Трасологическая экспертиза ДТП

Привет, с вами Кулик Илья.

Страховая говорит, что вы сами сломали бампер и отказывает в выплате? Или сосед утверждает, что вы поцарапали его машину, стоявшую во дворе, хотя ваш авто в день происшествия находился в другом районе?

Если бы не трасологическая экспертиза при ДТП, доказать свою правоту будет очень трудно, если не невозможно. Что это такое и когда ей нужно пользоваться – об этом я расскажу в этой статье.

Содержание

Что такое трасология

Вообще, трасологическая экспертиза – широкое понятие, широко распространённое в криминалистике. Транспортно трасологическая экспертиза проводится по делам, касающимся движения и взаимодействия транспортных средств (ТС). Она является разновидностью автотехнической.

Трасологическая экспертиза – это процессуальное действие, в результате которого эксперт, обладающий специальными знаниями и навыками, и соответствующей компетенцией, производит исследование различных следов, получившихся в результате дорожно-транспортного происшествия для определения механизма и причины их появления, а также кем они оставлены.

К исследуемым следам относятся:

  • следы от колёс на дороге;
  • оторванные элементы деталей автомобиля, осколки стёкол, разлитые технические жидкости и т. п.;
  • вмятины, притёртости, кусочки краски – на самих ТС.

Определение природы возникновения повреждений поможет установить:

  • страховой случай или нет;
  • могло возникнуть в конкретном ДТП или нет;
  • при взаимодействии каких предметов они получены.

Расследование следов на дороге, взаимного расположения автотранспортных средств, осколков позволяет установить обстоятельства ДТП.

Данный вид экспертной оценки представляет собой изучение следов, которые были оставлены транспортным средством на месте совершенного происшествия. Нужно сказать о том, что целью данной экспертизы считается идентификация различных объектов на основании изучения следов и определения их принадлежности, а также осуществление процесса анализа полученных данных с целью восстановления объективной действительности совершенных событий. Непременно скажем о том, что оцениваются не только параметры следов, также могут быть применены варианты оценки осколков стекла, например, фар автомобиля, диагностирование механизмов, в также оценка условий следообразования. На основании всех перечисленных факторов формируется детализированная картина происшествия, что позволяет полностью восстановить картину.

Нередкими являются случаи, когда транспортные происшествия становятся объектом серьезных исследований. Например, автомобиль сильно пострадал, как и лица, которые в нем находились. Есть необходимость определить квалификацию действий виновного водителя, также формируется необходимость детальной оценки обстоятельств дела с позиции страховой компании, которая в дальнейшем будет осуществлять процесс выплаты средств за совершенные действия застрахованного водителя. Рассказы двух сторон происшествия очень часто не совпадают вовсе. Именно по этой причине, самым рациональным способом восстановления объективной действительности считается проведение экспертизы.

Естественно следует отметить, что осуществлять экспертные действия могут исключительно опытные и знающие специалисты, можно привлекать независимых экспертов, но исключительно в том случае, если они имеют официальный допуск к выполнению таких действий. Процесс экспертной оценки может быть осуществлен непосредственно по месту происшествия сразу же, что позволяет максимально изучить все нюансы и обстоятельства, что провоцирует быстрое восстановление всех нюансов дела. Нередки ситуации, когда экспертизу приходится производить на основании документов дела и фотографий, а также видеосъемки. Таким образом формируется удаленное обслуживание, провоцирующее возможность восстановления событий на основе предоставленных материалов.

В процессе торможения на асфальте формируются следы. Трасологическая экспертиза позволяет осуществить процесс оценки их формирования, а также осуществить процесс сопоставления следов и автомобиля. То есть, посредством таких действий осуществляется процесс установления автомобиля, который оставил следы, а также провоцируется восстановление механики – каким образом такие следы были оставлены. Именно на основании указанных данных можно поистине объективно и детализировано изучить все обстоятельства дела и правильно выяснить, кто именно осуществил нарушение правил движения, и что стало причиной возникновения происшествия. Соответственно, данный вид экспертной оценки имеет очень важное значение для восстановления действительности. Кроме всего прочего, полученные результаты являются доказательством юридического формата в судебных процессах.

Чтобы отчет экспертной оценки был принят в качестве доказательства, он должен быть составлен правильно и грамотно. Документ должен содержать все реквизиты компании, которая осуществляла процесс исследований, также должны присутствовать все данные эксперта, ставится подпись и печать. В состав вносятся общие данные – вступительная часть, детальное описание методов исследования – часть описательная, также заключение, в котором формируется полноценный отчет с выводами.

Можно ли оспорить результаты экспертизы

Следует отметить, что экспертная оценка может быть оспорена. Такие действия осуществляют таким образом:

  • Осуществляется анализ предоставленного отчета, производится анализ использованных методик и полученных результатов;
  • Составляется ходатайство с указанием на данные, которые являются недействительными, обязательно нужно предоставить обоснование ходатайству;
  • Суд принимает решение о возможности пересмотра экспертизы;
  • После чего формируется необходимость подать документы на повторную экспертизу, при этом можно использовать результаты другой компании экспертного формата;
  • Полученные результаты предоставляются в суд.

Если вы стремитесь к тому, чтобы максимально защитить свои интересы от оспаривания, то вам непременно следует внимательно отнестись к вопросу выбора экспертной организации, которая сможет выполнить все действия на высшем уровне. Сразу же скажем о том, что государственная экспертиза в любом случае будет иметь своеобразные негативные моменты, так как через экспертов каждый день проходит невероятно значительное количество различных дел, улик и доказательств, что притупляет внимательность, и определенные мелкие детали, которые могут иметь весьма важное значение могут остаться незамеченными, что повлияет на конечный результат экспертизы. Чтобы такого не произошло, лучше обратить внимание на опытных и квалифицированных экспертов.

Когда вы на руки получите экспертное заключение, обязательно проследите логическое обоснование, а также проверьте на наличие однозначных формулировок. Помните о том, что с легкостью можно оспорить тот документ, который составлен юридически неправильно. Если на нем нет обязательных реквизитов, а также нет данных эксперта, не описана его квалификация и пр.

Внимательное изучение отчета поможет вам сразу же обратить внимание на определенные несостыковки, что в дальнейшем станет основой моментального реагирования. По сути, вы можете сразу же обратить внимание экспертов на то, что отчет составлен неправильно, и они его переделают. В документе должно быть детальное описание всех нюансов и обстоятельств, при которых свершилось происшествие. Должно быть перечисление сведений обо всех участниках аварии, присутствует информация, которая содержится в документах дорожной инспекции. Обязательно должны быть данные из протокола осмотра. Отметим, что отсутствие таких пунктов может стать основанием, законным поводом, чтобы оспорить полученные результаты экспертной оценки.

Можно использовать вариант приглашения эксперта в зал заседания суда. Сразу же скажем о том, что именно так можно доказать, что экспертиза была осуществлена правильно, без нарушений и предвзятостей. Прямо в суде эксперту могут быть заданы определенные вопросы, которые могут определить отсутствие или же наличие нарушений, при проведении экспертной оценки. Если объяснения эксперта не будут убедительными, это прекрасный повод оспорить полученные результаты.

Если вы уверены в том, что результаты экспертизы объективны, но стороны процесса будут настаивать на проведении дополнительных исследований, лучше всего сразу же обзавестись квалифицированной помощью юриста, таким образом, вы сможете предотвратить определенные негативные моменты, которые могут возникнуть в зале заседания суда. Учитывайте также то, что в настоящий момент вы можете сами инициировать проведение экспертизы в том случае, если считаете, что предоставленных в суде данных недостаточно для всестороннего и объективного изучения обстоятельств дела. Таким образом, вы непременно сможете обеспечить максимальную защиту своих интересов.

Самым рациональным вариантом предотвращения ситуации с оспариванием экспертной оценки является сотрудничество с опытными и квалифицированными специалистами, которые имеют стабильную репутацию и смогут представить своего эксперта в суде, в случае необходимости.

В каких случаях применяется трасологическая экспертиза

Исследование следов, возникших из-за происшествия, может потребоваться, когда:

  • необходимо установить, откуда возникло то или иное повреждение;
  • определение виновности невозможно или вызывает спор.

Первый случай наблюдается, например, когда страховая утверждает, что дефекты автомобиля не могли возникнуть из-за конкретного ДТП. А также когда необходимо точно установить какие именно автомобили контактировали. Например, когда виновник скрылся с места аварии. Исследование краски, оставленной на соприкасавшихся деталях поможет определить действительно ли предполагаемый автомобиль был участником происшествия.

Вторая ситуация возникает, когда надо установить, как двигались транспортные средства и двигались ли вообще, нарушались ли ПДД (например, превышение скорости), имелась ли у водителей возможность предотвратить столкновение и так далее. Основываясь на ответах по этим вопросам, можно установить, кто виновен в аварии.

В общем, можно сказать, что трасологическая экспертиза может потребоваться всем попавшим в аварию, независимо от того, виновник или потерпевший тот или иной участника, пригодится при урегулировании убытков как по ОСАГО, так и по каско.

Вопросы, решаемые экспертизой

Для изучения следов службу могут вызвать во множестве различных ситуаций, все их перечислить весьма затруднительно, но можно выделить основные, встречающиеся на практике, причины:

  1. Пострадавшие заявители могут необоснованно потребовать штраф от возможного виновника, указав на повреждения автомобиля, которые уже были на нем до совершения ДТП. Такой ситуацией очень любят пользоваться мошенники. Определить, действительно ли вмятина, царапина является следствием ДТП или она была еще до ситуации, может транспортно-трасологическая экспертиза. Она сопоставит события, которые были перед происшествием и разъяснит возможность данного события с последствиями.
  2. Отказ от страховщика может получить каждый пострадавший, так как подобные органы не всегда хотят выплачивать деньги, если этого можно избежать. Решить спор и доказать наличие страхового случая также может независимая служба экспертов.
  3. Споры по определению виновника – практически обычай на дороге. И если этот конфликт не решается между водителями, вызывается эксперт, который изучит ситуацию и определит настоящего виновника ситуации.
  4. Неправомерные обвинения в суде может помочь оправдать судебно-трасологическая экспертиза. Она изучает место происшествия и собирает доказательства невиновности участника дорожного движения и предоставляет необходимые документы при рассмотрении дела.

На какие вопросы отвечает эксперт, проводя трасологическое исследование

Выполняя экспертизу, специалист должен решить задачи, которые поставлены перед ним. Очень важно правильно сформулировать вопрос, чтобы, после получения ответа на него, тот или иной факт становился очевидным.

Итак, эксперт-трасолог по оставленным следам может решать такие вопросы:

  • повреждения нанесены исследуемым транспортным средством или чем-то другим;
  • каким типом транспортного средства причинен ущерб;
  • какими деталями соприкасались ТС при столкновении;
  • к какому авто относятся оставленные на дороге следы, в том числе осколки;
  • предполагаемый механизм столкновения и возникновения повреждений;
  • какое направление и скорость была у ТС перед столкновением;
  • как двигались автомобили перед взаимодействием и двигались ли вообще;
  • в каком месте дороги случилось взаимодействие транспортных средств (а также наезд на пешехода, ограждение и т. д.).

Основываясь на ответах на указанные вопросы, эксперт может решить, могли ли повреждения возникнуть в результате исследуемой аварии, была ли возможность предотвратить столкновение, были ли нарушены правила движения (превышение скорости, пересечение сплошной) и другие подобные.

Эксперт-трасолог не имеет права определять кто и насколько виноват. Это не входит в его компетенцию. Подобные вопросы решает судья по результатам проведённого исследования.

Судебно-автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза ДТП ставит перед собой другие задачи и отвечает на другие вопросы, а именно позволяет установить механизм ДТП (скорость и траекторию движения автомобилей, расстояние, которое преодолел автомобиль за определенный отрезок времени), наличие технических неисправностей и их связь с ДТП, соответствие действий водителей техническим требованиям правил дорожного движения (далее — ПДД).

Так, примерами вопросов, которые могут быть поставлены эксперту, являются следующие:

  1. имел ли автомобиль технические неисправности до ДТП, которые могли стать его причиной;
  2. была ли у водителя возможность обнаружить неисправности или предотвратить ДТП при их наличии;
  3. каким образом неисправности повлияли на происшествие, если повлияли;
  4. какой была скорость автомобиля с учетом повреждений, которые он получил при столкновении или же следов, оставленных на месте ДТП;
  5. какой была максимально допустимая скорость или безопасная дистанция между автомобилями (расстояние для безопасного обгона) в условиях дорожной обстановки, которая имела место;
  6. как должен был действовать водитель в конкретных условиях, чтобы его действия соответствовали техническим требованиям ПДД;
  7. имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение или наезд с момента возникновения опасности для движения или с момента обнаружения препятствия для движения;
  8. были ли, с технической точки зрения, действия водителя в причинной связи с ДТП и т.д.

Особого внимания требует вопрос о причинно-следственной связи между нарушениями ПДД и ДТП, поскольку в случаях нарушение ПДД обоими водителями, действия одного из них могут и не быть причиной ДТП. Если протоколы составлены в отношении нескольких участников, то именно данный вопрос может стать решающим в том, кто же из них является виновником.

Когда можно провести транспортно-трасологическую экспертизу

Её можно сделать на любом этапе после ДТП. Возможен и вызов эксперта сразу после аварии на место, где она произошла. Если сразу видно, что с решением, кто должен отвечать за последствия происшествия будет непросто определиться, это будет лучшим вариантом. Так как исследование «по горячим следам» позволяет точно и с наименьшими затруднениями восстановить механизм столкновения.

Если вам дан неудовлетворяющий вас ответ, например, отказ в выплате, основанный на проведённой страховой экспертизе, лучше не заказывать своё трасологическое исследование, а сразу подавать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как судебную с большой вероятностью потребуется проводить, если будут два различных результата разных экспертиз. Так зачем платить дважды? В любом случае расходы на любую экспертизу надо потребовать с проигравшей в суде стороны.

Если иск в суд кем-либо из участников уже подан, то надо сразу подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Она имеет свои особенности, о которых рассказано в подзаголовке «Как подать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы».

В трасологической экспертизе существуют следующие направления:

  • Дактилоскопическая экспертиза и экспертиза гомеоскопическая, то есть следы человека;
  • экспертиза следов ног и зубов человека;
  • элементов одежды и следов перчаток;
  • различных частей тела и следов животных;
  • различных запирающих устройств, в том числе замков;
  • механоскопическая экспертиза – инструменты и разные орудия;
  • транспортных средств и различных механизмов;
  • закруток, пломб, орудий и инструментов взлома.

В трасологии экспертиза бывает идентификационной и неидентификационной. Последняя делится на: классификационную и диагностическую, реконструкционную и ситуационную. Кроме того, подобные экспертизы бывают – комиссионными, единоличными или комплексными, по составу и по количеству. А по последовательности исполнения – первичными, повторными, дополнительными.

Объект в трасологической экспертизе

Это зафиксированное отображение предмета или отдельного объекта, исследуемое экспертом. Примерами таких объектов могут быть: различные вещественные следы преступления, а также предметы обстановки места преступления, образцы отдельных видов объектов, которые их характеризуют, а также обстановка места преступления. К объектам можно также отнести: протокол осмотра, другие процессуальные документы и разнообразные справочные материалы.

Также, объекты трасологии можно разделить на такие, которые имеют прямое и косвенное участие в процессах идентификации. Они же делятся на:
— идентификационные, решающие вопрос о тождественности;
— идентификационные, отражающие характеристики иных объектов, но не тождественны.
Идентификационные объекты включают – людей, различные предметы, механизмы, помещения, животных и т.д.

Цена

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Назначение трасологической экспертизы при ДТП

Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-67 Москва; +7 (812) 425-62-04 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-29-86 Бесплатный звонок для всей России.

Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.

Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.

Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:

1. Определения суда.

2. Постановления судебного органа, органов дознания, следствия, прокурора или другого должностного лица, которое рассматривает дело об административном правонарушении.

3. Ходатайства участника судопроизводства, в качестве которого может выступать истец, ответчик, обвиняемый, потерпевший, защитник, представитель и т.д.

В определении должны быть отражены следующие сведения:

  • основания, в соответствии с которыми назначается проверка;
  • полные сведения об эксперте или учреждении, в котором должна быть произведена экспертиза;
  • перечислен список вопросов, которые ставят перед экспертом;
  • список материалов, которые предоставляются в распоряжение эксперта.

Сроки проведения трасологической экспертизы устанавливаются судом и зависят от сложности происшествия.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

1. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.

3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.

4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.

5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

Методика проведения экспертизы по трасологии

Методика трасологической экспертизы – это совокупность методов, приёмов и средств, а также сведения о том, как правильно использовать эти методы и средства, для достижения оптимальных результатов исследования.

Общая методика одинакова для любого трасологического исследования. Она заключается в том, что исследуются отдельные микропредметы и их конкретные признаки. При этом методы изучения в целом одинаковы для любых следов.

Как проводится трасологическая экспертиза

Исследование следов в целом, как и любая криминалистическая экспертиза, выполняется в таком порядке:

  1. предварительное изучение;
  2. детальное расследование;
  3. оценка полученных результатов;
  4. оформление.

Вначале эксперт изучает переданные ему документы и разбирается в поставленных вопросах.

В первую очередь проводится общий осмотр автомобилей, их фотографируют, исследуют и фиксируют повреждения. Иногда может потребоваться снятие части деталей, для доступа к скрытым дефектам. По результатам осмотра определяется, как взаимодействовали предметы, а также соответствие повреждений на предметах.

В исследовании используются в том числе и современные компьютерные технологии

В случае необходимости исследуется место происшествия. Исследуются различные следы, которые транспортными средствами оставили на дороге и окружающих предметах. В некоторых случаях применяется компьютерное моделирование.

После обследования объектов эксперт должен сделать выводы, по полученным результатам и сформулировать ответы на заданные ему вопросы. Результаты экспертизы обязательно оформляются письменно. Прилагаются фотоматериалы, схемы и т. д.

Можно ли провести транспортно-трасологическое исследование по фотографии

Да, возможно проведение такой экспертизы только по фотографиям, но результаты такого исследования будут неточны, и, скорее всего, однозначных ответов дано не будет. Точно сказать достаточны ли фотоматериалы для расследования может только эксперт после рассмотрения особенностей конкретного дела и представленных фото.

Примечание. Именно поэтому не следует ремонтировать автомобиль после аварии, если существует такая возможность, до полного получения возмещения.

Что понадобится для проведения транспортно-трасологической экспертизы

Для анализа и более быстрого и точного определения ответов на возникшие вопросы эксперту понадобится как можно больше вводной информации. Для этого ему нужно будет предоставить:

  • схему происшедшего ДТП;
  • документы из ГИБДД (справку, протокол об административном правонарушении и т. д.);
  • показания участников, а также свидетелей происшествия;
  • видео- и фотоматериалы предполагаемых объектов исследования;
  • сами объекты;
  • другие документы, например, результаты других экспертиз.

В сложных случаях могут потребоваться и другие материалы.

Как заказать услуги специалиста?

Обратиться к экспертам может любой из заинтересованных лиц. Нужно написать заявление на проведение работ специалиста, к письменному обращению приложить следующие документы:

  1. Процессуальные документы с места ДТП: протокол о правонарушении и схему аварии;
  2. Список полученных машинами повреждений;
  3. Видеозапись и фотографии с места происшествия;
  4. Другие справки и документы, которые имеют отношение к аварии.

Обратиться к экспертам можно как в досудебном, так и в судебном порядке. В нее включаются вопросы, которые приведены выше. Другая сторона спора ставится в известность о запланированной работе специалиста. Он имеет право внести дополнительные вопросы.

Проводиться трассологическая экспертиза после ДТП может и по фотографии. К такому способу прибегают, если спор (например, со страховой компанией) возникает через некоторое время после аварии.

Стоимость трассологической экспертизы после ДТП колеблется от 6-8 до 30 т.р. В той или иной степени, она проводится сотрудниками ГИБДД, которые прибыли на место аварии. Но их выводы нередко ошибочны, виновника могут просто «назначить».

Чтобы снять необоснованные обвинения и избежать неоправданных финансовых потерь, необходимо обращаться к услугам независимых экспертов. В дальнейшем стоимость их работ можно возложить на другую сторону спора.

трасологическая экспертиза : что она определяет при ДТП?

○ На основе чего производится.

Трасологическая экспертиза при ДТП должна производиться квалифицированными экспертами, которые могут выполнить ее компетентно и выдать обоснованное заключение лишь на основе всех необходимых достоверных материалов. Таким образом, для проведения данного исследования экспертам необходимо предоставить:

  • Все материалы, которые были составлены сотрудниками ГИБДД при выезде на место дорожно-транспортного происшествия (протокол, схема, фото-таблицы и др.).
  • Материалы административного, уголовного или судебного дела в рамках гражданско-правового спора.
  • Доступ к транспортным средствам, участвовавшим в аварии.
  • Одежда и обувь лиц, являющихся участниками аварийной ситуации.
  • Техническая документация на автотранспорт, участвовавший в ДТП.

Кроме того, не всегда фотографий и схемы ДТП бывает достаточно для представления экспертом полной картины, потому зачастую осуществляется выезд на место происшествия и выполнение рядя действий непосредственно на месте аварии (изучения следов шин, например).

○ Порядок трасологической экспертизы.

Проведение трасологической экспертизы проходит в несколько этапов, каждый из которых способствует правильному и компетентному установлению всех обстоятельств аварии. В их числе:

  • Подготовительный этап, в рамках которого должны быть собраны все необходимые документы, на основании которых проводится экспертиза.
  • Ознакомление эксперта с представленной документацией.
  • Проведение необходимых действий на непосредственном месте ДТП (фотосъемка, фиксация и измерение следов, изъятие каких-либо частиц и материалов, оставшихся на месте аварии).
  • Визуальный осмотр транспортных средств, участвовавших в происшествии.
  • Детальный осмотр деталей и агрегатов автомобиля (при этом автомобиль может подвергаться частичному разбору, если это необходимо для правильной оценки характера повреждений той или иной детали транспорта).
  • Воссоздание картины аварии (в настоящее время данный этап, как правило, выполняется путем компьютерного моделирования для наглядности).
  • Подготовка отчета по результатам проведенной трасологической экспертизы.

Инициатором проведения данной экспертизы может выступать любой участник аварии, страховая фирма, суд (при наличии судебного спора гражданско-правового характера между участниками ДТП или страховой компанией и ее клиентом), правоохранительные органы (если авария послужила основанием возбуждения уголовного дела).

○ Сроки и стоимость.

Сроки проведения трасологической экспертизы могут различаться в каждом конкретном случае, но минимально эксперту понадобиться несколько дней для того, чтобы тщательно изучить все документы, выехать на место аварии и проанализировать имеющийся материал. В ряде случае все процедуры могут продолжаться не одну неделю, иногда только на составление итогового отчета требуются дни.

Стоимость ее также индивидуальная в каждом случае. Она зависит от:

  • Серьезности аварии.
  • Сроков для проведения экспертизы.
  • Конкретной фирмы или эксперта, ее выполняющего.
  • Применяемых методов анализа и т.д.

Самая дешевая экспертиза обойдется заказчику в несколько тысяч рублей (3-5), более серьезная, требующая серьезного анализа, может стоить более 10 тысяч рублей, достигать цифры в 20 тысяч.

○ Результаты и документы.

Итоговым документом исследования, в котором содержатся заключительные выводы об обстоятельствах аварии, виновных лицах, характере и виде повреждений, является заключение эксперта, которое принимается в качестве надлежащих доказательств страховыми компаниями, судами и правоохранительными органами.

Данные результаты направляются экспертной организацией тому, кто выступал заказчиком экспертизы. Дальнейшее ее использование зависит от цели проведения (в качестве доказательства в суде, в качестве основания получения страховой выплаты у страховщика, как обоснование невиновности при наличии уголовного дела или доследственной проверки).

○ Как оспорить результаты.

Несогласие с результатами исследования и заключениями эксперта можно обжаловать. Однако, для того, чтобы обжалование не было бессмысленным действием, влекущим только материальные расходы, необходимо наличие веских оснований для данной процедуры. К веским доводам при обжаловании отчета можно отнести:

  • Превышение полномочий специалистом, проводящим исследование.
  • Отсутствие выводов по каким-либо вопросам, поставленных перед экспертом.
  • Неоднозначность выводов.
  • Очевидное несоответствие заключений фактическим обстоятельствам.
  • Недостижение конечной цели экспертизы (когда эксперт хотя и описывает всю необходимую информацию, но не компилирует ее в заключительный вывод, однозначно дающий ответ на поставленный вопрос).
  • В заключении содержится не полная информация о событии.
  • Указаны не все исследованные материалы и т.д.

При наличии веских доводов в обоснование недостоверности отчета эксперта, он может быть обжалован в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Однако в этом случае понадобится проведение другой независимой экспертизы, которая сможет провести другое исследование. Если его результаты будут иными, то есть большая вероятность отмены предыдущей экспертизы.

○ Советы юриста:

✔ Выбираем эксперта.

Выбор экспертной организации оказывает серьезное влияние на качество экспертизы и достоверность полученных в ходе нее выводов. Прибегать стоит к помощи таких специализированных бюро, которые отвечают следующим критериям:

  • Длительность работы на данном рынке услуг.
  • Юридическое лицо является членом Центра судебной экспертизы.
  • Специалисты экспертного бюро имеют членство в ассоциации оценщиков.
  • Применение в работе компьютерных технологий и лицензионного программного обеспечения.
  • Срок, в течение которого организация готова выполнить работы и предоставить заключение.
  • Наличие прейскуранта на все виды услуг.
  • Наличие официального сайта и контактов для оперативной связи со специалистами.

Кроме того, желательно при наличии возможности ознакомиться с предыдущей работой конкретной организации. Спорные или скандальные заключения заставляют лишний раз задуматься о компетентности и непредвзятости таких экспертов.

✔ Что делать, если не уверен в объективности эксперта?

Чтобы хоть немного ориентироваться в полноте и компетентности полученного заключения трасологической экспертизы, необходимо знать, что должен содержать данный документ. В него должны входить следующие разделы:

  • Вводный раздел с описанием оснований проведения экспертизы, предоставленных материалов, правовых актов, регламентирующих ее проведение, методик проведения исследований.
  • Описательная часть, где эксперт подробно описывает обстоятельства аварии, выявленные в ходе проведения исследования.
  • Заключительная часть, содержащая итоговые выводы эксперта, ответы на поставленные перед ним вопросы.

Если отчет специалиста является обрывистым, не содержит полной информации, лишен какого-либо из указанных разделов, то этот факт сам по себе является основанием для обжалования проведенной экспертизы и ее итогов.

Определение понятия

Что это такое – трасологическая экспертиза? Она определяет обстоятельства, которые имели место при аварии, причины произошедшего и виновность отдельного лица. Специалисты, которые заняты в проведении трасологической экспертизы, занимаются изучением оставленных на транспортном средстве следов ДТП, повреждений на всех прочих автомобилях, которые выступали в качестве участников аварии. Дополнительно принимаются во внимание другие неподвижные предметы, которые могли быть задеты, а также то, имеются ли отколотые или отдельные части машин и каково место их расположения.

Именно трасология оказывает решающую роль в определении виновного лица и помогает выявить все обстоятельства, которые способствовали аварии. Особенно важным становится заключение, когда свидетелей аварии как таковых нет, отсутствуют любые видеосъемки с места произошедшего, а собственники столкнувшихся авто дают противоречивые показания.

Нормативное регулирование и основания для проведения экспертизы

Читайте: Что покрывает ОСАГО при ДТП в 2019 году?

Законодательными и нормативными актами, на основании которых проводится такая экспертиза, являются:

  • Закон о судебно-экспертной деятельности в РФ;
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
  • Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
  • Арбитражно-процессуальный кодекс РФ;
  • КоАП РФ.

Основанием для назначения экспертизы могут стать следующие действия:

  • Присутствие споров между страховой компанией и лицом, претендующим на выплату необходимой суммы средств после ДТП. Особенно такая необходимость возникает, когда страховщик намеренно пытается снизить сумму компенсации, когда на это отсутствуют какие-либо основания;
  • Необходимость вычислить виновника аварии. Вполне естественно, что каждый автомобилист может отрицать свою вину в случившемся, но для определения того, чьи действия были неправомерны, следует задействовать именно специалиста трасологической экспертизы;
  • Особо тяжелые случаи, когда по определенным причинам выявить виновного не представляется возможным. Такие ситуации чаще всего бывают при авариях, которые стали последствием неправильного маневрирования, обгона, перестроения;
  • Спор относительно того, какой должна быть сумма компенсации. Нередко происходят ситуации, когда автомобилисты утверждают, что определенные повреждения появились на транспортном средстве именно вследствие ДТП. На самом деле царапины и вмятины могли присутствовать еще перед столкновением транспортных средств. Именно трасологическая экспертиза в состоянии выяснить все основные моменты случившегося и определить, какие повреждения относятся к ДТП, а какие не имеют отношения к аварии;
  • Проведение идентификации. Такое действие необходимо в тех ситуациях, когда транспортное средство, участвовавшее в ДТП, скрылось с места происшествия, и выявить его можно только по следам краски на другом транспортном средстве.

Проведение экспертизы осуществляет специалист-автотехник, имеющий определенные знания в области аварийных ситуаций, высшее образование и соответствующий опыт работы. Параллельно с этим необходимо иметь и высшее образование.

При необходимости обращения за проведением такой экспертизы автомобилист может выбирать между государственным специалистом и сторонним (независимым) экспертом. Ко второму варианту прибегают все чаще, поскольку он хоть и обходится заказчику дороже, но гарантирует достаточно быстрое выполнение задачи.

Кратко по теме взыскания с виновника ДТП

Ни один водитель, даже тщательно соблюдающий Правила дорожного движения Украины, не застрахован от дорожно-транспортных происшествий. Как минимум, из-за того, что на дорогах, как и в жизни, хватает невнимательных, халатных, да и просто неадекватных людей.

Последствия ДТП могут быть самыми разными: начиная механическими повреждениями и заканчивая летальным исходом участников. Юридическими последствиями ДТП являются дела об административных правонарушениях или уголовные дела, в зависимости от обстоятельств и нанесенного ущерба.

Во всех случаях ключевым фактором в деле является установление вины каждого из участников. Это имеет значение, как для привлечения к ответственности, так и для получения компенсации нанесенных убытков. Если речь идёт о столкновении транспортных средств, то страховая компания виновника ДТП возмещает ущерб потерпевшему только в случае установления вины в деле об административном правонарушении или уголовном деле.

Установление вины в 2020 году, так же как и других обстоятельств ДТП, должно иметь под собой доказательную базу. Весомыми доказательствами в подобной категории дел являются заключения экспертов. Проведение экспертизы автомобиля после ДТП имеет множество нюансов, которым и посвящена данная статья.

Сколько стоит проведение трасологии

Стоимость проведения трасологического исследования изменяется первую очередь от количества вопросов, на которые должен дать ответ эксперт. А также от конкретной организации, проводящей исследование. Естественно, в разных регионах общий уровень цен различается.

В зависимости от перечисленных факторов стоимость экспертизы может составить от пяти до пятидесяти тысяч рублей. Не исключена и более высокая цена, если вопросов много. В некоторых фирмах можно заказать и, соответственно, оплатить, решение отдельных задач, в некоторых – доступно только комплексное исследование.

Проведение трасологического расследования до суда, как правило, на 25-30% дешевле аналогичного, приводящегося в ходе судебного процесса.

Как оспорить выводы трасологии

Трасологическое исследование оспорить можно. Как уже говорилось, обычно трасологию проводит страховая для объяснения отказа в выплате. Иногда аналогично поступает второй участник ДТП, чтобы доказать свою невиновность.

На основании таких экспертных заключений, выполненных с грубыми нарушениями, страховые компании отказывают в выплатах

Так как результаты экспертизы – документ, то, скорее всего, оспорить выводы эксперта по трасологии можно будет только в суде. Для этого надо привести доводы, почему вы считаете неправильной проведённое исследование.

Примечание. Подача досудебной претензии страховщику обязательна для разбирательств по страховым спорам.

Для признания результатов проведённой страховой компанией исследования зачастую даже не требуется судебной трасологической экспертизы, достаточно экспертной оценки содержимого документа, для признания его недостоверным, так как выводы экспертного заключения от страховой, как и сам процесс исследования, бывают составлены с нарушением законов, регулирующих оценочную деятельность, могут содержать очевидные и грубые ошибки, явно расходиться с действительностью, да и сам документ иногда называется «Заключением специалиста», то есть, по сути, даже не является результатом транспортной трасологической экспертизы.

Как решает суд споры по трасологической экспертизе

Если судья явно видит неправомерность отказа, то без всякого дополнительного расследования признаются доводы СК недействительными, а отказ в выплате возмещения – неправомерным.

Если очевидных доказательств неправоты страховщика нет, надо подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Это относится и к случаю, когда вы несогласны с доводами о признании вас виновными (признании другого невиновным).

Уже на основании судебной экспертизы суд будет решать о том, кто прав в разбираемом им деле. И, конечно, всегда есть возможность подать апелляцию, если вынесенное решение суда первой инстанции вы считаете неправильным.

Как подать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы

Право участвующих в суде сторон ходатайствовать о назначении экспертиз в судебном процессе закреплено в статье 79 Гражданского процессуального кодекса и в статье 82 Арбитражного процессуального кодекса.

Нюансы подачи просьбы о проведении исследования

Подавать ходатайство можно:

  • До первого судебного заседания;
  • В суд первой инстанции;
  • В апелляционном суде (при указании уважительной причины, из-за которой раньше экспертиза не проводилась, например, отклонение ранее подаваемого ходатайства предыдущим судом).

На всех указанных стадиях ходатайство можно подать в любой момент вплоть до того, как судья примет решение по рассматриваемому делу.

В Гражданском процессе подавать его можно и устно. Хотя о нём и должно быть написано в протоколе заседания, во избежание возможных недоразумений лучше сделать письменное заявление, которое обязательно останется в материалах дела.

Каждая из сторон может предложить суду:

  • вопросы, которые необходимо задать эксперту;
  • какому эксперту или организации доверить проведение расследования.

Окончательный выбор делает суд.

Ходатайство можно передать:

  • на судебное заседание;
  • в канцелярию суда, разбирающего дело.

Как писать ходатайство в суд

Сам текст ходатайства пишется в свободной форме. Но оно обязательно должно содержать:

  • реквизиты, такие как наименование суда, номер дела, ФИО (наименования) участвующих сторон, дату и подпись;
  • объяснение причины необходимости проведения экспертизы, о которой подаётся ходатайство;
  • кому вы хотите поручить расследование;
  • вопросы, на которые нужно узнать ответ;
  • список объектов и документов, которые вы готовы предоставить.

Обязательно необходимо указать тип экспертизы – транспортно-трасологическая (исследование следов). Образец бланка ходатайства можно скачать здесь.

Срок выполнения экспертизы, назначается судом. Эксперт, осуществляющий её, несёт уголовную ответственность в случае дачи ложных показаний, поэтому результат такого исследования будет максимально точным. Не стоит забывать, что ходатайство, так как это, по сути, официальная просьба, может быть и отклонено судом, но с объяснением причины отказа.

Сумму, затраченную на заказ и проведение экспертизы необходимо включить в список трат, которые указываются в ходатайстве о взыскании понесённых издержек с проигравшей суд стороны.

Важно. Если одна из сторон против экспертизы, делает проведение её невозможным, например, не предоставляя принадлежащих ему объектов, необходимых для исследования, суд может и без расследования решить вопрос, для ответа на который предполагалось провести экспертизу.

Отзывы об использовании трасологического исследования после ДТП

Впечатления от проведения экспертизы по трасологии встречаются различные. Но зависят они больше всего от фирмы, от эксперта, которые проводили ту или иную работу. Так как большинство компаний, оказывающих экспертные услуги частные, то среди них немало и таких, которые работают лишь с целью получения денег с клиентов, не заботясь о качестве, или напрямую действуют в интересах страховых компаний.

Есть и действительно хорошие организации, сотрудники которых заинтересованы в помощи клиентам, понимают свою ответственность. При обращении к ним вам окажут помощь качественно и своевременно.

Чтобы не нарваться на недобросовестных экспертов, почитайте отзывы о компаниях перед обращением в них в интернете.

Полезные советы

  • в спорных ситуациях вызывайте эксперта-трасолога на место ДТП сразу после аварии;
  • не пугайтесь «плохих» результатов, оспаривайте их через суд;
  • издержки на эксперта должен возмещать проигравший в суде;
  • не чините авто до урегулирования всех споров, если есть такая возможность;
  • чётко формулируйте вопросы для эксперта.

Кто проводит?

Экспертизу проводит специалист-автотехник, который имеет определенные знания по аварийным ситуациям, высшее образование и опыт работы. Он может быть государственным или независимым. К независимым экспертам в настоящее время обращается больше людей, потому что у них не приходится долго сидеть в очередях и ждать.

Выбор того или иного эксперта очень важен в связи с тем, что итог расследования может быть рассмотрен в государственных органах или суде. Поэтому опыт и репутация эксперта должны учитываться в первую очередь.

Внимание! Каждые 5 лет эксперт должен проходить курсы по переквалификации, которые будут подтверждать его процессиональные навыки.

Подведём итоги

  • транспортно-трасологическое исследование помогает восстановить механизм столкновения;
  • трасология изучает следы, оставленные при происшествии;
  • эксперт отвечает только на технические вопросы;
  • на основании экспертных выводов суд принимает заключение о виновности того или другого участника ДТП, о признании рассматриваемого случая страховым;
  • результаты экспертизы можно оспорить в суде;
  • в суде может назначаться дополнительная экспертиза.

Теперь вы имеете представление о трасологической экспертизе, зачем она нужна и как ей пользоваться. Конечно, хорошо, если никогда не придётся применять знания о ней. Но теперь, если что, вы будете знать, что делать.

А вам приходилось заказывать трасологическое исследование или оспаривать его результаты? Если да – то обязательно расскажите о своём опыте в комментариях. Там же задавайте возникшие вопросы по теме статьи.

Просмотрите видео, в котором эксперт Союза потребителей республики Татарстан коротко и понятно отвечает на все основные вопросы по трасологии при ДТП:

На сегодня у меня все. Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе свежих статей, а также делитесь статьёй в соцсетях. До новых встреч!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *