Коэффициент страховки ОСАГО расшифровка

Без полиса ОСАГО эксплуатировать транспортное средство в России запрещено. На территории РФ действует множество страховых компаний, имеющих лицензии на оформление таких документов. Приобрести полис можно в любом отделении фирм, действующих в регионах. Цену определяют различные коэффициенты ОСАГО. Эти показатели могут как повышать стоимость страховки, так и понижать.

Как рассчитать цену ОСАГО

Система определения тарифов автострахования определена российским законодательством. Во всех расчетах используется базовый расчёт цены ОСАГО. Помимо этого, на итоговую сумму оказывают влияние и иные моменты:

  1. Категория и разновидность средства передвижения. Сумма, которую должны заплатить за ОСАГО, разная для легковушки и грузовика. Для каждого типа предусмотрены разные коэффициенты.
  2. Кому принадлежит машина – учреждению, организации, компании или частному лицу.
  3. Принадлежность передвижного объекта, на который выписывается ОСАГО, к той или иной территории. В большом, густонаселенном городе вероятность ДТП преобладает, в отличие от маленького городка или деревни. На цену оказывает влияние территориальная привязка ТС.
  4. Водительский стаж обладателя ОСАГО. Опыт управления автомобилем играет большое значение. Понятно, что для лиц, умеющих хорошо водить машину, вероятность попадания в аварию значительно ниже, чем для начинающих автолюбителей.

Учитываются и другие показатели: технические характеристики ТС, время страхования машины, при наличии аварий кто оказался виноват в произошедшем.

Уравнение для ценообразования автостраховки

В представленной ниже формуле указано, какие непосредственно коэффициенты применяются при расчете ОСАГО.

Сполиса ОСАГО = ТБ х Кт х КБМ х Квс х Ко х Км х Кс х Кп х Кн, где

  • ТБ – базовый показатель;
  • а далее представлена расшифровка других коэффициентов:
  • Кт – региональный, определяется по месту постановки на учет машины или регистрации организации;
  • КБМ – бонус-малус, – для каждого претендента определяется персонально, зависит от того, участником скольких аварий был водитель;
  • Квс –значение, регулирующее возраст и опыт вождения приобретателя ОСАГО;
  • Ко – ограничения полиса, зависят от числа лиц, допущенных к управлению ТС;
  • Км – значение, зависящее от количества энергии, вырабатываемой мотором машины;
  • Кс – ограничения, связанные с сезоном пользования техникой;
  • Кп – показатель периода, в который ОСАГО обладает законной силой;
  • Кн –применяется для злостных нарушителей ПДД;

Из формулы видно, что стоимость базируется на тарифной ставке, которая умножается на разнообразные значения коэффициентов. Далее изучим их подробно и детально.

Базовые ставки ТБ тарифный коридор

Основополагающий тариф – это значение, зависящее от разновидности и категории авто, юридического статуса владельца. Вплоть до 2015 г. эта ставка была неизменной величиной. А с 12.04.2015 в законодательство были внесены корректировки. Теперь базовая ставка представляет собой денежный коридор. Это позволяет страховикам варьировать цену полиса ОСАГО, заинтересовать автовладельцев более низкой стоимостью.

Благодаря нововведениям, автолюбители получают возможность выбрать лучшее предложение на рынке. Выбирая минимальный показатель тарифного коридора, следует быть осторожнее, чтобы не попасться на удочку аферистов – фирм-однодневок.

Ниже представлены ТБ (тыс. руб.) разных средств передвижения.

Каким образом определяется величина страховки?

Ещё в 2014-2015 годах многие люди обратили внимание, что цена автомобилей бывает разная. В конце 2014 определили понятие «страховой коридор», благодаря которому страховые компании манипулировали ценами и конкурировали. А как же страховка рассчитывается в наше время?

Российскими законами определена общая система расчёта страховых тарифов. Так, например, везде применяется единый базовый расчёт для тарифов ОСАГО. Но, кроме него, на общую стоимость полиса влияют и другие факторы:

  1. Категория транспорта и его тип. То есть является ли транспорт легковым или грузовым, владеет ли им физическое или юридическое лицо. Всем типам и категориям соответствует их коэффициент — одни транспортные средства оказываются в ДТП чаще, чем другие.
  2. Территория. Если город большой и населённый, то вероятность аварии больше, чем в маленьком. Стоимость страховки определяется территориальной привязкой, так что во всех регионах назначается свой тариф, который предусматривает закон об ОСАГО.
  3. Опыт управления транспортными средствами. Разумеется, что умеющий водить человек попадёт в аварию с намного меньшей вероятностью. Немаловажен тут и возраст шофёра.

Как второстепенные показатели стоит отметить следующие:

  • Технические данные транспортного средства;
  • Время его страхования;
  • Были ли аварии раньше и если да, то кто был виновной стороной.

ОСАГО формула расчёта, верная расшифровка всех коэффициентов

Цена полиса и все ограничения по тем или иным тарифам регулируются на государственном уровне.

При знании конечной формулы расчёта тарифа на ОСАГО нетрудно лично рассчитать стоимость полиса. С учётом каждого момента и ситуации можно уменьшить стоимость страховки и значительно сэкономить.

Формулы следующие.

Для физ. лиц и индивидуальных предпринимателей: Т = ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КВС умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН.

Для юридических лиц: Т = ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН умножить на Кпр. КО равняется 1.87.

Расшифровка сокращений выше следующая:

Т — общая стоимость страховки;

ТБ — базовый тариф, в котором значение соответствует какому-либо типу ТС (см. ниже Таблицу 1).

КТ — коэффициент для территории, где рассматриваемый транспорт прошёл регистрацию;

КБМ — а это т. н. Бонус-Малус (то есть имели ли место ситуации страховых выплат во время действия бывших ранее договоров с ОСАГО. Попросту, если человек долго ездил без аварий, то в случае, если авария всё-таки произойдёт, ему заплатят значительно больше);

КВС — определяет возраст водителя и его стаж (см. ниже Таблицу 2).

КО — коэффициент данных о количестве водителей, имеющих право управлять этим транспортом (см. ниже Таблицу 3).

КМ — коэффициент мощности двигателя транпорта (а это смотреть в Таблице 4).

КС — коэффициент периода пользования транспортом (Таблица 5).

КН — коэффициент наличия нарушений, который предусматривается пунктом 3 статьи 9 ФЗ об ОСАГО (6 Таблица).

Информация о базовом тарифе

Коэффициент на базовый тариф остаётся неизменным во всех областях и регионах. Величина тарифа определяется характеристиками транспорта, такими, как:

  • Его грузоподъёмность;
  • Вместимость пассажиров.

Благодаря этому у всякого транспорта есть базовый тариф, который не может меняться по желанию страховых компаний.

Территориальный тариф

Этот тариф определяется принадлежностью транспортного средства к тому или иному региону страны. Его показатели сильно зависят от размера населённого пункта:

  • Если речь про крупный город (миллион жителей и больше) — тариф высокий;
  • Если мелкий город меньше 1 млн. жителей — он ниже.

Например, в Санкт-Петербурге коэффициент равняется 2, а в Ленинградской области всего 1.7.

Бонус-Малус

Такой тариф позволяет получить скидку, если вы достаточно долго не попадали в аварии. Следует помнить, что такой бонус присваивают лишь шофёру, а на транспортное средство он ни при каких обстоятельствах не рассчитывается.

Возраст — опыт

Здесь коэффициент определяется так:

  • Максимальный возраст — без ограничений;
  • Если большой возраст и долгий стаж — то КВС снижается.

Ограничение

КО считается по количеству шофёров, которые заносятся в договор: или ограниченный полис (тогда заносится до пяти человек), или же неограниченный.

Периодичность

Нередко люди оформляют ОСАГО лишь на время пользования своим транспортом. Для их удобства используется сезонный полис, который и предусматривает минимальный срок на время действия страховки.

Таблица 1. ТБ по категории ТС

Категория ТС Тариф, руб.
Min Max
Мотоциклы, мопеды, транспорт категории «А», «М» 694 1407
Легковой транспорт физ. лиц, категория «В» и «ВЕ» 2 746 4 942
Легковой транспорт юр. лиц, категория «В» и «ВЕ» 2 058 2 911
Легковой транспорт категория «В» и «ВЕ», который используется в качестве такси 4 110 7 399
Грузовой транспорт, категория «С», массой до 16 тонн 2 807 5 053
Грузовой транспорт, категория «С», массой более 16 тонн 4 227 7 609
Автобус, категория «D», «DE» с числом пассажирских мест до 16 2 246 4 044
Автобус, категория «D», «DE» с числом пассажирских мест более 16 2 807 5 053
Автобус, категория «D», «DE», которые используются как такси или с целью перевозки людей 4 110 7 399
Троллейбусы 2 246 4 044
Трамваи 1 401 2 521
Трактора и иная самоходно дорожно-строительная техника 899 1 895

Таблица 2. КВС – соотношение возраста и опыта шофёра

Таблица 3. КО – лица, допускающиеся к вождению ТС

Количество лиц, допускающихся к управлению ТС Коэффициент
Если количество людей, управляющих транспортом, ограничено 1
Если какие-либо ограничения на число людей, которые могли управлять машиной, отсутствуют 1.8

Таблица 4. ТМ – значение по мощности двигателя ТС

Тут стоит сделать небольшую оговорку. Как правило, в паспорте машины мощность пишут в киловаттах, а чтобы рассчитывать коэффициент, надлежит знать лошадиные силы, для перерасчёта применяется простая формула: 1 киловатт равняется 1, 35962 лошадиных сил.

Мощность двигателя (лошадиных сил) Коэффициент
До 50 0.6
50-70 1
70-100 1.1
100-120 1.2
От 120 и до 150 1.4
Больше 150 1.6

Таблица 5. КС – использование ТС

Таблица 6. КН – наличие нарушений

Какое правонарушение имело место Множитель
Дача заведомо ложных показаний 1.5
Оставление места ДТП
Вождение в нетрезвом состоянии
Намеренное совершение ДТП
Нахождение на месте водителя без разрешения в договоре

Примеры расчётов

Как пример можно привести расчёт стоимости ОСАГО для легкового автомобиля категории B физического лица возрастом в 22 года и со стажем вождения в 2 года. Транспорт прошёл регистрацию в г. Белгород, страховые возмещения не оплачивались, машиной пользовались другие люди. Мощность этого транспорта составляла 80 лошадиных сил, им пользовались 6 месяцев. Нарушений не было.

Расчёты, напомним, происходят по такой формуле: Т= ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КВС умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН.

Теперь нужно подставить необходимые значения:

Т = 3432 умножить на 1.3 умножить на 0.95 умножить на 1.87 умножить на 1 умножить на 1.1 умножить на 0.7 .

Как результат, стоимость ОСАГО в данном случае получится равной 6103,05 российских рублей.

Это может показаться достаточно сложным и пугающим для неопытного человека, но на деле всё достаточно просто. Во-первых, существуют онлайновые калькуляторы, оптимизирующие многие процессы проверки и расчёта. Во-вторых, имеются даже видеозаписи, наглядно рассказывающие, как самостоятельно рассчитать ОСАГО, как, например, вот это видео от Артёма Алымова:

Вы можете посмотреть его и поучаствовать в обсуждении вместе со всеми желающими, а также прямо там имеются и ссылки на полезные онлайновые калькуляторы.

Как можно получить скидку на страховой полис?

Разумеется, любой водитель будет рад сэкономить. В страховом договоре указываются случаи, когда коэффициент может понижаться на несколько пунктов. За езду без аварий в прошедший год можно иметь скидку — 5%. Как следствие, чем больше лет не было дорожно-транспортных происшествий, тем сильнее будет и процент скидки и понижается коэффициент КБМ. Но при покупке новой машины подобная скидка сохраняется.

А какой может быть самая большая скидка на полис ОСАГО? Максимум скидки за безаварийность может достигать 50%. Но для ее достижения шофёр должен добросовестно ездить больше 10 лет. Здесь стоит предостеречь — некоторые недобросовестные страховщики считают иначе. Нередко можно увидеть около МРЭО микроавтобусы и стационарные вагончики, предлагающие полисы ОСАГО со скидкой до 40%. Здесь важно понимать — это не по закону!

Когда заключается новый либо продляется существующий договор по обязательному страхованию (АГО), страховщик должен проверить убыточность всех вписанных в полис водителей, пользуясь общей информационной системой. Конечно, страховщик-посредник просто не может представить ту скидку, которую заявляет, на законных основаниях. Чаще всего просто-напросто продаётся полис ОСАГО обанкротившейся фирмы, а то и вовсе поддельный. Ни одна страховая компания по такому полису не выплатит, и возмещение нанесённого ущерба будет лишь на виновнике дорожно-транспортного происшествия.

Повышающие коэффициенты автостраховки

Значение практически каждого из рассматриваемых параметров варьируется от 20 до почти 200 %. Рассмотрим подробнее показатели, применяемые для определения суммы, необходимой для оплаты автостраховки.

Особенности определения коэффициента бонус-малус

Этот параметр в ОСАГО фирмы, имеющие лицензии на продажу полиса, берут для снижения или увеличения размера страховой премии. Значение высчитывается персонально для каждого человека, которого владелец машины планирует внести в документ. Коэффициент бонус-малус указывает на наличие или отсутствие аварий, участником которых был шофер. В зависимости от количества ДТП, он может увеличить или уменьшить цену документа. Коэффициент не влияет на стоимость при таких условиях:

  • водитель отнесен к 3 классу;
  • приобретатель полиса недавно получил права в первый раз;
  • полис выписан на краткий срок для следования в город, где планируется постановка на учет ТС;
  • страхованию подлежит машина, поставленная на учет в другом государстве.

Таблица КБМ поможет вычислить значение коэффициента для оформления ОСАГО.

Класс КБМ Число страховых случаев в течение года
0 1 2 3 4
X 2,45 0 X X X X
0 2,3 1 X X X X
I 1,55 2 X X X X
II 1,4 3 1 X X X
III 1 4 1 X X X
IV 0,95 5 2 1 X X
V 0,9 6 3 1 X X
VI 0,85 7 4 2 X X
VII 0,8 8 4 2 X X
VIII 0,75 9 5 2 X X
IX 0,7 10 5 2 1 X
X 0,65 11 6 3 1 X
XI 0,6 12 6 3 1 X
XII 0,55 13 6 3 1 X
XIII 0,5 13 7 3 1 X

Из таблицы следует, что когда лицо, обладающее правом вождения, относится к IV классу, оно имеет коэффициент 0,95. Если водитель за 12 месяцев не станет виновником происшествия на дороге с участием ТС, тогда в следующем году ему будет определен V класс. При этом коэффициент уменьшится до значения 0,9. Следовательно, скидка по ОСАГО повысится с 5 до 10 %.

Если документ выписывается на несколько лиц, допущенных до вождения машиной, для расчета выбирается худший вариант.

Когда нужен ОСАГО без ограничения числа лиц, которым разрешено садиться за руль ТС, класс и КБМ принимаются по собственнику.

Параметр для ТС с прицепом

Для владельцев средств передвижения, имеющих прицеп, вводится еще один коэффициент – Кпр. Его размер варьируется от 1 до 1,4. Наибольший показатель введен для грузовиков, весом не более 16 тонн.

Коэффициент мощности

Цена документа определяется и с учетом коэффициента мощности средства передвижения. Узнать эту характеристику машины может каждый, заглянув в паспорт объекта. Если она зафиксирована в киловаттах, надо перевести число в лошадиные силы. Для этого применяется равенство: 1 кВт = 1,359 л. с. Наименьший коэффициент вводится для средств передвижения, имеющих двигатель до 50 л. с., и он равен 0,6. Наибольший показатель предназначен для авто, имеющих мотор более 150 лошадиных сил. Он увеличивает цену документа в 1,6 раз.

Когда вводится ограничивающий коэффициент

Показатель определяет, надо ли определить число лиц, которым разрешено садиться за руль машины, или ОСАГО выдается без лимита количества водителей. При первом варианте Ко = 1. При этом круг лиц лимитируется числом 5. Во втором случае цена документа повышается на 80 %.

Если владельцу машины надо оформить допуск к управлению для лица, не достигшего 22 лет и опытом до 3-х лет, целесообразно обратиться за неограниченной страховкой. Коэффициент будет одинаковым, но зато появится возможность предоставить право вождения любому человеку. То же относится и к необходимости включить в ОСАГО аварийно опасного водителя с КБМ = 2,3 или 2,45.

Понижающий коэффициент ОСАГО

Есть еще ряд коэффициентов ОСАГО, вводимых для расчета стоимости документа автострахования. Значение имеет наличие фактов несоблюдения ПДД водителями, сколько им лет, и какой у них опыт. На цену документа влияет и место постановки на учет объекта страхования.

Кн коэффициент нарушений ОСАГО

Этот параметр отражает наличие серьезных аварий (или их отсутствие), виновником которых были лица, имеющие допуск к вождению ТС, других нарушений. Значение показателя может равняться 1 при отсутствии таковых или 1,5, когда имел место один из перечисленных ниже случаев:

  • Заявитель сообщил ложные сведения страховой фирме, что стало причиной для снижения цены полиса.
  • Была обнаружена умышленная организация страхового случая.
  • Ущерб здоровью потерпевшего в аварии на дороге с участием ТС был умышленным.
  • ДТП произошло при управлении автомобилем в пьяном виде или под действием наркотических препаратов.
  • Виновник происшедшего сбежал с места аварии.
  • Автомобилем управлял человек, не имеющий на это права.

Кроме перечисленных ситуаций, коэффициент применяется, если авария случилась при пользовании автомобилем в срок, не заявленный в договоре ОСАГО.

Коэффициент принадлежности к территории

Указанный показатель по-разному назначается для частных владельцев машин и организаций – собственников средств передвижения:

  • при регистрации машины на физлицо значение коэффициента вводится в зависимости от населенного пункта прописки собственника;
  • когда ТС находится на балансе компании или организации, параметр определяется по населенному пункту регистрации юридического лица.

Мнение эксперта Миронова Анна Сергеевна Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании. Самый большой коэффициент вводится для столицы. В Москве для автомобилей Кт = 2. Немного меньший показатель принят в г. Санкт-Петербург, где Кт = 1,8. В небольших населенных пунктах применяется понижение, значение которого может лежать в границах от 0,6 до 0,9. Для спецтехники действуют исключительно уменьшающие коэффициенты населенных пунктов РФ.

Как возраст и опыт влияют на цену ОСАГО

Логично предположить, что чем старше и опытнее лицо, имеющее право водить автомобиль, тем меньше вероятность попадания в аварийную ситуацию на дороге, будучи за рулем автомобиля. В таблице показано, как определить величину Квс, в зависимости от того, сколько лет человеку, и опыта его вождения.

Возраст, лет Водительский стаж, лет Квс
18-22 менее 3 1,8
22 и старше менее 3 1,7
до 22 3 1,6
22 и старше 3 и более 1

Таким образом, понятно, что пока человеку не исполнится 22 лет, и он не наработает стаж 3 года, для ОСАГО будут вводиться коэффициенты повышения. Важно учесть некоторые детали:

  1. В полисе в качестве граждан, которым разрешено управлять автомобилем, можно фиксировать до 5 человек.
  2. Когда число граждан в автостраховке свыше 1, то для определения цены ОСАГО в расчете используют максимальный Квс. Таким образом, чтобы не увеличивать расходы на страховку, не следует вписывать в нее слишком молодых и неопытных водителей. Из вышеприведенной таблицы видно, что включение подобных лиц поднимет цену ОСАГО на 60-80 %.
  3. При выдаче документа без ограничений, т. е. когда Ко = 1.8, применяется Квс = 1.0.

Используя коэффициент, зависящий от опытности и возраста лица, допущенного к управлению авто, страховые фирмы стараются свести к минимуму возможные риски.

Коэффициент периода страхования ОСАГО

Некоторые виды транспортных средств предназначены для эксплуатации в конкретное время года. К таким относятся:

  • снегоуборочная техника;
  • машины для полива;
  • сельскохозяйственная передвижная техника;
  • другие виды спецтехники.

Минимальный понижающий показатель Кп = 0,5. Он применяется для спецтехники, используемой не более 3-х месяцев в году. Максимальное значение коэффициент принимает для транспортных средств, работающих более 10 месяцев из 12. Он равняется 1.

Кп отражает невозможность использовать ТС круглогодично, исходя из его технических параметров. То есть, даже если владелец машины использует ее только для летних выездов на дачу, полис ОСАГО надо оплачивать за весь год.

Коэффициенты КН

Данный коэффициент для расчета ОСАГО отражает количество грубых нарушений, которые совершил водитель при управлении транспортным средством. Для него не разработана таблица, поскольку при использовании множителя его значение всегда равно 1.5.

Коэффициент КН при страховании ОСАГО применяется в следующих ситуациях:

  • Соглашение автогражданского страхования заключается либо продлевается на срок 12 месяцев.
  • Владелец транспортного средства остался прежним.
  • Автомобилист совершил одно из таких нарушений:
    • Застрахованный умышленно спровоцировал наступление страхового случая.
    • Страхуемый предоставил страховщику заведомо неправдивые данные (в отношении собственника транспортного средства или обстоятельств, из-за которых произошло ДТП).
    • Умышленное причинение ущерба при обстоятельствах, ставших причиной для регрессивных требований.

В отношении последнего пункта регрессивные требования могут быть выдвинуты в следующих случаях:

  1. Преднамеренное причинение ущерба здоровью и жизни потерпевшего.
  2. Ущерб причинило лицо, не имеющее допуска к управлению автомобилем соответствующей категории.
  3. Лицо, действия которого стали причиной аварии, не внесено в страховку ОСАГО.
  4. Виновный в аварии водитель не направил страховщику бланк извещения об инциденте на протяжении пяти дней.
  5. Диагностическая карта транспортного средства перестала действовать на момент ДТП.
  6. Автомобилисты при возникновении ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения.
  7. Виновный водитель скрылся с места происшествия.
  8. ДТП произошло в течение времени, на которое страховой договор не действует.
  9. На протяжении 15 дней после ДТП владелец автомобиля начал восстановление автомобиля или его утилизацию, не предоставив транспортное средство для проведения экспертизы и осмотра.
  10. При покупке полиса через интернет страхователь предоставил недостоверные данные, что привело к безосновательному снижению стоимости страховки.

Если автомобилист не совершил нарушений из приведенного выше перечня, тогда коэффициент КН для расчета ОСАГО для него будет равняться 1.

Водитель, в истории которого имеется одно из вышеперечисленных правонарушений, не должен на протяжении 12 месяцев быть внесён в какое-либо страховое соглашение. Иначе будет использоваться повышающий коэффициент. Если же такой случай произойдёт, тогда стоит рассмотреть оформление автогражданки с неограниченным количеством автомобилистов, допущенных к его управлению.

Если вы желаете получить минимальные коэф ОСАГО и снизить стоимость полиса, тогда самый простой способ достижения этой цели – полностью придерживаться правил дорожного движения и обязательств, закреплённых страховым договором.

Как быстро и удобно рассчитать стоимость страховки с учётом всех коэффициентов в полисе ОСАГО

Сервис instore.market использует самые последние коэффициенты для ОСАГО при расчёте его стоимости. Все действия выполняются автоматически, от пользователя требуется просто ввести данные для арифметических операций и формирования полиса. На главной странице следует ввести такую информацию:

  • Госномер автомобиля с указанием региона
  • Категория транспортного средства
  • Период действия страховки

На следующем этапе сервис выполнит поиск автомобиля пользователя по базе. В случае успеха из неё будут взяты все необходимые данные. Иначе пользователь будет должен указать информацию о модели и марке транспортного средства, годе выпуске, мощности и регионе его регистрации. После нажатия на кнопку «Далее» посетитель перейдёт на следующий этап.

После этого нужно обозначить, выступает ли пользователь страхователем и владельцем авто. Система попросит указать ФИО, номер ВУ, дату рождения и получения водительского удостоверения, обозначить стаж вождения. Такую информацию потребуется ввести о каждом автомобилисте. Лишь при выполнении этого условия станет активной кнопка «Рассчитать точную стоимость». Нужно кликнуть по ней и сервис предоставит наиболее соответствующие запросу программы на российском страховом рынке. Из них нужно выбрать самую подходящую для своих целей.

Дальше нужно сообщить информацию, которая нужна для оплаты. Она осуществляется посредством банковской карты. Данные отправляются по защищённому от перехвата и взлома каналу. Они не попадут в руки злоумышленников.

После получения денежных средств в автоматическом режиме на указанный пользователем e-mail будет выслан электронный полис. Чтобы документ получил юридическую силу, его необходимо распечатать и подписать. В таком виде его можно предоставлять на проверку сотрудникам ГИБДД. Весь процесс от начала до получения электронного полиса занимает не более четверти часа!

Поиск программ осуществляется только среди проверенных российских страховщиков с уровнем надёжности А+ и выше. Пользователь может легко сравнить предложенные продукты, чтобы выбрать из них наиболее подходящий. При расчёте используются самые актуальные данные и коэффициенты, которые действуют на момент использования сервиса. Вы сможете сразу же оформить страховку по предложенной цене и быть полностью уверенными в надёжной защите в соответствии с заключённым договором.

Какие коэффициенты ОСАГО используются при расчёте стоимости страховки и что они означают

Страховщики используют такую формулу:

С=БТ×КБМ×КО×КС×КП×КТ×КВС×КМ×КН

Ниже представлена расшифровка коэффициентов ОСАГО:

С – стоимость услуг страховщика
БТ – базовый тариф, который установил Центробанк России
КБМ – коэффициент бонус-малус, рассчитывается индивидуально для каждого автомобилиста
КО – коэффициент, на который влияет количество страхуемых автомобилистов
КС – множитель, который зависит от сезонности эксплуатации авто
КП – коэффициент для ОСАГО, зависящий от периода действия страхового договора
КТ – множитель, зависящий от региона регистрации автотранспортного средства, устанавливается на региональном уровне
КВС – множитель, рассчитываемый с учётом возраста и стажа автомобилистов, которые будут внесены в полис
КМ – коэффициент КМ в ОСАГО определяется с учётом мощности силового агрегата
КН – множитель, используемый исключительно для автомобилистов, грубо нарушивших правила дорожного движения

Рассмотрим подробно каждую составляющую формулы.

Базовый тариф

Стоимость полиса ОСАГО зависит от множества коэффициентов. Они представляют собой множители, которые повышают и снижают цену страховых услуг. Базовый тариф является основой для расчёта стоимости. Его «коридор» для каждой категории автотранспорта ежегодно устанавливает Центральный банк России. Страховая компания может выбрать своё значение из него и уведомить об этом монетарный регулятор и РСА. После этого самостоятельно по-тихому изменять параметр запрещается.

На 2020 год действуют такие базовые тарифы:

Тип транспортного средства

Базовая ставка

Минимальное значение, руб.

Максимальное значение, руб.

Категории «А» и «М» – мотоциклы и мопеды

Категории «В» и «ВЕ» – легковые автомобили физических лиц

Категории «В» и «ВЕ» – легковые авто, применяемые для работы в такси

Категории «В» и «ВЕ» – легковые авто для организаций

Категория «С» – грузовые авто массой до 16 т

Категория «С» – грузовые авто массой свыше 16 т

Категория «D» и «DE» — автобусы, применяемые для работы в такси либо перевозки пассажиров

Категория «D» и «DE» – автобусы с количеством мест до 16

Категория «D» и «DE» – автобусы с количеством мест свыше 16

Трамваи

Троллейбусы

Тракторы и дорожная спецтехника

Коэффициент КТ

Данный коэффициент при расчете ОСАГО представляет собой множитель, величину которого устанавливают региональные власти. Для его определения может применяться следующее:

Регион прописки владельца транспортного средства (когда ТС зарегистрировано на частное лицо)
Регион регистрации организации (когда ТС оформлено на юридическое лицо)

Российское законодательство устанавливает величину территориального коэффициента. Его максимальное значение распространяется на Москву и другие мегаполисы, для малонаселённых городов используется небольшой множитель.

Территориальные коэффициенты страхования ОСАГО устанавливаются с учётом аварийной обстановки в регионе или городе. Так, в Москве и Тюмени действует множитель 2 (самое большое значение). Минимальный показатель 0.6 доступен для автомобилистов в Магаданской области и Чукотском АО.

КМ — коэффициент мощности осаго

Этот критерий учитывает мощность ТС по лошадиным силам. Внешние и иные факторы на его размер не влияют. Узнать свой коэффициент мощности можно критериям, приведенным в таблице

1кВт=1,35962л.с.

Размер КМ увеличивается пропорционально мощности двигателя, что, в свою очередь, влияет на конечную стоимость соглашения с СК. При его определении учитываются данные, внесенные в диагностическую карту и/или ПТС.

KO — количество допущеных к управлению водителей

Условие Значение
Страховка без ограничения количесва водителей 1,87
Количество водителей ограничено 1

Не исключена ситуация, в которой необходимо включить в договор водителя с потенциально высокой аварийностью (например, неопытного родственника). В этом случае лучше оформить неограниченную страховку (при условии, что у собственника высокий класс). Тогда в формуле будет использован только КБМ владельца машины, следовательно, окончательная стоимость страховки уменьшится

КПр — управление транспортным средством с прицепом

Прицеп в зависимости от типа и назначения ТС Коэффициент КПр
Прицеп к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам 1,16
Прицеп к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,40
Прицеп к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,25
Прицеп к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движетелей 1,24
Прицеп к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств 1

Нарушения

Данный показатель учитывает наличие/отсутствие грубых нарушений со стороны автовладельца, а также лиц, включенных в договор. Есть два значения:

  • 1.0 – если нет нарушений;
  • 1.5 – при наличии хотя бы одного нарушения.

Важно! При определении размера данного критерия учитывается факт несоблюдения требований СК . Размер показателя будет одинаковым при наличии как одного нарушения, так и нескольких.

При выведении коэффициента нарушений учитывается:

  • преднамеренное представление страховщику ложной информации, регулирующей цену полиса (незаконное снижение);
  • совершение действий, повлекших за собой возникновение страхового случая;
  • причинение вреда по умыслу, что стало основанием для выставления регрессных требований.

К последнему относятся такие факторы, как:

  • нанесение вреда жизни и здоровью по умыслу;
  • нанесение вреда под воздействием алкогольных/наркотических веществ;
  • пребывание за рулем авто лица, не имевшего на это права;
  • покидание места аварии до приезда сотрудников ДПС;
  • наступление страхового случая при эксплуатации ТС в период, который не предусмотрен соглашением с СК.

Этот список может быть дополнен в зависимости от требований конкретной СК.

Особенности определения цены

При расчете будущего договора со страховой, нужно учитывать:

  1. Прописку. Если страхователь проживает в мегаполисе, есть смысл оформить машину на родственника, зарегистрированного в небольшом городе. Такое изменение КТ позволит почти вдвое снизить стоимость договора;
  2. Возраст и стаж водителей, включаемых в договор. Если их возраст меньше 22 лет, а стаж не превышает 3-х лет, это поднимет цену полиса на 65-80%;
  3. История вождения лиц, включаемых в страховку. Это не только создаст риск повреждения ТС, но и поднимет цену полиса более чем в 2 раза;
  4. Расценки компаний в своем городе. Проведение анализа перед заключением договора поможет выбрать оптимальный вариант. Но в этом случае важно обращать внимание не только на цену, но и рейтинг надежности организации;

Несмотря на государственное регулирование стоимости ОСАГО, каждый автовладелец может повлиять на цену своего договора. Для этого нужно знать, что:

  • расчет стоимости ведется по специальной формуле;
  • каждый год управления ТС без аварий дает скидку 5% на следующий договор;
  • на стоимость полиса влияет не только водительская история страхователя, но еще его возраст и стаж, а также тип транспорта (категория и мощность);
  • если ТС по своим техническим характеристикам не относится к специальным (эксплуатация которых возможна в конкретный сезон), придется оплачивать полный год страхования, даже если авто используется редко.

Важно помнить, что страховым компаниям выгодно повышать цену полиса. Поэтому знание водителем своих прав обязательно для заключения договора на оптимальных условиях.

КВС — Коэффициент осаго по возрасту и стажу

Этот показатель указывает на опытность, которая оценивается на основании возраста и стажа водителя. Определяется не только на основе информации о страхователе. Учитываются все лица, которые включаются в договор.

Если страховка распространяется на молодых людей (не достигших 22-х лет) и/или имеющих маленький стаж (не превышающий 3 года), показатель может стать повышающим коэффициентом и существенно увеличить стоимость соглашения.

При оформлении неограниченной страховки устанавливается КВС 1.0, который является минимальным показателем. Определить свой коэффициент можно по сведениям, приведенным в таблице ниже.

КП — Срок страхования

Чем меньше срок страхования, тем дешевле будет стоить полис

Срок страхования Значение
1 год 1
9 месяцев 0.95
8 месяцев 0.9
7 месяцев 0.8
6 месяцев 0.7
5 месяцев 0.65
4 месяца 0.6
3 месяца 0.5
2 месяца 0.4
от 16 дней до 30 дней 0.3
от 5 до 15 дней 0.2

Таблица коэффициентов для определения стоимости ОСАГО

Помимо описанных коэффициентов, в расчетах по ценообразованию документа применяют и другие поправки. Например, для объектов страхования, поставленных на учет в других странах. Владельцам таких средств передвижения страхователи предоставляют более удобные предложения. Это связано с возможностью приобрести ОСАГО на дни, недели, месяцы, отведенные для путешествий по территории РФ на машине. Понижающие коэффициенты представлены в таблице.

Таким образом, собственникам авто, зарегистрированным за рубежом, можно приобрести ОСАГО с большими скидками.

Самостоятельный расчет стоимости ОСАГО

Каждый автовладелец может самостоятельно сделать расчеты и уточнить величину денежной суммы, которая потребуется для приобретения страховки. Для этого используется приведенная выше формула определения Сполиса ОСАГО, в которую следует подставить необходимые коэффициенты. Некоторая сложность может возникнуть с определением КБМ.

Когда лицо, управляющее автомобилем, имеет большой стаж, воспользоваться приведенной таблицей коэффициентов довольно проблематично. Это связано с тем, что не все знают период, когда происходили ДТП и наступали страховые случаи.

Один из способов определения КБМ – воспользоваться официальным интернет-сервисом Российского союза автостраховщиков. На сайте этой организации есть база, в которой собраны сведения о транспортных средствах, ДТП.

Чтобы сделать запрос, надо заполнить такие поля формы онлайн:

  • категория владельца ТС (юр- или физлицо);
  • фамилия, имя, отчество собственника ТС, КБМ которого определяется;
  • ДДММГГ рождения водителя;
  • параметры документа, дающего право на вождение автомобиля;
  • вид ОСАГО (неограниченное или имеющее ограничение лиц, допускаемых к вождению машиной);
  • ДДММГГ начала срока действия страховки.

По итогам проверки коэффициента по базе РСА будет получено какое-либо из приведенных сообщений:

  1. Появится определенное значение КБМ для указанного человека. Это означает, что сведения о нем есть в базе РСА. Кроме того, на экран будет выведена информация о страховом полисе и компании, в которой выписан ОСАГО.
  2. Значение КБМ в базе не найдено. Лицу, по которому подан запрос, присвоен 3 класс и КБМ = 1.

Второй вариант ответа возможен в случае ошибки при вводе данных или их обработке системой, отсутствия информации о водителе, замены прав в текущем периоде. Такое же сообщение появится, если страховая компания лишена лицензии.

КТ — Территориальный коэффициент. Территория преимущественного использования

Коэффициент территории зафиксирован для всех субъектов страны. Он отражает интенсивность дорожного движения: если она большая, то и показатель высокий. К примеру, в столице установлено значение 2.0, но в Подмосковье показатель уже снижен и равняется 1,7. Объясняется это количеством транспорта на дорогах, что ведёт к увеличению риска возникновения дорожных аварий.

Важно! Этот критерий рассчитывается по адресу регистрации страхователя (для физлиц) либо машины (для юрлиц).

Таблица территориальных коэффициентов на 2019 год по регионам представлена ниже. В ней используется два индикатора:

  • К(авт.) — все машины, кроме спецтранспорта;
  • К(трак.) — спецтранспорт.
Регион Автомомбил Трактора
Республика Адыгея 1.3 0.8
Горно-Алтайск 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Алтая 0.7 0.5
Благовещенск, Октябрьский 1.2 0.8
Ишимбай, Кумертау, Салават 1.1 0.8
Стерлитамак, Туймазы 1.3 0.8
Уфа 1.8 1
Прочие города и населенные пункты республики Башкортостан 1 0.8
Улан-Удэ 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Бурятии 0.6 0.5
Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт 0.7 0.8
Прочие города и населенные пункты Дагестана 0.6 0.5
Малгобек 0.8 0.8
Назрань 0.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Ингушетии 0.6 0.5
Нальчик, Прохладный 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Кабардино-Балкарии 0.7 0.5
Элиста 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Калмыкии 0.6 0.5
Карачаево-Черкесская Республика 1 0.8
Петрозаводск 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Карелия 0.8 0.5
Сыктывкар 1.6 1
Ухта 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Коми 1 0.8
Симферополь 0.6 0.6
Прочие города и населенные пункты Крыма 0.6 0.6
Волжск 1 0.8
Йошкар-Ола 1.4 0.8
Прочие города и населенные пункты Марий Эл 0.7 0.5
Рузаевка 1.2 0.8
Саранск 1.5 0.8
Прочие города и населенные пункты Мордовия 0.8 0.5
Нерюнгри 0.8 0.8
Якутск 1.2 1.2
Прочие города и населенные пункты Якутии 0.6 0.5
Владикавказ 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Северной Осетии 0.8 0.5
Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск 1.3 0.8
Бугульма, Лениногорск, Чистополь 1 0.8
Елабуга 1.2 0.8
Казань 2 1.2
Набережные Челны 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Татарстана 1.1 0.8
Кызыл 0.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Тыва 0.6 0.5
Воткинск 1.1 0.8
Глазов, Сарапул 1 0.8
Ижевск 1.6 1
Прочие города и населенные пункты Удмуртия 0.8 0.5
Абакан, Саяногорск, Черногорск 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Хакасия 0.6 0.5
Чеченская Республика 0.6 0.5
Канаш 1.1 0.8
Новочебоксарск 1.2 0.8
Чебоксары 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Чувашии 0.8 0.5
Барнаул 1.7 1
Бийск 1.2 0.8
Заринск, Новоалтайск, Рубцовск 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Алтайского край 0.7 0.5
Краснокаменск 0.6 0.8
Чита 0.7 0.8
Прочие города и населенные пункты Забайкальского край 0.6 0.5
Петропавловск-Камчатский 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Камчатского края 1 0.5
Анапа, Геленджик 1.3 0.8
Армавир, Сочи, Туапсе 1.2 0.8
Белореченск, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Тихорецк 1.1 0.8
Краснодар 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Краснодарского края 1 0.8
Ачинск, Зеленогорск 1.1 0.8
Железногорск, Норильск 1.3 0.8
Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово 1 0.8
Красноярск 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Красноярского края 0.9 0.5
Березники, Краснокамск 1.3 0.8
Лысьва, Чайковский 1 0.8
Пермь 2 1.2
Соликамск 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Пермского края 1.1 0.8
Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний 1 0.8
Владивосток 1.4 1
Прочие города и населенные пункты Приморского края 0.7 0.5
Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные воды, Невинномысск, Пятигорск 1 0.8
Кисловодск, Михайловск, Ставрополь 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Ставропольского края 0.7 0.5
Амурск 1 0.8
Комсомольск-на-Амуре 1.3 0.8
Хабаровск 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Хабаровского края 0.8 0.5
Белогорск 1.1 0.8
Благовещенск 1.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Амурской области 1 0.5
Архангельск 1.8 1
Котлас 1.6 1
Северодвинск 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Архангельской области 0.85 0.5
Астрахань 1.4 1
Прочие города и населенные пункты Астраханской области 0.8 0.5
Белгород 1.3 0.8
Губкин, Старый Оскол 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Белгородской области 0.8 0.5
Брянск 1.5 1
Клинцы 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Брянской области 0.7 0.5
Владимир 1.6 1
Гусь-Хрустальный 1.1 0.8
Муром 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Владимирской области 1 0.8
Волгоград 1.3 0.8
Волжский 1.1 0.8
Камышин, Михайловка 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Волгоградской области 0.7 0.5
Вологда 1.7 1
Череповец 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Вологодской области 0.9 0.5
Борисоглебск, Лиски, Россошь 1.1 0.8
Воронеж 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Воронежской области 0.8 0.5
Иваново 1.8 1
Кинешма 1.1 0.8
Шуя 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Ивановской области 0.9 0.5
Ангарск 1.2 0.8
Братск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово 1 0.8
Иркутск 1.7 1
Усолье-Сибирское 1.1 0.8
Шелехов 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Иркутской области 0.8 0.5
Калининград 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Калининградской области 0.8 0.5
Калуга 1.2 0.8
Обнинск 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Калужской области 0.9 0.5
Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга 1.2 0.8
Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск 1.3 0.8
Кемерово 1.9 1
Новокузнецк 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Кемеровской области 1.1 0.8
Киров 1.4 1
Кирово-Чепецк 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Кировской области 0.8 0.5
Кострома 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Костромской области 0.7 0.5
Курган 1.4 0.8
Шадринск 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Курганской области 0.6 0.5
Железногорск 1 0.8
Курск 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Курской области 0.7 0.5
Ленинградская область 1.3 1
Елец 1 0.8
Липецк 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Липецкой области 0.8 0.5
Магадан 0.7 0.8
Прочие города и населенные пункты Магаданской области 0.6 0.5
Московская область 1.7 1
Апатиты, Мончегорск 1.3 0.8
Мурманск 2.1 1
Североморск 1.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Мурманской области 1.2 0.8
Арзамас, Выкса, Саров 1.1 0.8
Балахна, Бор, Дзержинск 1.3 0.8
Кстово 1.2 0.8
Нижний Новгород 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Нижегородской области 1 0.8
Боровичи 1 0.8
Великий Новгород 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Новгородской области 0.9 0.5
Бердск 1.3 0.8
Искитим 1.2 0.8
Куйбышев 1 0.8
Новосибирск 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Новосибирской области 0.9 0.5
Омск 1.6 1
Прочие города и населенные пункты Омской области 0.9 0.5
Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк 1 0.8
Оренбург 1.7 1
Орск 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Оренбургской области 0.8 0.5
Ливны, Мценск 1 0.8
Орел 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Орловской области 0.7 0.5
Заречный 1.2 0.8
Кузнецк 1 0.8
Пенза 1.4 1
Прочие города и населенные пункты Пензенской области 0.7 0.5
Великие Луки 1 0.8
Псков 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Псковской области 0.7 0.5
Азов 1.2 0.8
Батайск 1.3 0.8
Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог 1 0.8
Ростов-на-Дону 1.8 1
Шахты 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Ростовской области 0.8 0.5
Рязань 1.4 1
Прочие города и населенные пункты Рязанской области 0.9 0.5
Новокуйбышевск, Сызрань 1.1 0.8
Самара 1.6 1
Тольятти 1.5 1
Чапаевск 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Самарской области 0.9 0.5
Балаково, Балашов, Вольск 1 0.8
Саратов 1.6 1
Энгельс 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Саратовской области 0.7 0.5
Южно-Сахалинск 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Сахалинской области 0.9 0.5
Асбест, Ревда 1.1 0.8
Березовский, Верхняя Пышма, Новоуральск, Первоуральск 1.3 0.8
Верхняя Салда, Полевской 1.2 0.8
Екатеринбург 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Свердловской области 1 0.8
Вязьма, Рославль, Сафоново, Ярцево 1 0.8
Смоленск 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Смоленской области 0.7 0.5
Мичуринск 1 0.8
Тамбов 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Тамбовской области 0.8 0.5
Вышний Волочек, Кимры, Ржев 1 0.8
Тверь 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Тверской области 0.8 0.5
Северск 1.2 0.8
Томск 1.6 1
Прочие города и населенные пункты Томской области 0.9 0.5
Алексин, Ефремов, Новомосковск 1 0.8
Тула 1.5 1
Узловая, Щекино 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Тульской области 0.9 0.5
Тобольск 1.3 0.8
Тюмень 2 1.2
Прочие города и населенные пункты Тюменской области 1.1 0.8
Димитровград 1.2 0.8
Ульяновск 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Ульяновской области 0.9 0.5
Златоуст, Миасс 1.4 0.8
Копейск 1.6 1
Магнитогорск 1.8 1
Сатка, Чебаркуль 1.2 0.8
Челябинск 2.1 1.2
Прочие города и населенные пункты Челябинской области 1 0.8
Ярославль 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Ярославской области 0.9 0.5
Москва 2 1.2
Санкт-Петербург 1.8 1
Севастополь 0.6 0.6
Биробиджан 0.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Еврейской автономной области 0.6 0.5
Ненецкий автономный округ 0.8 0.5
Когалым 1 0.8
Нефтеюганск, Нягань 1.3 0.8
Сургут 2 1.2
Нижневартовск 1.8 1
Ханты-Мансийск 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Ханты-Мансийского автономного округа 1.1 0.8
Чукотский автономный округ 0.6 0.5
Новый Уренгой 1 0.8
Ноябрьск 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Ямало-Ненецкого автономного округа 1.1 0.8
Байконур 1 1
Новороссийск 1.8 1
Уссурийск 1.1 0.8
Свободный 1.1 0.8

Итог

Оформляющему ОСАГО водителю следует знать, что стоимость страховки не зависит ни от модели, ни от марки автомобиля. Не имеет значения и год выпуска машины. Такие дополнительные вопросы часто задают сотрудники страховых компаний. И в этом случае следует понимать, что эти параметры никак не могут повлиять на стоимость полиса. Не следует дать себя запутать и навязать дополнительные услуги.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *