Прицепное устройство для автомобиля регистрация

Фаркопы – необходимый элемент для установки прицепов на автомобилях. Деталь представляет собой металлический крюк, на котором закрепляется тягово-сцепное устройство (ТСУ). С 2015 года вступил в силу Техрегламент ТР/ТС 018/2011, согласно которому, установка фаркопа приравнивается к модификации автомобиля и требует регистрации в ГИБДД. В то же время, регистрировать нужно не все изменения. В частных случаях установка не подлежит обязательному оформлению.

Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД?

Необходимость в процедуре регистрации фаркопа полностью зависит от марки авто и заявленных производителем характеристик:

  • Если по документам на транспортном средстве уже установлен фаркоп в заводских условиях, никакой регистрации не нужно. Тяговое устройство, если оно подсоединяется к авто, нужно оформить.
  • Если производитель не предусматривал наличия фаркопа на кузове, водители просто приваривают крюк. Этот случай действительно считается модификацией автомобиля и подлежит обязательной регистрации в ГАИ.

Согласно актуальному техническому регламенту таможенного союза, модификации транспортных средств должны соответствовать требованиям безопасности. Чтобы не было проблем с самодельным фаркопом, некоторые автовладельцы покупают заводской крюк. К таким изделиям прикладывают соответствующие документы о безопасности, что упрощает регистрацию.

Регистрировать модификации достаточно трудно. Лучше всего обращаться в ГИБДД заблаговременно, до установки крюка. Если на автомобиле нет заводского фаркопа, установка подразумевает съем бампера, изменение конструкции задней части кузова. Такие усовершенствования достаточно серьезны. Водитель, отказавшийся регистрировать самоделку, рискует получить административное наказание.

Что будет, если не оформить ТСУ? Штраф за фаркоп!

В большинстве случаев регистрация фаркопа не требуется. Но эксплуатация транспортного средства с конструктивными изменениями, требующими регистрации, налагает на автовладельца административный штраф в размере 500 рублей.

Нарушением считается:

  • закрепленный подвижными соединениями не сертифицированный фаркоп,
  • не согласованные изменения в конструкции автомобиля,
  • установленный фаркоп без прицепа.

Документы на фаркоп

Все автомобильные средства, эксплуатируемые на дорогах страны, а также установленное на них оборудование, должны соответствовать требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011.

Согласно п. 77 раздела 4 гл. V Оценки соответствия, регистрация дополнительных компонентов автомобиля не требуется в следующих случаях:

  1. Монтаж фаркопа предусмотрен заводом изготовителем ТС, о чем в технической документации имеется соответствующая отметка.
  2. Дополнительное устройство предназначено для установки на машину, прошло проверку соответствия и имеет подтверждающие документы завода-изготовителя.
  3. Изменения конструкции автомобиля произведены серийно, т.е. при установке оборудования на заводе-изготовителе.

Исходя из требований указанного Регламента, автомобилист при эксплуатации машины с установленным фаркопом должен иметь в наличии следующие документы:

  • техническую документацию на автомобиль (руководство по эксплуатации), где имеется отметка об установке дополнительного оборудования;
  • документы на фаркоп подтверждающие, что его конструкцию можно установить на эту модель автомобиля;
  • сертификат о соответствии фаркопа требованиям Технического регламента.

Наличие этих документов при себе не обязательно. Если инспектор ГИБДД все-таки оформит протокол, то собственник автомобиля сможет оспорить его при предъявлении необходимых подтверждающих бумаг.

Что делать, если отсутствуют документы на ТСУ?

Вопрос с получением перечисленных документов на фаркоп чаще всего решается запросом к заводу-изготовителю оборудования. Это можно сделать:

  • обратившись к официальному представителю завода, находящегося на территории вашего населенного пункта;
  • заполнив электронный запрос на официальном сайте изготовителя;
  • направив заказное письмо с запросом в произвольной форме на адрес завода.

В ответ вы получите копии документов.

Если же фаркоп был изготовлен самостоятельно либо документы не удается восстановить, то придется его регистрировать в ГИБДД либо приобретать новый с необходимым пакетом бумаг. Рекомендуем перед покупкой тягово-сцепного устройства заполучить документы:

  • подтверждающие соответствие модели автомобиля;
  • требования Технического регламента.

Если купили фаркоп без документов

Бывает, что у собственника транспорта не остается при себе документов на фаркоп. Зачастую такое бывает, когда:

  1. Документы утеряны (обычно это вина одного из прежних владельцев при перепродаже транспорта).
  2. Незаконное интегрирование устройства в конструкцию транспорта (без оформления соответствующей документации).
  3. Приобретение изделия у продавца без квалификации.

Покупая б/у авто, следует быть особо внимательным к документации, в т. ч. и на фаркоп. Документы отсутствуют — нужно оформить или же демонтировать ТСУ, чтобы не нарваться на штраф за отсутствие разрешения на установку фаркопа. Проблемы появятся и с регистрацией транспорта.

Водителю нужно несколько раз обращаться в ГИБДД с разными пакетами документов до установки фаркопа и после нее. Предварительно понадобятся:

  • Заявление на бланке установленной формы;
  • Двусторонняя копия паспорта на автомобиль (оригинал также нужно предоставить);
  • Документы, подтверждающие соответствие фаркопа государственным требованиям безопасности и характеристикам;
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства в ГАИ.

После установки фаркопа нужно еще раз посетить отделение ГИБДД, чтобы зарегистрировать совершенную модификацию. Задача инспекторов – проверить, что фаркоп установлен правильно, не представляет опасности для других участников движения. Пакет документов:

  • Карта диагностики автомобиля;
  • Договор о покупке прицепа, если есть;
  • Сертификат качества, подтверждающий качество фаркопа;
  • Декларация из сервисной мастерской;
  • Заявление о просьбе зарегистрировать модификацию от водителя;
  • Заключение экспертизы.

Диагностическую карту и экспертное заключение выдают в официальных сервисных центрах и мастерских. Дополнительно водителю выдается акт о завершении экспертной работы.

Если установка не предусмотрена заводом

Даже при таком раскладе есть выход из положения. Потребуется легализовать установку. С этой целью проводится экспертиза:

  1. Получите необходимые документы для подтверждения возможности монтажа на транспорт фаркопа.
  2. Пройдите экспертизу (через ГИБДД). Нужны документы, выданные автоцентром, и на транспорт.
  3. После завершения процедуры вносят коррективы в техталон и ПТС (модификация подтверждена и узаконена).

ГИБДД даст бланки и перенаправит для прохождения экспертизы ТС.

Где получить документы на ТСУ

Получать необходимые документы придется в нескольких инстанциях:

  • Сертификаты качества предоставляются в комплекте с фаркопами, если автовладелец покупает изделие, произведенное на заводе;
  • Самодельные фаркопы нужно дополнительно проверять на соответствие марке автомобиля, характеристикам, заключение можно получить в сервисе или у сотрудников ГИБДД;
  • Диагностическую карту также оформляют в сервисных центрах;
  • Бланки заявлений выдаются в ГАИ;
  • Технические паспорта на авто и прицеп должны быть у водителя на руках;
  • Договор на покупку ТСУ и крепежного элемента можно заменить квитанцией и гарантийным чеком.

Рекомендуется предварительно позвонить в ближайшее отделение, запросить информацию по необходимым документам и адресам, где их можно получить. В некоторых отделениях процедура осмотра и проведения экспертизы отличаются.

В каких случаях устанавливать нельзя?

Согласно ПДД, установка фаркопа не допускается в следующих случаях:

  • Деталь закреплена на кузове самостоятельно сваркой или самодельными болтами. Без специальной экспертизы использовать фаркоп опасно.
  • Изделие уходит далеко за пределы бампера авто. Машины, едущие за таким ТС, рискуют столкнуться с металлическим фаркопом.
  • Автомобиль относится к категории грузовых. На них не рекомендуется использовать прицепы, это создает опасность для всех участников движения.
  • На фаркоп нет документов. Соответственно, нет уверенности, что изделие соответствует государственным нормативам.

Езда с самодельными, не сертифицированными крюками незаконна. Если водителя остановит сотрудник ДПС и окажется, что фаркоп установлен неправильно или не соответствует регламенту, автовладельцу грозит административное наказание.

Что такое фаркоп

Фаркоп, или тягово-сцепное устройство — это деталь для крепления прицепа к кузову автомобиля. Она подходит для буксировки прицепов и трейлеров, позволяет перевозить на машине снегоходы, квадроциклы, устанавливать велокрепления.

По госту фаркоп состоит из двух частей:

  • поперечной балки, которая крепится к кузову машины;
  • шарового узла на этой балке.

Фаркопы бывают трех видов: съемные, условно-съемные и несъемные. Разберем, для каких ситуаций они подходят.

Несъемный. Шаровый узел приваривается к балке, снять его невозможно. Это наиболее надежное решение для тяжелых прицепов.

Условно-съемный. В таком фаркопе шар прикручивают к балке болтами. Его можно снять с помощью инструментов, балка останется на месте.

Съемный. В таких системах шар фаркопа можно установить и снять без инструментов — просто открутить рукой гайку с пластиковой ручкой. После этого фаркоп на машине не будет видно со стороны.

Фаркоп устанавливают под бампер и подключают к электрике, если в нем предусмотрена розетка. Фото с flickr.com/photos/zieak/

Категория прав для машины с фаркопом

Категория прав зависит от того, какой прицеп водитель планирует крепить к фаркопу. Мы писали о категориях в статье о прицепах:

Машина

Вес
прицепа, кг

Общий
вес, кг

Категория

легковая

до 750
или
веса машины

до 3500

от 750

от 3500

грузовая

до 750

C, C1

от 750

от 750

до 12 000

автобус

до 750

D, D1

от 750

от 750

до 12 000

Разновидности ТСУ

Применений у фаркопа достаточно много. Чаще всего его используют для присоединения прицепа, трейлера или транспортировки велосипеда. Также он незаменим в случае необходимости буксировки.

Все виды фаркопов можно подразделить на три группы:

  • торцевые;
  • приваренные;
  • съёмные, которые подразделяются на легко снимаемые и прикрученные.

По правилам дорожного движения ТСУ должно носить съёмный характер, но при этом рекомендуют установку крепления болтами. Так как она более надёжна, и в состоянии выдержать тяжёлый груз.

Лицензированный и грамотно установленный фаркоп не ухудшает внешний вид ТС, сохраняет хороший обзор регистрационных номеров и в целом малозаметен на автомобиле.

Цель фаркопа – прицеплять к автомобилю специальное перевозное оборудование. Все остальные задачи в законе не прописаны, но допустимы. Главное, чтобы перевозимые вещи не мешали другим участникам ДД.

Правила самостоятельного монтажа ТСУ

Если на автомобиль разрешено установить фаркоп, то рекомендуется это сделать в специальной организации. При обращении к экспертам можно быть уверенным не только в качестве оборудования, но и в том, насколько надёжно оно монтировано. Некоторые автолюбители предпочитают самостоятельную установку фаркопа, это экономит средства.

При таком решении важно соблюдение следующих правил:

  1. Приобрести устройство нужно для конкретной марки и типа автомобиля. Это одно из базовых правил, прописанных в законе.
  2. Перед установкой необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по монтажу и подготовить соответствующие инструменты.
  3. В первую очередь демонтируется бампер, далее встраиваются балки и кронштейны.
  4. В инструкции указана пошаговая схема установки фаркопа. Целесообразно чётко ей следовать и не упускать ни одной детали.
  5. В конце монтируются снятые детали авто.

Перед началом эксплуатации рекомендуется проверить надёжность присоединения всех деталей и конструкционных частей. Первую поездку с применением фаркопа лучше провести недалёко от дома, взяв с собой набор инструментов.

Самостоятельная установка оборудования возможна, если не требуется проделывание таких операций, как сверление или сварка.

Если фаркоп предусмотрен конструкцией?

Как уже говорилось, если фаркоп установлен на машине изначально с завода, то отдельно регистрировать его не нужно, поскольку, он является конструктивной частью автомобиля.

Если у вас остались вопросы к автоюристу по поводу законности использования фаркопа, вы можете задать их прямо сейчас, обратившись к бесплатному онлайн-консультанту нашего сайта. Вопросы принимаются круглосуточно

На что обратить внимание при покупке фаркопа?

Главное, что нужно внимательно отследить – наличие документов. Фаркоп обязательно должен быть сертифицирован. К нему прикладываются технический паспорт, сертификат соответствия. Дополнительно следует учесть:

  • Подходит ли фаркоп к марке авто;
  • Как его нужно будет закрепить на кузове;
  • Размеры, вес изделия;
  • Соответствие характеристик требованиям государства;
  • Подходит ли крюк для соединения с прицепом.

На некоторых марках установка крепежных изделий запрещается. Кроме того, нельзя использовать фаркопы неправильного размера, характеристик. Крепеж не должен мешать передвижению автомобиля, загораживать собой номерные знаки.

Как оформить установленный фаркоп?

Если крюк уже установлен, а документов на него нет и регистрировать водитель не начинал, следует предпринять несколько действий. На фаркопы, купленные у официальных производителей, бумаги можно восстановить. Для этого нужно связаться с компанией, поставляющей их на рынок:

  • Через официальный сайт;
  • В региональном отделении, если есть;
  • Заказным письмом на юридический адрес производителя.

Крупные компании идут на встречу владельцам продукции, высылают дубликаты бумаг. Если устройство самодельное или достать дубликаты документов не вышло, следует воспользоваться вторым способом:

  1. Если авто покупалось на вторичном рынке, можно связаться с предыдущим владельцем, попросить поискать сертификат на ТСУ крепеж;
  2. Обратиться в ГИБДД с заявлением о том, что автовладелец планирует зарегистрировать модификацию транспортного средства;
  3. Ездить на авто до того, как фаркоп зарегистрируется, не стоит, это повлечет штраф;
  4. Пройти все проверки, оформить документы соответствия характеристик крюка требованиям безопасности и качества;
  5. Документы не обязательно возить с собой, можно хранить дома.

Если оформить модификацию не получается, лучше снять изделие. Специально для таких случаев производят съемные фаркопы. Самодельный придется спиливать.

Ответственность за неоформленное ТСУ

Автовладельцы, эксплуатирующие транспорт с установленным незарегистрированным ТСУ, облагаются административным штрафом в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП). Выше уже говорилось, что возить документы на фаркоп с собой необязательно. Это так. Штрафы назначаются в следующих случаях:

  • Изделие не соответствует установленным образцам, самодельное, нет информации о том, что фаркоп зарегистрирован;
  • Устройство установлено неправильно или на автомобиле, на котором его установка запрещена (категория В);
  • Изделие закрывает обзор водителю или номера автомобиля.

Иногда у водителей получается избежать административного наказания, отделаться только предупреждением.

Как избежать штрафа?

Согласно ст. 12.5 КоАП РФ, наказание в форме предупреждения уместно, если:

  • Водитель обязуется зарегистрировать или удалить фаркоп с автомобиля в ближайшее время;
  • На кузове установлена съемная модель, которую легко убрать по необходимости;
  • Устройство установлено на заводе или на кузове есть заводские крепежи для установки крюка.

Также невозможно наложение штрафа в случаях, когда фаркоп уже зарегистрирован, прошел необходимые экспертизы.

Когда установка фаркопа на легковой автомобиль запрещена — размер штрафа

Законодательство запрещает устанавливать фаркоп на машину, если он не указан в качестве дополнительного оборудования в ОТТС.

Копию документа можно запросить у дилерского центра или у завода-изготовителя авто. Ее получают фирмы, производящие или импортирующие в РФ автомобили.

Оснащать авто фаркопом нельзя, если на нем запрещено использовать прицеп.

Так, имея категорию «В», ездить с прицепом законно, если его масса не выше максимальной массы снаряженного авто. А разрешенные массы машины и прицепа в сумме не выше 3,5 тонны.

В иных случаях, либо для применения тяжелого прицепа, необходима категория «Е».

При осмотре машины с фаркопом инспектор может выписать штраф, если ТСУ:

  1. Нестандартное или неисправное.
  2. Закрывает госномер или оптику.
  3. Установлено в не предусмотренные производителем места.

При возникновении проблем при постановке машины на учет из-за наличия фаркопа, следует попросить у сотрудника ГИБДД письменное объяснение того, почему он наложил запрет на регистрацию.

На основании полученных разъяснений можно написать жалобу на имя начальника ГАИ.

Штраф за ТСУ предусматривает ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Его размер составляет 500 р. Его можно оплатить с 50% скидкой. Это разрешает ст. 32.2 КоАП. Это можно сделать в течение 20 дней с даты его выписки.

Все новые штрафы ГИБДД в 2017 году

Важно. Езда без регистрации конструктивных изменений авто подразумевает административную ответственность и повышает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения.

Можно ли избежать штрафа за фаркоп без его регистрации в ГИБДД?

Можно ли избежать административного наказания?

Не допустить выписки штрафа за наличие прицепного устройства автовладелец может несколькими способами:

Сначала следует вести диалог с инспектором о том, что в ближайшем будущем все будет исправлено

Попросить его ограничиться предупреждением. Законность этого подтверждает ст. 12.5 КоАП.

Такая тактика особенно действенна, если водитель не нарушал ПДД за последние 6 месяцев или год.

Использование съемного фаркопа

При этом трудно логически заявлять о том, что данные конструктивные изменения повлияют на вероятность и исход аварии.

Любой разумный инспектор примет эту точку зрения, т. к. выступающий элемент отсутствует.

ТСУ установлено заводом, либо для него имеются крепления

При этом фаркоп не является конструктивным изменением автомобиля.

Ссылка на п. 77 Техрегламента

Если требования данного документа для авто выполнены — ТСУ сертифицировано для машины, на которой оно установлено — значит, тяговое устройство прошло оценку, и с ним можно ездить.

Итак, при наличии фаркопа на него нужен сертификат соответствия Техрегламенту. Благодаря сертификату, сотрудник ГИБДД не сможет оштрафовать автовладельца.

Если монтаж ТСУ не предусматривает конструктивных изменений машины, не закрывает номерной знак, его можно установить самостоятельно. Дополнительное оформление в ГИБДД не требуется.

Какой штраф за фаркоп без документов

За самодельный фаркоп. Фаркоп кустарного производства, который не предназначен для конкретной модели, опасен для автомобилиста и других участников движения. Если инспектор решит проверить фаркоп и не обнаружит нужных документов, он назначит штраф 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП.

Если вам удастся убедить инспектора, что вы исправите нарушение в ближайшее время, можно отделаться предупреждением.

За неисправный фаркоп. За неработающее сцепное устройство штрафуют по ч. 2 той же статьи КоАП. Размер штрафа тот же — 500 рублей. При этом инспектор имеет право отправить машину на штрафстоянку.

Как узаконить фаркоп

Если модель машины не предусматривает фаркоп или вы используете устройство без сертификата, это будет считаться изменением конструкции автомобиля, то есть тюнингом. Фаркоп придется зарегистрировать и получить отметку об этом в свидетельство о регистрации ТС (СТС). Для этого действуйте по шагам.

Выбрать лабораторию. Мы подробно рассказали о том, как это сделать, в статье об автотюнинге.

Получить заключение в лаборатории. Отправьте заявку в лабораторию и, если все в порядке, вам выдадут заключение.

Согласовать изменения с ГИБДД. Подайте заключение лаборатории вместе с заявлением в отдел технадзора Госавтоинспекции.

Установить фаркоп. Можете сделать это самостоятельно, обращаться в авторизованный сервис необязательно.

Получить в лаборатории протокол. Сотрудники сравнят планируемые изменения с тем, что получилось.

Получить свидетельство о соответствии конструкции и протокол экспертизы. Для этого подайте в ГИБДД документы по списку:

  • заявление,
  • паспорт гражданина,
  • СТС и паспорт ТС,
  • заявление-декларация от производителя работ,
  • копии сертификатов соответствия на фаркоп,
  • квитанцию об оплате госпошлины — 800 рублей.

Обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД. Там вам внесут отметку в СТС и ПТС.

Вопросы читателей

Как узнать, что фаркоп можно устанавливать?

Ответ: Многие модели позволяют устанавливать дополнительное сцепное оборудование. Другие же просто не годятся как «тягачи». Чтобы выяснить, можно ли установить фаркоп, просматривается VIN-код.

Обычно он под капотом или на стойке двери (обратите внимание на правую среднюю).

Здесь обозначены показатели:

  • вес авто в загруженном состоянии;
  • вес вместе с прицепным устройством;
  • предельные нагрузки на оси.

Отсутствие второго ряда говорит о том, что поставить ТСУ не выйдет: правила безопасности запрещают.

Во сколько обойдется сертификация?

Ответ: Процедура требует затрат времени: подаются запросы и оформляются документы. Ответственный за диагностику автоцентр несет определенные затраты, которые необходимо возмещать. Примерная стоимость услуги — 1,5 тыс. р. Если устанавливается фаркоп заказчика — 1 тыс. р. Подготовка сопровождающих документов бесплатная только в первом случае.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *