехав к перекрестку, они не доезжают до конца непрерывной линии, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта, а начинают по невнимательности поворачивать налево через СЛР, пытаясь совершить поворот по максимально плавной дуге и оказываясь тем самым в ситуации езды по встречке. Также новички нередко «срезают» сплошную и в момент окончания поворота на перекрестке (то есть, повернув всего один раз, они дважды нарушают ПДД).

Помимо этого аналогичные действия часто совершают и водители с большим стажем. Однако последние допускают нарушения не из-за невнимательности, а, скорее, по причине излишней самоуверенности и\или желания успеть проскочить перекресток на мигающий сигнал светофора. В любом случае, находящийся поблизости дорожный инспектор имеет полное право оштрафовать подобных нарушителей на 5000 рублей по ч. 4 ст. 12.16 КоАП – вне зависимости от того, пересек ли водитель СЛР из-за неопытности или же по причине пренебрежения Правилами дорожного движения.

Поворачивая налево на перекрестке (даже под разрешающий сигнал светофора), всегда следует быть крайне внимательным, чтобы не переехать СЛР и не потерять деньги на пустом месте.

Когда лишение или штраф незаконны

Пункт 8.6 регламентирует исключительно нарушения, связанные с выездом за пределы пересечения проезжих частей. В рамках самого перекрестка наезд на встречную полосу допустим. Также невозможно однозначно заявить, что водитель во время поворота находится на встречной полосе. Судить об этом можно только после выезда с пересечения проезжих частей.

Даже когда линия разметки проведена вплоть до самого перекрестка, и автомобилист пересекает ее при совершении маневра, нарушения нет. Объяснения этому закреплены в официальных документах:

  1. Пункт 1.2 Правил дорожного движения — рамки пересечения ПЧ определяются краями закруглений дорог.
  2. ГОСТ Р52289-2004 — сплошная линия допустима только при разделении потоков. Обращая внимание на пункт 6.2.9 можно сделать вывод о том, что виноват вовсе не водитель, так как для обозначения траекторий движения по перекресткам используется особая пунктирная разметка 1.7. Сплошная линия непосредственно перед перекрестком является нарушением требований ГОСТ.

Следовательно, применяемые в этих случаях меры воздействия неправомерны. Так как требования ГОСТ нарушены, к водителю не должно быть никаких претензий относительно наезда на сплошную. Штраф необходимо отменить.

Судебная практика

Суд придерживается мнения о том, что водитель будет невиновен, если нарушение было совершено из-за нарушений правил при нанесении разметки на дорожное покрытие. Обоснование решения суда приведено в пункте выше.

Каким образом сотрудники ГИБДД могут доказать данное правонарушение?

Стражи дорожного порядка могут составить протокол по факту нарушения в присутствии водителя, используя фото и видеодоказательства, а также свидетельские показания.

Кроме того, нарушения фиксируют дорожные камеры, но на основании их материалов можно только «схлопотать» штраф — никак не лишение.

На дороге нужно быть предельно внимательным, чтобы не допустить нарушений ПДД. Напоминаем о других распространенных ошибках водителей:

  • неправильная парковка;
  • езда по тротуару и парковка на нем;
  • парковка на газоне;
  • выключенный ближний свет;
  • проезд под знаки «Движение грузовых автомобилей запрещено», «Движение запрещено», «Кирпич»;
  • непристегнутый ремень безопасности;

Чтобы не нарваться на наказание, нужно свободно владеть информацией, прописанной в ПДД. Ведь на дороге может сложиться такая ситуация, при которой придется какой-то из пунктов нарушить.

Оспорить лишение можно через суд, если вам не удалось убедить стража ГИБДД в своей правоте. А если пресечение сплошной случилось не при обгоне, то при правильной интерпретации своих действий вы выиграете дело.

Разворот через разделительную полосу

Известно, что разделительная полоса делит площадь перекрестка на два пересечения проезжих частей. Долгое время было много разных споров по правомерности разворота по короткой и длинной дуге через разделительную полосу из одного пересечения в другое. Этому вопросу посвящена серия из трех статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой.

Какой вариант разворота считать правильным, по длинной дуге или по короткой? Поскольку в «общих» случаях на это вопрос ответить затруднительно, для этого требуется конкретика по каждому месту события или перекрестку, тут приходит на помощь пункт 9.1 (1), в котором прописаны условия, при которых выезд на участок со встречным движением запрещается.

Таким образом, если на участке в разрыве разделительной полосы нанесена сплошная (двойная сплошная) линия разметки, то линия разворота должна пройти ЗА этой разметкой – только по длинной дуге.

Точно так (по большому радиусу) следует развернуться, если вместо линий разметки по этому участку проходят трамвайные пути.

Если же разметки на проезжей части нет (отсутствует), то ничто не запрещает развернуться через разделительную полосу по малому радиусу, как на обычном перекрестке. Но, опять же, всегда нужно смотреть, как организован проезд на конкретном перекрестке. Вполне возможно, что поворот налево может быть запрещен одним из знаков группы 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4.

Штраф за поворот направо через сплошную разметку

В КоАП РФ прописаны санкции за пересечение одинарной СЛР слева направо. Так, если водитель перестраивается из левой полосы движения в правую, пересекая при этом линию 1.1, разделяющую попутные потоки транспорта, согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП, он заплатит государству 500 рублей.

Разумеется, ситуация является зеркальной, и точно так же автомобилиста накажут, если он пересечет одинарную СЛР, разделяющую 2 полосы для движения в одном направлении, справа налево.

Пересечение попутной сплошной линии

Если вы пересекаете сплошную линию разметки и при этом не выезжаете на полосу встречного движения, то прав вас не лишат. Например, вы перестраиваетесь из ряда в ряд и пересекаете сплошную разметку, а не прерывистую: в этом случае положен штраф в размере 500 рублей. Также такая ситуация возможна, если вы выедете на полосу для общественного транспорта и будете продолжать двигаться по ней (исключение здесь — выезд на эту полосу для поворота направо или заезда во двор). КоАП РФ предписывает за это штраф 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — 3000 рублей.

Выезд со двора через сплошную

Если при выезде с прилегающей территории (двор, автозаправка, стоянка и другое) или со второстепенной дороги водитель повернет налево и пересечет сплошную линию разметки, чтобы сэкономить время, ему грозит штраф 500 рублей по ч.1 ст. 12.16 КоАП РФ за «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы». Правильно было бы выезжать со двора направо и далее следовать прямо до того места, где разрешен разворот. То же самое касается и поворота во двор. Вопрос-ответ Разрешено ли после обгона возвращаться в полосу через сплошную?

Понятие двойной сплошной

В правилах дорожного движения прописано, что двойная сплошная соответствует типу разметки, которая разделяет транспортные потоки, имеющие от четырех и более полос для движения.

Порядковый номер двойной сплошной — 1.3.

Двойная сплошная разметка имеет следующие визуальные характеристики: две белые полосы средней толщины расположены между потоками противоположного направления.

В отличии от других типов разметки (например, прерывистая линия), двойную сплошную пересекать категорически воспрещается.

За такие маневры, как разворот через двойную сплошную или пересечение двойной сплошной, провинившийся водитель будет должен уплатить штраф.

За что назначается штраф?

Штраф за пересечение сплошной предусматривается в следующих случаях:

  • Если водитель при объезде препятствия на своем пути пересекает сплошную двойную, игнорируя возможность объезда по стороне попутного направления (по правой полосе или обочине дороги);

В этом случае, согласно статье 12.15 Кодекса об административных правонарушениях, водитель должен уплатить штраф от одной до полутора тысяч рублей.

  • Если водитель выезжает с какой-то прилегающей территории, пересекая при этом сплошную двойную, то ему придется заплатить штраф.

Согласно статье 12.16 Кодекса об административных правонарушениях, размер штрафа в этом случае составит пятьсот рублей. Согласно поправке данной статьи Закона, на свое усмотрение дорожный автоинспектор имеет право не выписывать штраф, а ограничиться простым предупреждением.

  • Если водитель наехал на двойную сплошную нечаянно, при этом не заезжая на встречную полосу, то статьей 12.15 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена штрафная санкция в размере одной тысячи пятисот рублей;
  • Если водитель предпринял попытку обгона, пересекая при этом двойную сплошную, то, согласно статье 12.15 Кодекса об административных правонарушениях, его лишат права управления транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев или назначат штраф в размере пять тысяч рублей;
  • Если двойная сплошная была пересечена в связи с крайней необходимость (попытка уйти от столкновения с другим транспортным средство, вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия), то дорожный инспектор может выписать водителю только штраф. Лишение прав в этом случае, согласно статье 2.7 Кодекса об административных правонарушениях, не предусматривается.

Размер штрафа за вынужденное пересечение двойной сплошной в Кодексе не прописан, потому автоинспектор может назначить размер штрафа по своему усмотрению.

В каких случаях можно безнаказанно пересечь двойную сплошную?

Некоторые оплачивают штраф, и лишаются прав по незнанию, так как в некоторых случаях пересечение запретной дорожной разметки не является нарушением.

Речь идет об объезде неподвижных препятствий. К ним относятся:

  • неисправное стоящее транспортное средство;
  • проведение ремонтных работ;
  • завал проезда строительными материалами;
  • дорожные неровности (ямы, выбоины и прочие дефекты), препятствующие проезду авто по своей полосе.

В прочих случаях маневр относится к запретным действиям.

Обгон тихоходов

За обгон медленно двигающихся (со скоростью не более 30 км/ч) тракторов, мопедов, гужевых повозок и т. п. (у них на кузове обязательно должен быть размещен знак «Тихоходное транспортное средство») водителя не могут лишить прав или выписать штраф за пересечение сплошной линии и выезд на встречную полосу. Но при этом на дороге должен обязательно быть знак «Обгон запрещен». Вне зоны его действия обгон тихохода запрещен. Обычно такие ситуации возможны на загородных, не особо загруженных дорогах.

Условия, при которых лишают прав

В КоАП есть несколько статей, предусматривающих своеобразную «вилку» наказаний за нарушение некоторых пунктов ПДД. Инспектору, остановившему совершившего запрещенные действия автолюбителя, разрешается оштрафовать его прямо на месте. Либо он может направить материалы о нарушении своему начальнику, который после встречи с нарушителем в группе разбора назначит ему штраф самостоятельно или же отправит дело о лишении его ВП в суд.

Выезд на встречную при развороте

Право запретить автомобилисту временно управлять ТС имеет исключительно судья. Соответственно, и за разворот (поворот) через СЛР с выездом на встречку, согласно ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, владелец ТС может стать пешеходом лишь после проведения судебного разбирательства. При этом он все-таки имеет шанс сохранить ВП и отделаться потерей денег, но только если будет содействовать суду, а именно:

  • полностью признает, что выезд был совершен из-за его неправильных действий (невнимательности, спешки и т. д.);
  • раскается в содеянном и пообещает больше не совершать подобного правонарушения;
  • приведет судье смягчающие его вину обстоятельства (к ним, в частности, относятся: инвалидность обвиняемого, наличие на его содержании малолетних детей, беременность – для женщин);
  • возместит вред, причиненный им другим участникам дорожного движения в результате заезда на встречную полосу через сплошную.

Статистика показывает, что в случае если нарушители ведут себя по отношению к судьям корректно и уважительно, то последние часто не просто не лишают их прав, но и переквалифицируют правонарушение со ст. 12.15 КоАП на другую, более мягкую ст. 12.16 и накладывают на водителей минимальный штраф в 1 тысячу рублей.

И, наоборот, при проявлении неуважения к суду шансы отделаться максимально мягким наказанием резко снижаются. При попытке же доказать, что автомобилист вообще не виноват в совершенном им правонарушении (особенно при наличии явных свидетельств его вины, зафиксированных документально), судья практически гарантированно вынесет решение о наложении на него штрафа в 5 тысяч рублей или (при наличии отягчающих вину водителя обстоятельств) лишении его ВП.

Отягчающие обстоятельства

Ряд обстоятельств способен автоматически сыграть против правонарушителя. Так, автолюбитель с высокой степенью вероятности превратится в пешехода (причем не на минимальный срок в 4 месяца, а на полгода), если:

  • после выполнения запрещенного разворота (поворота) он не выполнил требования сотрудников полиции остановиться и пытался скрыться от них;
  • маневр водитель совершил не просто через СЛР, а пересек при этом еще и трамвайные пути встречного направления (или, что еще хуже, реверсивную полосу) – в этом случае оправдаться на суде отговоркой о том, что он не увидел (неправильно «прочитал») разметку, у правонарушителя не получится;
  • дорожное «преступление» произошло в период действия ЧП или во время стихийного бедствия;
  • в текущем году обвиняемый в запрещенном маневре уже имел несколько штрафов за нарушения ПДД и не оплатил их;
  • еще не истекло 12 месяцев с момента предыдущего возврата нарушителю ВП (при этом неважно, за что его лишали их в прошлом);
  • разворот через сплошную привел к ДТП (даже без жертв и ранений);
  • на протяжении последнего года человека уже наказывали за то, что он поворачивал через СЛР. В этом случае владелец ТС автоматически становится пешеходом уже не на полгода, а на целый год.

В случае если, совершив поворот налево через сплошную, автомобилист при съезде с дороги собьет пешехода (или столкнется при запрещенном развороте с другим ТС, что приведет к ДТП и появлению в нем пострадавших), то нарушителю будет грозить уже не административная, а уголовная ответственность.

В каких случаях санкций можно избежать

Несмотря на четкость формулировок ПДД и строгость КоАП, предусматривающего различные санкции за нарушения на дороге, в жизни встречаются ситуации, когда автомобилиста все-таки могут простить за запрещенные маневры и вынести ему в качестве наказания всего лишь устное замечание (без штрафа).

Приоритет знаков

ПДД прямо предусматривают приоритет знаков (даже размещенных на дороге временно) над стационарной дорожной разметкой. Если авто разворачивается через линию 1.3 под временный знак, разрешающий такой маневр, штрафа за разворот на двойной сплошной его владелец не получит.

Малозначительность нарушения

В статье 2.9 КоАП прописано понятие малозначительности правонарушения. Опираясь на него, нарушитель ПДД может попытаться избежать наказания за запрещенный разворот (поворот). Правда, для этого водителю придется отправиться в суд, так как сотрудники ГИБДД практически никогда не принимают во внимание фактор малозначительности нарушения и всегда составляют протокол о его совершении на месте задержания нарушителя.

Судебная практика показывает, что чаще всего по малозначительности можно избежать наказания за:

  • минимальный проезд «против потока» при левом повороте на перекрестке (когда водитель случайно «срезает» всего несколько сантиметров СЛР);
  • совершение запрещенного маневра на свободной от других ТС дороге (например, за выезд из дворов на пустую улицу с поворотом налево через непрерывную или разворот на такой же пустой дороге перед препятствием, совершенный для того, чтобы не объезжать последнее по встречке).

Разумеется, чтобы фактор малозначительности нарушения сработал в суде, обвиняемый в дорожном «преступлении» обязан максимально содействовать судье (как описано выше), а также у него не должно быть отягчающих вину обстоятельств.

Крайняя необходимость

Еще одним основанием для отмены наказания за запрещенный маневр через СЛР является понятие крайней необходимости, прописанное в статье 2.7 КоАП. Так, управляющему автомобилем человеку практически гарантированно ничего не будет грозить, если он повернул через сплошную, чтобы:

  • избежать столкновения с другим ТС;
  • не сбить выскочившего на дорогу пешехода;
  • быстрее довезти до больницы больного пассажира (рожающую женщину);
  • припарковаться на другой стороне улице, так как соседние попутные полосы были заняты, а ему необходимо было срочно остановиться, потому что перед выполнением запрещенного маневра ему стало плохо.

Следует, однако, учитывать, что у состояния крайней необходимости есть непременное условие: вред, причиненный запрещенным маневром через СЛР, должен быть меньше вреда, который водитель предотвратил, совершив данное правонарушение. При этом предотвращенный вред должен быть не абстрактным, а конкретным. И еще – обязанность доказывать, что причиненный вред оказался меньше предотвращенного, в суде целиком ложится на водителя (его адвоката).

Отсутствие вины

Определяющим понятием в КоАП является наличие вины водителя при совершении им противоправного действия. Если же ее нет, в суде адвокат подзащитного может попытаться оспорить решение о наложении на своего клиента денежного взыскания (или изъятии у него ВП).

Как правило, к доводу об отсутствии у водителя умысла на совершение правонарушения прибегают в ситуации, когда автомобилист поворачивает налево (разворачивается) через СЛР, не зная об этом. Подобное нередко происходит на заснеженной улице или дороге, на которой разметка не видна из-за грязи.

Что делать, если водитель прав

Если остановленному полицейским владельцу ТС кажется, что первый пытается ошибочно или осознанно вменить ему нарушение, которого он не совершал, у него есть возможность избежать незаслуженной «кары». Однако действовать для этого необходимо начинать прямо на месте, придерживаясь следующего алгоритма:

  1. Нужно сфотографировать участок дороги, где якобы произошел запрещенный маневр. Если в группе разбора (или позже в суде) удастся доказать, что дорожная разметка в месте ее пересечения не соответствовала ГОСТу или не «читалась» (из-за грязи, снега, воды), скорее всего, водителю не придется раскошеливаться за ошибочное решение инспектора.
  2. Чтобы не допустить фальсификации доказательств со стороны сотрудников ГИБДД, владельцу ТС следует самостоятельно зафиксировать место и время составления протокола. Нужно произвести фото- и видеосъемку места «нарушения» таким образом, чтобы оно попало в один кадр вместе с машиной ГИБДД, ТС-«нарушителем» и всеми знаками возле них.
  3. Далее все действия по обжалованию вменяемого штрафа нужно производить максимально быстро. Закон отводит на это 10 дней. Если пропустить этот срок, шансы добиться отмены наказания резко уменьшаются.
  4. Если «виновника» уговаривают согласиться признать свою вину и отделаться минимально возможным штрафом, соглашаться на подобное предложение не стоит (особенно если водитель абсолютно уверен в собственной правоте). Если добровольно согласиться на минимально возможное наказание, возможности обжаловать его в будущем уже будет.

Гораздо тяжелее обжаловать штрафы с камер. Современные комплексы фото- и видеофиксации нарушений довольно точны, но иногда и они дают сбой. Например, одной из самых распространенных ошибок систем, фиксирующих пересечение двойной (1.3) и одинарной (1.1) линии, является ситуация, когда ее пересекает не автомобиль, а его боковая тень, и камера решает, что на разметку левыми колесами наехало ТС.

В подобном случае владельцу авто приходит «письмо счастья» с требованием заплатить за выезд на «встречку». Чтобы его оспорить, необходимо проводить сложную техническую экспертизу записей камеры, а это требует времени и денег. Единственным слабым утешением для человека в данной ситуации является то, что лишить его ВП за подобную ошибку техники невозможно, даже если в течение года он уже совершал запрещенный разворот (поворот) через сплошную. Согласно ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, в этом случае автомобилист заплатит государству 5000 рублей.

Фиксация и оформление нарушения

Наказание за разворот через две сплошных может наложить сотрудник ГИБДД, если он заметил и остановил нарушителя. Если водитель признает свою вину, инспектор выносит постановление без составления протокола. На руки гражданин получает его копию, а также квитанцию с реквизитами платежа.

В постановлении обязательно указываются:

  • данные инспектора, составляющего документ, адрес и наименование подразделения ГИБДД;
  • дата и место нарушения;
  • ФИО, адрес, телефон водителя;
  • обстоятельства дела;
  • нарушенные нормы ПДД и статья, в соответствии с которой накладываются санкции; мотивированное решение;
  • размер штрафа и реквизиты платежа;
  • порядок и срок оспаривания постановления.

Если гражданин не согласен со своим проступком, или если за рулем сидит не собственник авто, а иное лицо по доверенности или договору, составляется протокол, в который вносятся:

  • данные об инспекторе и водителе;
  • дата, место и состав административного проступка;
  • информация о свидетелях и их показания.

Протокол подписывается сотрудником ГИБДД и нарушителем; последний вправе занести в него объяснения и указать другую информацию, важную для рассмотрения дела. В случае отказа гражданина от подписи, в протоколе делается соответствующая запись.

Инспектор должен приложить к документу доказательства нарушения: фото- или видеоматериалы, показания свидетелей, схему-чертеж выполненного маневра. Вместе с протоколом выносится и постановление, которое впоследствии можно оспорить у вышестоящих должностных лиц отделения госинспекции или в суде. Копии обоих документов водитель получает под расписку.

Если нарушение зафиксировала автоматическая дорожная камера (в 2019 г. 99 % из них способны отследить пересечение разметки 1.3), постановление также выносится без участия автомобилиста и написания протокола (п. 3 ст. 28.6). Копия акта и сопутствующих материалов высылаются собственнику машины в течение 3-х дней. В 2019 г. за зафиксированный камерой разворот водителю назначается штраф в минимальном размере — 1 тыс. руб.

Смягчение или освобождение от наказания

Попытаться отменить наказание или уменьшить размер штрафа можно в течение десяти дней после вынесения постановления. Жалобу направляют в отделение ГИБДД на имя вышестоящего должностного лица (статьи 30.1–30.3 КоАП РФ). Срок ее рассмотрения — 10 дней.

Есть несколько ситуаций, когда жаловаться просто необходимо.

Во-первых, смягчить или отменить наказание можно, сославшись на экстренную необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ): попытку избежать столкновения, спешку в больницу и т. д. К жалобе следует приложить доказательства: видео с регистратора, справку о ДТП, если оно все же случилось, медицинские выписки.

Во-вторых, жалобу необходимо обязательно подавать, когда ПДД нарушил не собственник авто. Если неправильный разворот был зафиксирован дорожной камерой слежения, постановление автоматически выносится на имя хозяина машины. Однако, согласно ст. 2.6.1, владелец не должен привлекаться к ответственности, если в момент фиксации за рулем находился другой человек. Доказать это можно, предоставив в ГИБДД доверенность, договор аренды или лизинга.

В-третьих, постановление будет отменено, если в ходе его вынесения были допущены грубые процессуальные нарушения: оформленный неправильно протокол, недопустимые доказательства, ошибки в датах, месте совершения.

В-четвертых, в некоторых случаях возможно доказать отсутствие состава нарушения. Двойная осевая разметка 1.3 наносится по ГОСТ Р 51256-2011: ширина каждой черты, например, должна быть не более 20, но не менее 10 см. Если линия не соответствует ГОСТ, стерлась, закрашена, покрыта слоем снега, это может стать основанием для отмены решения. Водителю необходимо сфотографировать дорогу и окружающую обстановку.

Удобные способы оплаты штрафа в 2019 г.

Водитель должен оплатить штраф за разворот через двойную осевую линию в 2-месячный срок с момента вхождения постановления в юридическую силу, то есть в течение 70 дней от фиксации нарушения или получения копии акта по почте (10 дней дается на оспаривание).

В 2019 г. действует правило 50-ти процентов: можно сэкономить и заплатить только половину штрафа, если сделать это в течение первых 20-ти дней (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Есть несколько способов заплатить по счету:

  • дистанционно на сайте госинспекции или портале госуслуг без комиссии. Достоинство этого метода в том, что информация о платеже гарантированно передается в ГИС и ГИБДД в течение 3-х дней, в режиме онлайн можно проверить наличие действующих штрафов, настроить автоуведомление;
  • через почтовое или банковское отделение по реквизитам из постановления. Не каждая финансовая организация принимает платежи в счет уплаты штрафов ГИБДД, и не все из принимающих оперативно передают данные в ГИС. Со 100-процентной уверенностью можно воспользоваться услугами Сбербанка (в 2019 г. комиссия за совершение платежа через кассира или банкомат от 1 %, деньги поступают в течение 3-х дней);

  • через мобильное приложение банков с комиссией от 0 %. В интернет-сервисах некоторых организаций можно проверить неоплаченные штрафы по номеру авто или ФИО владельца. Деньги зачисляются в 3-дневный срок;
  • с помощью платежных систем или банкоматов Qiwi, WebMoney, Яндекс.Деньги с комиссией от 1 %. Минус этого способа — длительное время зачисления (до пяти рабочих дней).

Через несколько дней после оплаты рекомендуется проверить статус штрафа в базе данных ГИБДД. Если он висит в неоплаченных, следует выслать копию платежного документа в отделение госинспекции письмом или по интернет.

Уклонение от оплаты штрафа — административное нарушение по статьям 20.25, 32.2 КоАП РФ, которое грозит:

  • принудительным взысканием долга судебными приставами;
  • пени в двойном размере штрафа;
  • общественными работами до 50 часов;
  • арестом на срок до 15 суток.

Если в течение 2-х месяцев с момента совершения разворота через двойную постановление не было вынесено, считается, что истек срок давности по этому нарушению (ст. 4.5 КоАП РФ).

Разворот через сплошную двойную разметку, как и любой маневр, связанный с выездом в ряд встречного движения, опасен и способен привести к аварии. Несмотря на относительно легкое наказание, спешить и «срезать путь» на проезжей части категорически не следует.

Вопросы читателей

Недавно ездили с мужем в областной центр. На подъезде к одному из магазинов (он был на другой стороне улицы) увидели, что из левого ряда машины поворачивают налево. Муж пристроился за ними, но когда уже поворачивал, то заметил, что в этом месте на дороге сплошная. Муж затормозил, но сдать назад ему не дали засигналившие сзади водители – пришлось тоже нарушать и ехать через сплошную. Скажите: если бы нас остановили гаишники, смогли бы мы оправдаться тем, что не знаем город и повернули в запрещенном месте из-за того, что нас ввели в заблуждение другие нарушители?

Ответ: Нет, уговорить инспектора не составлять на вас протокол за поворот налево через сплошную на месте вы, скорее всего, не смогли бы. Единственным шансом для вас избежать наказания было бы идти в суд и уже там пытаться доказать, что повернули вы:

  • без умысла на совершение правонарушения;
  • в условиях крайней необходимости (конкретно – чтобы не столкнуться с подпиравшими вас сзади автомобилями).

При этом вам бы крайне помогла запись вашего разговора с мужем в момент совершения «вынужденного» поворота – если, конечно, у вас в машине есть видеорегистратор.

На днях ехали с другом в пробке, а впереди какой-то джип постоянно сигналил, чтобы его пропустили, но пропускать его было некуда. В какой-то момент у водителя, видно, сдали нервы – выбрал секунды, когда соседняя реверсивная полоса оказалась пустой, и рванул через нее, проехал двойную сплошную, все встречные полосы и нырнул в проулок – наверно, решил объехать пробку по дворам. Я сказал, что за такое надо сразу лишать прав, а друг возразил, что здесь нарушение максимум на полторы тысячи, т.к. сплошную джип пересек под прямым углом, выезда на встречку не было. Кто прав?

Ответ: Ваш друг ошибается. Несмотря на то, что двойную линию нарушитель пересек под прямым углом (а за такое пересечение сплошной при повороте прав действительно не лишают), выезд на встречку он совершил, повернув на реверсивную полосу, действующую в режиме реверса. Так что если бы его остановили сотрудники ГИБДД, то ему, как минимум, выписали бы еще пару штрафов (за поворот с полосы, не предназначенной для поворота, и за въезд на реверсивную полосу под запрещающий сигнал светофора). А как максимум, ему бы могли вменить въезд на реверсивную под неработающий светофор и отправили бы дело о лишении прав в суд.

К сожалению, сама жизнь иногда провоцирует владельцев ТС на то, чтобы нарушать ПДД. Кто-то пересекает непрерывную линию разметки и совершает запрещенный разворот/поворот, чтобы объехать пробку и сэкономить время, другие делают это в условиях, как им кажется, крайней необходимости. И все же каждому водителю следует помнить, что дорожные правила «написаны кровью». Поэтому ездить лучше все-таки, не нарушая ПДД, чтобы не пополнять печальную статистику погибших и раненных в автоавариях.

На днях повстречался со старым знакомым, который знает, что я занимаюсь защитой прав граждан по административным делам, в частности при по дорожно-транспортных происшествиях. И рассказал мне забавную историю которая произошла с ним при встрече с инспекторами ГИБДД. Утром когда он ехал на работу, для экономии времени он периодически осуществляет разворот через двойную сплошную. И по его словам не он один такой, да и место там удобное, не далеко от светофора, по этому при попадании на красную фазу светофора развернуться можно очень легко, пока встречный поток стоит.

И вот пару месяцев назад его за такую езду остановили инспектора и выписали штраф 1000 рублей. С нарушением он согласился, не спорил, так как понимал что действительно нарушил и надо отвечать за свои поступки. Сотрудники с ним даже провели беседу об опасности таких маневров и тому подобное. Но неделю назад очередной раз опаздываю на работу о повторил свой поступок и опять был остановлен доблестными сотрудниками ГИБДД. Спорить опять не стал, согласился и инспектор пошел в машину для составления протокола, но буквально через несколько минут вернулся и сказал, что вы уже подобное правонарушение совершаете 2 раз и штрафом отделаться за повторное деяние не получится, там предусмотрено лишение до 4 месяцев и материал надо направлять в суд. Испугавшись такого серьезного наказания, мой знакомый предложил разойтись по мирному, инспектор показал 3 пальца, друг все оценил, взвесил и согласился. Так и разошлись. Услышав такое я рассмеялся и сказал что тебя просто развели как ребенка испугав лишением водительского удостоверения.

Дело в том, что при развороте через сплошную, двойную сплошную или в местах где разворот запрещен дорожными заками, ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ. Наказание за такие действие представляет собой штраф от 1000 до 1500 рублей. Ни какой повторности и тем более ни какого лишения там нет. Сотрудники просто на дурака «закидывают удочку», а дальше смотрят, как клиент себя поведет.

Так что будьте аккуратней дорогие друзья, и если вы что нарушили и инспектор пугает вас лишением, спросите у него сначала по какой статье Кодекса он хочет вас наказать, а затем проверьте какие виды наказания предусмотрены санкцией данной статьи (забейте ее в интернет).

Подпишитесь на канал ПРАВА НА ДОРОГЕ и не забудьте поставить палец вверх.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *