Обоюдная вина при ДТП ОСАГО

Большинство водителей становились участниками либо свидетелями ДТП хотя бы раз в жизни. Обычно ДТП делятся на два типа – виновником выступает один из водителей или же в ДТП виноваты обе стороны. Однако далеко не все до конца понимают, что же из себя представляет ДТП по обоюдной вине.

Что значит обоюдная вина в ДТП

Большинство водителей могут провести за рулем всю жизни и никогда не стать участником ДТП по обоюдной вине. Все потому, что чаще всего виновником все же выступает лишь одна из сторон. Тем не менее, аварии по обоюдной вине случаются, причем достаточно часто.

ДТП по обоюдной вине – это авария, в которой виновниками признаны обе стороны, в следствии чего за ними будет закреплено нарушение административного типа. Именно ситуации, когда ГИБДД признает обеих участников аварии виновными, попадают под определение рассматриваемого варианта.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Задать вопрос юристу

По Москве и Московской области Санкт-Петербург и область Федеральный номер

Ситуация может быть и абсолютно противоположной. Речь идет о ДТП, в котором нет виновников. Такое обычно происходит лишь в тех случаях, когда представители ГИБДД просто не могут достоверно определить причины возникновения аварии.

Это может произойти в таких случаях:

  • отсутствие свидетелей;
  • отсутствие доказательств, вроде фото- и видеозаписи;
  • причиной аварии стали внешние факторы, вроде неисправности светофора и так далее.

Чаще всего ДТП, в которых обе стороны признаются невиновными, происходят в обычных дворах многоквартирных домов. Свидетели в таких ДТП бывают далеко не всегда, а с учетом того, что урон чаще всего минимальный и нет жертв – все заканчивается аварией без виновников и оба владельца автомобилей, например, могут получить выплаты по страховке.

В каких случаях признается обоюдная вина водителей в ДТП

Определение виновника ДТП не является работой сотрудников ГИБДД. После прибытия на место аварии автоинспекторы анализируют ситуацию, фиксируют факт ДТП. Далее дело отправляется в суд, где судья устанавливает причины аварии по имеющимся доказательствам и определяет виновника.

Сотрудники ГИБДД при этом все равно могут определить изначально виновника аварии, но это заключение не является конечным – его можно оспорить в будущем.

Последствия, если в аварии есть пострадавшие

При наличии в дорожно-транспортном происшествии пострадавших или погибших виновнику будет грозить административная либо даже уголовная ответственность в зависимости от тяжести повреждений. Такие ситуации рассматривают уже суды по уголовным делам. Если вина обоюдная, то нести ответственность будет каждый из виновников. И если речь идет о смертельном исходе, как правило, это лишение свободы.

Конечно, за причиненный самому себе вред нести наказания не придется. Если серьезно пострадает только один водитель, то уголовное либо административное наказание полагается лишь второму виновнику участнику вне зависимости от степени его вины.

Если же пострадало лицо, которое не является виновником аварии, к примеру, пассажир, то наказание за причинение травм либо смерти по неосторожности будут нести все виноватые. При этом нужно помнить, что причиной происшествия должно быть нарушение водителем правил дорожного движения. Лишь в этом случае он будет считаться виновным в произошедшем. Это было закреплено постановлением №25 Пленума Верховного Суда.
Обоюдная вина в ДТП – довольно неприятная ситуация, поскольку каждый виновник является одновременно и виновником, и пострадавшим, то есть, во-первых, он несет ущерб сам, а, во-вторых, отвечает за вред, нанесенный им другим, соответственно, получить выплату по ОСАГО в данном случае возможно, но она будет серьезно занижена.

Когда нарушение ПДД не приведет к обоюдной вине

Дела с признанием обоюдной вины чаще всего не бывают простыми. После прибытия на место аварии автоинспекторы могут прийти к выводу, что в ДТП виноваты оба водителя. Делается это на основании показаний свидетелей, видеозаписей с регистратора или после прямого признания обеих сторон. Тем не менее данное заключение может служить лишь началом для расследования, в ходе которого может выясниться, что один из водителей нарушал ПДД, но все же не является виновником аварии.

Примеров подобных вариантов может быть много. Например, один из водителей находился за рулем в нетрезвом состоянии, но других правил ПДД при этом не нарушал. Если при неправильном обгоне в него врежется водитель другого автомобиля – вина будет лежать исключительно на том, кто совершал неправильный обгон. В итоге получаем ситуацию, в которой оба водителя нарушали ПДД, но виновником аварии будет признан лишь один из них.

Учитывая все это, становится более понятно, почему недостаточно просто зафиксировать факт ДТП и определить примерных его виновников. Сотрудники ГИБДД фиксируют факт аварии, после чего проводится расследование, которое определит истинных виновников. Обоюдная вина фиксируется лишь в том случае, если оба водителя признаются виновными в аварии.

Оформление ДТП с обоюдной виной и действия сотрудников ГИБДД

Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.

Если правоохранительными органами сделан вывод о виновности только одного водителя, а второй с этим не согласен, то «обоюдка» уже устанавливается судом по иску заинтересованного участника ДТП.

Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.

Шаг первый – фиксация до приезда ГИБДД

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Шаг второй – обследование места происшествия сотрудниками ГИБДД

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Шаг третий – документальное оформление нарушения

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

Как оформлять ДТП при обоюдке

Необходимо принимать во внимание, что аварийный случай, в котором оба виновны. Оформляется по стандартной схеме. Самое главное – это не паниковать и сделать все, что прописано в правилах страхования.

Как правильно зафиксировать аварию:

  1. Первым делом необходимо остановится и оставить машину в неподвижном состоянии.
  2. После следует включить сигнал аварийной остановки и выставить знак, как минимум на расстоянии 15 метров от автомобиля. Знак необходим для того, чтобы предупредить других водителей о преграде. Если этого не сделать, придется заплатить штраф в размере 1 000 рублей.
  3. Если в результате ДТП откололись детали, то категорически нельзя их поднимать. Все должно остаться неизменным до тех пор, пока уполномоченный сотрудник ГИБДД не зафиксирует аварию.
  4. Если в результате аварии есть пострадавшие, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь.
  5. После необходимо вызвать сотрудника ГИБДД или аварийного комиссара. Необходимо учитывать, что услуги последнего обойдутся примерно в 1000 рублей.
  6. Пока едут сотрудники ГИБДД записать все персональные данные второй стороны и сфотографировать место ДТП с ТС, которые получили ущерб. Дополнительно следует взять координаты свидетелей. Не лишним будет уточнить, если ли камеры видеонаблюдения, которые могли зафиксировать страховой случай.
  7. В случае обоюдной вины необходимо составить европротокол, в котором указать все данные каждой стороны и нарисовать схему.
  8. После того как сотрудники ГИБДД все зафиксируют, можно садиться за руль своего транспортного средства и покидать место ДТП.

Как вести себя в суде

Сразу необходимо отметить, что любое судебное разбирательство – это персональное дело, которое рассматривается индивидуально. Тем не менее, если внимательно изучить практику по обоюдной выплате по ОСАГО, то можно привести несколько советов, как вести себя в суде.

Как себя вести в суде:

Доказательство В первую очередь необходимо подготовить все необходимые документы, которые прописаны в правилах. Следует доказать в суде, что в ДТП виноваты оба участника дорожного движения.
Свидетели При необходимости следует заранее позаботиться о привлечение свидетелей, которые смогут рассказать детали страхового события и подтвердить, что по делу обоюдная вина в ДТП.
Записи В данном случае речь идет про видеозапись, которая в настоящее время принимается в суде в качестве доказательства.

При этом следует принимать во внимание, что в судебном порядке так же будут учитываться не только прямые доказательства. К примеру, часто суд принимает во внимание погодные условия. Однако если вина одного водителя, к примеру, возникла в результате гололеда, то потребуется запросить справку с гидрометеорологии.

Важно! Следует учитывать, что в судебной практике бывают случаи, когда установить виновность нет возможности. К примеру, отсутствуют видеозаписи, свидетели и участники движения не смогли договориться между собой, кто виноват. В такой ситуации возмещение по ОСАГО не выплачивается. Поэтому, стоит находить компромисс, чтобы получить хоть что-то.

Обжалование обоюдной вины при ДТП

В случае несогласия участника происшествия с выводами сотрудников ГИБДД, а также при явном нарушении ими процессуальных правил рекомендуется обжаловать их действия. При обжаловании ДТП с обоюдной виной необходимо соблюдать следующий порядок:

  1. Подать жалобу в вышестоящую инстанцию ГИБДД.
  2. Потребовать проведения экспертизы (трассологической, психоневрологической, автотехнической).
  3. Привлечь свидетелей, оформив их показания письменно.
  4. Запросить данные с камер наблюдения.
  5. Обратиться в суд при отрицательном ответе вышестоящей инстанции ГИБДД.
  6. Составить иск, описав в нем ситуацию, возникшую при ДТП. Изложить в заявлении доказательства невиновности или причины, по которым степень вины должна быть уменьшена.
  7. Привлечь в ходе гражданского процесса свидетелей, ходатайствовать о приобщении к делу записей видеокамер с места ДТП.
  8. При неблагоприятном решении суда подать апелляцию в вышестоящий орган.

Действия сотрудников ГИБДД

Дежурный, получивший звонок о происшествии, направляет непосредственно на место ДТП с обоюдной виной машину инспекторов ГИБДД. Там от них требуются действия:

  1. Детальный осмотр места аварии и пострадавшего транспорта.
  2. Произведение необходимых замеров, составление схемы происшествия, фотофиксация места ДТП.
  3. Подробный опрос всех участников и свидетелей аварии.
  4. Обеспечение сохранности доказательств.
  5. Вызов скорой и оказание помощи пострадавшим при необходимости до ее приезда.
  6. Регулировка движения на трассе после аварии.
  7. Передача сведений дежурному об участниках происшествия, которые скрылись после его возникновения.
  8. Составление протокола.
  9. Вынесение постановления по административному правонарушению со ссылкой на закон и указанием санкции.

Даже если все участники признали обоюдную вину, сотрудники ГИБДД не вправе отказывать им в оформлении происшествия. Они обязаны выехать на место и провести все необходимые действия. При этом, если участниками аварии были нарушены требования КоАП, то представитель инспекции вправе наложить на них штраф.

Возмещение ущерба при ДТП с обоюдноюдной виной

Часть 12 статьи 22 40-ФЗ позволяет гражданам рассчитывать на выплаты в случае наличия совместной ответственности за ДТП. Страховые компании производят возмещение участникам аварии в равных долях, если суд не смог определить степень их вины. При этом организации всегда должны руководствоваться решением только судебного органа.

Если устанавливается конкретная степень вины участников ДТП, то страховщики производят возмещение в соответствующей пропорциональной доле. ГК РФ в ч. 2 статьи 1083 предусматривает возможность снижения размера выплат участниками ДТП потерпевшим, если со стороны последнего имелась грубая неосторожность.

Отдельные нюансы предусмотрены для выплат по разным типам страхования — ОСАГО и КАСКО.

Обоюдная вина что это значит

Сразу необходимо отметить, что в Законе об ОСАГО и Гражданском кодексе нет определения понятия «обоюдная вина». Оно появилось со временем у сотрудников страховой компании и ГИБДД.

Под «обоюдкой» понимают, что каждый участник аварии нарушил правила дорожного движения. Именно поэтому в отношении каждого возбуждается административная ответственность, согласно которой сотрудник ГИБДД выписывает постановление.

В постановление обязательно должно быть зафиксировано:

  • какое правило нарушил участник движения;
  • какое наказание, в рамках закона, предусмотрено за его нарушение.

При, так называемой, обоюдной вине по ОСАГО нет ни виновного, не пострадавшего, поскольку все получили ущерб в результате нарушений ПДД.

Отдельные нюансы

Отдельный нюанс касается оставления места аварии. П. 2.6. ПДД не допускает этого, если при происшествии имеются потерпевшие. Оставить место ДТП могут только те виновники, которые не имеют друг к другу претензии касательно происшествия. При этом сама авария должна быть незначительной (в ее результате нет пострадавших). В остальных случаях оставление места ДТП чревато для водителей лишением прав и административным арестом.

Когда, явно не нарушив, можно оказаться виновным

Причиной аварии не всегда могут быть четкие неправомерные действия со стороны водителя. Нарушение не всегда может быть явным, вроде выезда на встречную полосу – иногда нарушение бывает неявным, что все равно не отменяет факт вины водителя. Когда речь заходит о неявной вине в ДТП, чаще всего всплывают ситуации со скоростью движения автомобиля и тем, тормозил ли водитель в меру своих возможностей.

Ограничение скорости движения, особенно в пределах городской черты, существует не просто так. На дорогах постоянно находится множество автомобилей, причем у каждого из них может произойти непредвиденная ситуация. Огромное количество ДТП можно предотвратить при помощи банального торможения, но оно поможет лишь в том случае, если водитель вовремя среагировал и его автомобиль не превышает определенной скорости. Не только у действий есть последствия – бездействие также может стать причиной аварии.

Например, один из автомобилей может просто заглохнуть посреди дороги. При надлежащей скорости другие водители должны иметь возможность притормозить вовремя, чтобы не столкнуться со сломанным автомобилем. При большой скорости тормозной путь увеличивается, в связи с чем избежать ДТП становится намного сложнее.

Примеров может быть много, ведь те же дети довольно часто перебегают дорогу в неположенном месте. В результате водителям иногда приходится резко тормозить. Да, дети могут нарушить правила, не подумав, но ответственность всегда несет водитель. Резкая остановка одного автомобиля может вызвать цепную реакцию, в которой не будет столкновений лишь в том случае, если все водители соблюдают положенную дистанцию между автомобилями и не превышают скорость.

Более того, бездействие может стать причиной аварии даже при соблюдении положенной скорости. Речь идет о ситуациях, когда водитель просто не тормозил достаточно долго или же решил сделать это слишком поздно. Определение виновника аварии в такой ситуации ложится на плечи следствия. Водителям нужно помнить, что в таких ситуациях одна секунда может стать разницей между удачным исходом и ДТП с жертвами.

Как доказать обоюдность вины

За свои права и интересы нужно бороться. Финальное решение по тому, кто же является виновником аварии, выдает суд, но на деле все не так просто. Изначально виновниками аварии считаются все, кто во время ДТП нарушал ПДД. Сотрудники ГИБДД обычно не горят желанием находится на месте аварии пол дня и разбираться в ситуации. Если все проходит без жертв, автоинспекторы обычно стараются быстрее оформить документы, не сильно разбираясь в том, кто же виноват на самом деле. В документах по аварии могут быть разные заключения:

  • ДТП без виновников;
  • виноват в аварии один из водителей;
  • оба водителя признаны виновными;
  • виновна третья сторона.

Последнее случается довольно редко. Речь идет о том, чтобы сотрудники ГИБДД вынесли такое решение. За примерами далеко ходить не нужно – один водитель выехал на встречную полосу. Водитель второго автомобиля, пытаясь избежать столкновения, резко повернул в сторону, из-за чего в итоге столкнулся с водителем третьего автомобиля. Без жертв суд может определить, что виновником аварии является автомобиль, которые выехал на встречную полосу. При этом, хоть водитель второго автомобиля и стал инициатором столкновения, его действия были вызваны попыткой сохранить жизнь.

Если вы не согласны с заключением сотрудников ГИБДД, тогда готовьтесь к обращению в суд. Иска, как такового, для определения виновника аварии в принципе нет – вам нужно будет подавать иск по делу нанесения ущерба вам и вашей собственности другим человеком. При этом в самом иске вам нужно указать, что в ходе судебного процесса вы хотите провести разбирательство по определению виновника аварии.

В такой ситуации важно еще помнить, что иск вы подаете не только на водителя другого автомобиля, но и на его страховую компанию – они вместе должны будут возмещать вам ваши убытки, не говоря уже о моральном ущербе.

Рекомендации участникам дорожного движения

Главное правило на дороге говорит – не бывает невиновных водителей в аварии. Один нарушает, другой – надеется на правильные действия всех водителей и не принимает мер предусмотрительности.

В связи с этим, основные рекомендации таковы:

  1. Быть внимательными.
  2. Не надеяться на то, что другие водители будут двигаться по правилам.
  3. Прежде чем совершить «правильный» маневр, необходимо убедиться, что он понятен другим участникам дорожного движения.
  4. При аварии не покидать места происшествия и совершить все предусмотренные законом действия.
  5. При несогласии с фактом или степенью вины оспаривать ее в судебном порядке.
  6. Не мириться с отказами страховщиков в выплате и добиваться ее через суд.

При возникновении спорных ситуаций на дорогах, рекомендуется обращаться к юристу или адвокату по ДДП. Не стоит, надеются на свои силы, решение споров в суде нужно доверять специалистам.

Не забудьте, если быть взаимовежливыми, то аварий на дорогах будет меньше.

Поведение в суде

Судебный процесс играет крайне важную роль в определении истинного виновника ДТП. В этом случае определяющим фактором может стать ваше поведение. Не стоит вести себя пассивно в надежде на то, что суд сам разберется в том, кто же действительно виновен в аварии. Займите активную позицию – предоставьте суду все доказательства по делу, которые у вас только есть. Даже если ваши действия были сомнительными, при правильном обосновании они могут стать полностью правомерными. Если вы плохо знакомы с законами и многими пунктами ПДД – не лишним будет рассмотреть вариант с привлечением опытного юриста.

Если вас записали одним из виновников аварии, но вы уверенны в том, что не виновны, тогда тщательно подготовьтесь к судебному процессу. В ходе судебного разбирательства вам помогут любые доказательства:

  • записи с видеорегистраторов;
  • записи с дорожных камер или с камер магазинов/ресторанов рядом с местом ДТП;
  • показания свидетелей – водителей или прохожих, которые четко видели аварию;
  • данные дополнительных экспертиз, вроде автотехнической или трасологической.

При надлежащем поведении и плане действий можно не волноваться о том, какое решение примет судья. Достаточное количество материалов по делу обычно помогает суду определить истинных виновников аварии, а в случае, если это не вы – назначить в вашу пользу надлежащие выплаты.

Какая сторона оплачивает причиненный ущерб

В случае ДТП ущерб всем пострадавшим возмещает тот, кто признан виновником. Если же пострадавших всего двое, при этом зафиксирована и подтверждена обоюдная вина – ситуация становится существенно запутаннее. При обоюдной вине оба водителя признаются виновниками ДТП, следовательно, они оба должны заниматься возмещением ущерба. Если пострадавших больше нет, то оба водителя при этом являются и пострадавшими. Другими словами, оба водителя обязаны возместить нанесенный ущерб, при этом они оба имеют право на получение компенсации.

Дополнительные сложности могут возникнуть со страховыми компаниями. Именно из-за страховки подобные судебные процессы длятся довольно долго – нужно точно определить степень вины каждого водителя для того, чтобы страховая компания возместила ущерб, который нанес ее клиент.

Другое дело, если ДТП произошло с участием водителей, у которых нет страховки. Важно разобраться с тем, как будут происходит выплаты в такой ситуации. Без страховых компаний участники ДТП сами должны разобраться с тем, в каких долях будут проводится выплаты. Сделать это можно мирным путем – подписать договор, в котором будут прописаны все условия. Также можно обратиться в суд. Первый вариант встречается крайне редко, ведь обе стороны часто не до конца честны с денежными суммами.

Выплаты в ситуации, когда у одной из сторон отсутствует полис ОСАГО

Ч. 1 статьи 4 40-ФЗ содержит требование, согласно которому все собственники автомобилей обязаны страховать свои риски. При этом отсутствие полиса влечет для гражданина наложение штрафа. Его размер составляет 500 рублей. При первом случае выявления нарушения водитель может ограничиться предупреждением. Норма предусмотрена в ч. 2 статьи 12.3 КоАП.

Сторона, являющаяся виновником аварии и не имеющая полис, будет обязана возместить ущерб из собственных средств. Поскольку у водителя отсутствует страховка ОСАГО, то на возмещение со стороны компании в случае ДТП с обоюдной виной она рассчитывать не сможет.

Важно оформлять ДТП путем привлечения сотрудников ГИБДД. При составлении протокола ими обязательно должен фиксироваться факт отсутствия полиса ОСАГО у одной из сторон. В дальнейшем необходимо обратиться в суд за разрешением спора. На основании его решения возмещение будет происходить из личных средств водителя, не имеющего полис ОСАГО.

Как рассчитывается сумма ущерба

Победителей в такой ситуации практически никогда не бывает. Все дело в определении сумы ущерба, от чего в свою очередь зависят выплаты страховой компании. Если все же суд определил, что оба участника ДТП виноваты в аварии, важную роль начинает играть степень вины. По умолчанию страховые компании считают степень вины обеих участников ДТП равными – 50% на 50%. Изменить это может лишь решение суда, по которому одна сторона будет нести большую ответственность за аварию.

На практике получается довольно неприятная ситуация. Например, вы попали в ДТП и суд признал вас на 20% виновным в аварии, а другая сторона, соответственно, виновна на 80%. Если ущерб автомобилей с обеих сторон составил условные 100 тыс. рублей, вы в качестве компенсации получите 80% от положенной суммы (80 тыс. рублей), а вторая сторона – 20% (20 тыс. рублей). Вот почему, даже если обе стороны признаны виновными в аварии, так важно максимально снизить степень вины.

Обоюдная вина при ДТП авто с велосипедом

Возмещение в аварии с велосипедистом зависит от степени виновности обоих участников ДТП. Велосипедист, нарушивший ПДД, отвечает по ч. 2 ст. 12.29 КоАП. На него налагается штраф 800 рублей. Также при необходимости проводится его освидетельствование на предмет присутствия алкоголя в крови. Если подтвердится факт опьянения, то с него дополнительно взыскивается штраф до 1500 рублей. Велосипедист при наличии обоюдной вины будет обязан возместить имущественный и моральный вред водителю транспорта.

Управлявшее автомобилем лицо должно компенсировать пострадавшему велосипедисту:

  • ущерб имуществу (максимально 400 тысяч рублей согласно ст. 7 40-ФЗ);
  • вред здоровью (до 500 тысяч с учетом требований ст. 7 закона);
  • моральный вред, если у потерпевшего имелись затраты на лечение и восстановление после травмы.

При наличии обоюдной вины водителей и велосипедистов споры о возмещении вреда следует разрешать в суде. Орган устанавливает степень виновности всех участников ДТП и назначает соразмерную компенсацию. При этом велосипедист находится в более выгодном положении. Он вправе обратиться за выплатой в страховую компанию водителя автомобиля. Суды чаще бывают на стороне велосипедистов по причине того, что автомобиль считается источником повышенной опасности.

Выбор вида возмещения ущерба

В начале 2017 года в ОСАГО произошли важные изменения. Начиная с конца апреля того года, появились новые варианты возмещения ущерба, если обе стороны были признаны виновными в ДТП. Речь идет о том, что вы можете вместо ремонта автомобиля принять простое возмещение ущерба в виде фиксированной денежной суммы.

Ремонт сейчас все же является более популярным вариантом. Если вернуться к нашему примеру, где вина была распределена в равной степени, то при ущербе автомобилю на 100 тыс. рублей, вам нужно будет сервису выплатить лишь 50 тыс. – остальное выплатит страховая компания. С денежным возмещением все проще, но и подводные камни тоже есть. Для начала нужно помнить, что степень износа автомобиля никто еще не отменял, что определенно скажется на выплате. Более того, в зависимости от степени вины, общий размер выплаты может быть сильно занижен. Именно поэтому натуральное возмещение убытков все еще является более предпочтительным вариантом.

Как получить выплату по страховке

Для начала вам нужно как можно быстрее уведомить вашу страховую компанию о ДТП. Им же нужно будет позже предоставить копии всех документов, которые связаны с делом – акт сотрудников ГИБДД, решение суда. В случае, если сотрудники ГИБДД признали вину обоюдной, вы можете обратиться за страховкой как к своему страховщику, так и к чужому. Вам выплатят полную сумму, после чего уже страховая компания будет разбираться, сколько она выплатила своему клиенту, а сколько чужому – все будет зависеть от степени вины. После этого страховая компания начнет заниматься возвращением своих денег – их ей вернет либо другой виновник, либо другой страховщик.

Что будет, если покинуть место ДТП по обоюдному согласию?

Иногда имеет смысла договориться между собой сразу после ДТП. Это возможно в случае, если обе стороны нашли согласие в том, кто и насколько виноват в аварии. Если стороны решили не вызывать сотрудников ГИБДД, они могут сами выбрать обоюдное решение:

  • сделать оформление Европротокола;
  • отправиться в ближайшее отделение ГИБДД и зафиксировать факт ДТП;
  • обойтись без официального оформления ДТП.

Если мы говорим об обоюдной вине, то первый вариант сразу отпадает. Все потому, что Европротокол предусматривает лишь одного виновника. Вариант с отделением ГИБДД также можно использовать, но вы должны быть уверенны в том, что вы и второй водитель полностью согласны между собой о том, в какой степени кто виноват, что бывает крайне редко. При малейших несогласиях в отделении ГИБДД начнется разбирательство, которое, скорее всего, закончится только в суде.

Если в ДТП нет никаких пострадавших и жертв, то оба водителя по закону имеют право мирно разойтись. В такой ситуации люди часто либо обмениваются контактами, либо сразу отправляются в мастерскую для того, чтобы определить степень ущерба для будущих компенсаций. Если же все закончилось простыми царапинами, водители могут решить денежный вопрос сразу на месте. Если же пострадавшие в ДТП есть, то без ГИБДД обойтись не получится.

Возможность оформления европротокла

Европротокол представляет собой извещение о происшествии, оформляемое его участниками без привлечения автоинспекции. Это не противоречит закону. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда под номером 58 от 26.12.2017 г. сказано, что при отсутствии каких-либо разногласий относительно обстоятельств ДТП, вины и характера повреждений его участниками составляется извещение.

Если между участниками имеется спор и ущерб не превышает 100 тысяч рублей, то европротокол может составляться. Но рекомендуется на место происшествия вызывать ГИБДД для урегулирования вопроса в общем порядке. Также европротокол не может составляться, если в ходе ДТП пострадал человек или в нем участвовало более двух автотранспортных средств.

Судебная практика

Практически всегда ДТП с обоюдной виной заканчиваются в суде. Все потому, что виновники очень редко могут договориться о том, в каких долях на кого будет возложена ответственность – все хотят получить как можно больше денег со страховой компании, что вполне понятно. Учитывая все это, судебная практика в России по этому вопросу действительно развита. Вы должны понимать, что в РФ практикуется не прецедентное право, как в США, а потому аналогичная вашей ситуация не является гарантом аналогичного решения суда – вам нужно будет еще доказать свою правоту.

Если же говорить о статистике, то подавляющее большинство судебных разбирательств заканчиваются разделением вины в равной степени – 50 на 50. Если же вы уверенны в своей правоте, постарайтесь собрать качественную доказательную базу для суда, ведь без нее вероятность успеха минимальна.

Полезные советы

Бывают случаи, когда на деле виновен в ДТП лишь один водитель, а вас приписывают как второго. Чаще же виновны в аварии оба водителя, но нужно понимать, как себя вести в разной ситуации.

Если вы уверенны в том, что не нарушали ПДД и вашей вины в аварии нет, то защищайте свои права и отстаивайте свою позицию. Дело отправится в суд, где вам нужно уверенно настаивать на том, чтобы второй водитель был признан виновным на 100%. Для такого дела вам лучше нанять юриста, который поможет подготовить документы. Также не стоит теряться сразу после ДТП – при наличии свидетелей постарайтесь собрать их контактные данные для дачи показаний в суде.

Не забывайте о страховой компании второго водителя – она должна также выступать ответчиком по делу, ведь она обязана вернуть вам деньги.

Если вы понимаете, что обе стороны виновны в аварии, но процесс определения степени вины стоит на месте, тогда старайтесь добиться хотя бы равного распределения вины. В таком случае вы точно получите половину необходимой вам компенсации. Намного хуже, если виновников по ДТП в итоге не окажется. Данный вариант приводит к тому, что вы несете финансовые потери, а страховые компании – нет, ведь выплат пострадавшим не будет.

Правовая база

Вопросы, касающиеся совместной вины участников происшествий на дорогах, разрешаются согласно следующим законодательным актам:

Конкретный пункт ПДД содержит описание условий на дорогах, обязательных для соблюдения водителями. КоАП включает в себя предписания за отдельные нарушения правил. Закон об ОСАГО регулирует вопросы страховых выплат.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *