Сопутствующие аудиту услуги

Аудиторская деятельность

Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудита.

Аудиторские организации согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

  1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  2. налоговое консультирование;
  3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  5. правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  6. автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  7. оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  8. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  9. проведение маркетинговых исследований;
  10. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  11. обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
  12. оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторским организациям и отдельным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа.

Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на два вида: услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, и услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области постановки бухгалтерского учета; контроля ведения учета и составления отчетности; контроля начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; анализа хозяйственной и финансовой деятельности; оценки экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта; представления интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами; проведения семинаров, повышения квалификации и обучения персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций; научной разработки, издания методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву; компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.; консультационных услуг по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджмента, маркетинга, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий; информационного обслуживания; экспертного обслуживания; подбора и тестирования бухгалтерского персонала экономического субъекта и др.

Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области ведения бухгалтерского учета; восстановления бухгалтерского учета; составления налоговых деклараций; составления бухгалтерской отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги разделяются на услуги действия, услуги контроля, информационные услуги.

К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее экономическим субъектом не созданных.

К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта.

К информационным услугам относятся услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций.

Аудиторская организация может разработать внутрифирменные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид. Аудиторские организации, оказывающие услуги, должны:

  • действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик и которое сформулировано в письменном виде (в форме договора, контракта, технического задания, письма- обязательства, письменного запроса и т.п.);
  • планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;
  • документировать ход выполнения работ или оказания услуг;
  • при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации, четко разграничивать ответственность и функции исполнителей;
  • подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг (эти формы рекомендуется применять на постоянной основе);
  • иметь систему контроля качества выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту (это относится к крупным аудиторским организациям);
  • подготовить документ по итогам выполнения работ (оказания услуг), отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.

Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь соответствующие лицензии и материально-технические возможности, а специалисты, оказывающие услуги, должны обладать необходимым опытом работы и квалификацией.

Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с действующим законодательством и с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический объект несет ответственность за соблюдение действующего законодательства, полноту и юридическое оформление представляемых документов, точность и достоверность представляемой информации, своевременность представления документов, информации, сведений, а также за любые ограничения возможности осуществления аудиторской организацией своих обязательств.

На практике аудиторские организации оказывают множество дополнительных сопутствующих аудиту услуг. Приводим их примерный перечень.

Аудиторские услуги и консультации в области бизнеса:

  • приведение финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами;
  • диагностический анализ хозяйственной деятельности;
  • оценка возможностей привлечения инвестиций;
  • оценка систем ведения бухгалтерского учета и систем внутреннего контроля;
  • проведение диагностических обзоров;
  • консультирование по составлению бухгалтерской отчетности по международным стандартам;
  • анализ отчетности;
  • обзоры благонадежности для потенциальных инвесторов;
  • содействие образованию отдела внутреннего аудита и обучение сотрудников бухгалтерии;
  • консультации по налогам;
  • обучение управлению кредитными рисками; обучение стратегическому планированию и составлению обзоров и бизнес-планов;
  • оценка управленческих информационных систем и определение потребностей в их усовершенствовании;
  • разработка инструкций и процедур по управлению рисками;
  • специальные бухгалтерские расследования по убыточным филиалам;
  • бухгалтерские расследования по проблемным заемщикам;
  • консультации по управлению финансами;
  • консультации по вопросам таможенного и валютного законодательства и иным аспектам экспортно-импортных операций;
  • правовая экспертиза актов проверок и решений налоговых органов о взыскании недоимок и наложении взысканий, подготовка соответствующих заключений;
  • представление и защита интересов предприятий и граждан в органах государственной власти, арбитражных судах и судах общей юрисдикции, в том числе по искам к налоговым инспекциям, органам налоговой полиции и валютного контроля;
  • защита прав и законных интересов предприятий и граждан в арбитражных судах и судах общей юрисдикции при предъявлении к ним исковых требований, в том числе со стороны налоговых органов и иных органов государственного управления;
  • абонентское консультационное и информационное обслуживание клиентов;
  • учетно-финансовое обеспечение процесса приватизации, в том числе оценка имущества; внедрение автоматизированных систем бухгалтерского контроля;
  • содействие в заключении контрактов, связанных с программным обеспечением и поставками вычислительной техники, подбор программного обеспечения по управлению финансами, разработка и установка локальных сетей.

Аудиторские услуги в области профессионального обучения:

  • определение и оценка потребностей в профессиональном обучении;
  • организация по желанию заказчика курсов обучения на местах;
  • организация программ для начинающих и специальных курсов для профессионалов.

Специальные услуги:

  • структурные и функциональные изменения — совместное с клиентом решение организационных и технических вопросов, начиная с внедрения новых систем и ознакомления с сущностью проблемы до ее окончательного решения;
  • информационное и системное планирование — определение стратегических целей и установка базы данных, необходимой для достижения целей и намеченных планов;
  • управление затратами — использование наиболее передовых методов и технологий, помогающих клиенту лучше понять соотношение затрат и прибыли;
  • подбор и установка программного обеспечения — выбор систем, наиболее полно отвечающих потребностям клиента, и установка локальных сетей, работа со специалистами клиента в период установки и отладки информационных систем, подготовка персонала для управления ими.

Многие решения в предпринимательской деятельности приходиться принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать. Если риски не учитывается в хозяйственном плане, тогда они становиться источником с одной стороны, убытков, а с другой — прибылей. Одним из видов снижения рисков в хозяйственной деятельности предприятия является проведение грамотного аудита его хозяйственной деятельности.

Аудитор должен обеспечить высокий уровень уверенности в том, что информация не содержит существенных искажений. Согласно глоссарию уверенность — это выражение убежденности аудитора в отношении достоверности утверждения, подготовленного одной стороной (как правило, проверяемым субъектом) и предназначенного для использования другой стороной (заинтересованными пользователями). Абсолютная уверенность недостижима из-за присущих методике проведения аудита ограничений и несовершенства систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента.

Для достижения цели аудита в соответствии с требованиями МСА, профессиональных организаций, нормативных актов и условий договоренности определяется объем аудита, т.е. аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми при определенных обстоятельствах. Обязанность аудитора — обеспечить достаточный уровень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений.

Несмотря на кажущуюся простоту отражения в учете предприятия финансовых результатов его деятельности, при аудиторских проверках выявляется достаточно большое число ошибок и нарушений. Ошибки возникают как при оформлении различных хозяйственных операций, так и при их отражении в бухгалтерском и налоговом учете в связи с имеющимися различиями в принципах ведения этих видов учета.

В ассортименте работ, проводимых многими аудиторскими фирмами, оказание сопутствующих услуг превалирует над непосредственно аудиторскими (проверочными) услугами. Применительно к последним значительную роль играет сезонный фактор, тогда как выполнение сопутствующих договорных заданий распределяется в течение года более равномерно. В этом заключается существенный плюс с точки зрения оптимизации аудита как предпринимательской деятельности.

Направления

Более всего в России распространены комплексные проверки бухгалтерской отчетности: платежных документов, расчетных ведомостей, налоговых деклараций. Но в широком смысле это может быть и изучение технологических процессов, экономического проекта или отдельного продукта.

В мировой практике сложилось три основных направления:

  • Финансовый. Может осуществляться как сотрудниками компании (внутренний), так и независимым экспертом (внешний). Выделяют еще и такое понятие, как инвестиционный финансовый аудит: когда вкладчики хотят убедиться в законном и эффективном использовании своих денежных средств.
  • Государственный. Чаще всего проводится своими силами, то есть является внутренним, и предназначен для решения специфических задач конкретной организации.
  • Управленческий (комплексный). Это диагностическое исследование, направленное на повышение эффективности, оптимизацию затрат предприятия, обеспечения прозрачности управленческих процессов. Именно в сфере управленческого аудирования особую ценность представляет не выявление нарушений, а рекомендации компетентного лица, проводившего анализ.

Интересно, что законодательство РФ дает очень узкое понятие данного термина: согласно 307-ФЗ (ред. от 23. 04. 2018) «Об аудиторской деятельности» так называется только «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности».

При такой трактовке внутренние мероприятия теряют юридическую силу и приобретают неофициальный характер, а прочие, неденежные объекты и вовсе выпадают из сферы внешнего экономического контроля.

Налоговый

Его часто путают с финансовым либо с инспекцией налоговых органов. На самом деле собственники заказывают тестирование, когда возникает необходимость определить верность суммы выплат, проанализировать специфические проблемы налогообложения, свойственные данной сфере хозяйствования, запланировать в статьях расходов суммы на уплату налогов.

Независимое мнение и совет бывают незаменимы для нормального функционирования фирмы, особенно небольшой, которая обходится услугами одного бухгалтера. Дело в том, что налоговое законодательство очень изменчиво, уследить за всеми нововведениями в одиночку невероятно сложно.

Процесс обычно носит превентивный характер: благодаря полученным рекомендациям, руководитель может подготовиться к визиту налоговой инспекции, устранить нарушения и избежать крупных штрафов и санкций, вплоть до заморозки и ликвидации юридического лица.

Кадровый

Кадровые ревизии связаны с использованием и движением трудовых ресурсов – прием и увольнение сотрудников, график отпусков, объем больничных листов.

Различают два вида кадровой аналитики: анализ ведения документации и полный охват управленческой сферы, вплоть до политики поощрения и наказания работников.

В независимых экспертизах трудовой сферы особенно остро нуждаются компании, работающие в сегменте повышенного риска: например, привлекающие иностранных сотрудников.

Во время проверки эксперт не только выявляет наличие ошибок в документообороте, но и оценивает полноту и соответствие закону каждого пакета документов, заведенного на сотрудника или отдел. Это позволяет руководителю получить грамотные рекомендации и обезопасить организацию от штрафов.

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.
Узнать больше…
В рамках обязательного аудита проводятся следующие процедуры:

  • проверка достоверности финансовой отчетности;
  • оценка эффективности хозяйственной деятельности;
  • выявление налоговых угроз и рисков;
  • разработка рекомендаций по устранению недочетов.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.
При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.
Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.
Где можно заказать обязательный аудит?

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Один в поле не воин?

По общему правилу в ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников. Такое решение принимается большинством голосов (пп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Статья 48 Закона №14-ФЗ предусматривает два различных случая назначения аудиторской проверки, как по инициативе и за счет общества, так и по инициативе и за счет участника общества. В случае, предусмотренном ч. 2 ст. 48 Закона № 14-ФЗ, решение общего собрания участников Общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется, общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки.

Важно!

Отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона №14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (Постановление ВАС РФ от 13.05.2008 г. №17869/07).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п.2 ст. 86 Закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Важно!

Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п.3 ст.85 Закона №208-ФЗ).

Может ли учредитель (участник, акционер) заказать проверку за «старые» периоды?

А может ли один из учредителей ООО или акционеров АО требовать проведения аудиторской проверки предприятия в 2019 году, например, за 2015 год? Есть ли срок давности по проведению аудита?

Каких-либо сроков давности по проведению аудита ни Закон№14-ФЗ, ни Закон №208-ФЗ не устанавливают. Ограничение по срокам не содержат ни Закон №402-ФЗ, ни Закон №307-ФЗ.

Право требования имеющихся у Общества документов, связанных с его деятельностью, закреплено в п. 1 ст. 8Закона №14-ФЗ (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 г. №144).

Как мы уже отмечали, Общество по требованию своего участника обязано предоставить аудитору, привлеченному таким участником, все необходимые для проверки документы. Но если срок хранения документов истек, то соответственно, Общество ничего не предоставит аудитору.

Напомним, что сроки хранения документов бухгалтерского учета установлены ст.29 Закона №402-ФЗ: первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Сроки хранения типовых управленческих документов содержатся в Приказе Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. № 558.

Важно!

Это означает, что учредитель может требовать проведения такой аудиторской проверки, а сроки давности ограничиваются сроками хранения бухгалтерских документов.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафаПричинаСтатьяШтраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Какие документы проверяют?

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Что это такое?

Это короткое слово пришло к нам из латинского языка и в переводе означает «выслушивающий, слушающий». Уже из самого перевода можно сделать вывод, что подобные инспекции не обязательно являются принудительными, как ревизии надзорных органов (например, Роспотребнадзора). Скорее, они носят консультативный характер.

Такие проверки являются обязательными лишь в нескольких случаях:

  • Для акционерных групп; для кредитных или страховых сообществ; государственных и муниципальных унитарных предприятий; для участников рынка ценных бумаг.
  • Если объем выручки (не путайте с чистой прибылью, которая остается после вычета расходов) компании за год превысил минимальный размер оплаты труда в 500 000 раз. либо, если активы этого предприятия на конец отчетного года превосходят тот же мрот в 200 000 раз.
  • Обществам с ограниченной ответственностью придется пройти эту процедуру, если их активы и прибыли превысили установленную уставом норму.

Обязательные ревизии уполномочены проводить исключительно профильные агентства, индивидуальные специалисты не имеют подобных полномочий.

Концепция и законодательная база

Аудиторская проверка представляет собой ревизию финансового хозяйствования предприятия или организации, проводимую аудитором на основе представленных документов финансовой отчетности фирмы.

Законодательная база аудита в России представлена следующими основными документами:

  1. Федеральный закон № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года «Об аудиторской деятельности» содержит общие понятия аудиторства и всех соответствующих действий.
  2. Федеральные стандарты аудита регулируют процедуры аудита.
  3. Кодекс профессиональной этики аудиторов содержит принципы и правила поведения аудиторов.
  4. ГОСТы документов, требования налоговых органов и других надзорных органов.

Концепция аудита, требований к сертификации, прав и обязанностей физических лиц, ответственности организаций определяется в главном документе, регулирующим такую ​​деятельность в РФ – это ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Основные цели и задачи

Это процедура независимой оценки состояния финансов организации. Главной целью проведения аудиторской проверки является выявление ошибок в финансовой отчетности и предоставление менеджеру объективной и точной информации о состоянии документации его компании. Таким образом, процедура направлена на сбор, изучение и анализ всех бизнес-операций, проводимых проверяемым субъектом в течение отчетного периода, с целью их правильности и точности, отраженной в документах.

Основная цели аудиторской проверки – проверить достоверность заявлений, а основным условием его проведения является независимость аудитора. Результат проверки официально регистрируется в установленной форме, которая является компетентным мнением проверяющего о степени точности информации о финансах, содержащейся в отчетах за определенный период, то есть аудиторский отчет.

Задача – проверить утверждения, подтвердить или опровергнуть достоверность, правильность содержащейся в отчетности информации.

Это контроль точности информации в существующих отчетах. Основным условием успеха в проведении такой работы является привлечение независимого специалиста, который может проводить проверки беспристрастно.

Завершение работы аудиторов – это вывод в виде заключения, в котором фиксируется мнение проверяющего органа относительно правильности информации в отчетах компании.

Аудиторский отчет подготовлен в специальной форме и содержит полную информацию о результатах проверки. Исходя из имеющихся данных, легко определить компетенцию бухгалтеров компании и определить попытки обмануть контролирующие структуры. На практике аудит, проводимый независимыми органами, контролирует соблюдение законов и правил, а также отсутствие его нарушений.

Основными задачами аудита в компании являются:

  • проверка и подтверждение правильности информации, отраженной в финансовой отчетности организации;
  • обнаружение нарушений с последующей ссылкой на них (при необходимости их можно устранить);
  • получение точной информации о компании, а также о состоянии учета в ней и в документации.

Объекты

Список предприятий, которые должны ежегодно проводить аудит, содержится в ФЗ «Об аудиторской деятельности». К таким предприятиям относятся:

  • фирмы, являющиеся эмитентами ценных бумаг, торгуемых на фондовой бирже, а также компании, работающие на фондовом рынке профессионально;
  • предприятия, занимающиеся клиринговой или страховой деятельностью;
  • паевые фонды, пенсионные фонды, а также негосударственные внебюджетные фонды;
  • финансовые учреждения, а именно банки, МФО и другие;
  • валютные, товарные и фондовые биржи;
  • акционерные предприятия;
  • фирмы, публикующие свои отчеты в общественном достоянии;
  • другие компании, чей годовой доход превышает 400 млн руб., а также компании с активами на сумму более 60 миллионов рублей к концу отчетного периода.

Кроме того, обязательный аудит проводится в соответствии с целями и задачами аудиторской проверки, если фирма:

  • претендует на получение кредита (проверка может быть одним из требований банка);
  • делает крупную сделку или требует инвестиций;
  • участвует в тендере.

Как проходит?

Особенностью проведения аудита является ограничение в сроках.

Поэтому требуется четкая организация аудиторской проверки, в основу которой ложится планирование и составление программы. На начальном этапе определяются основные цели и задачи, подбираются объекты, подлежащие исследованию, и самые эффективные аналитические методы.

В ходе проведения мероприятий собираются важные доказательства, которые являются основой составленного заключения.

Перед началом аудиторской проверки подготавливается письменное обращение (письмо о проведении аудита) с соблюдением стандарта.

Его форма и содержание могут иметь некоторые особенности, но является неизменными указание цели и объема аудита, ответственности руководства аудируемого лица за подготовительный процесс и предоставление необходимой документации.

После того как будет все согласовано, заключается двусторонний договор, в котором оговариваются все условия проведения проверки.

Цели, задачи и планирование аудиторской проверки

Аудит является инициативным. Целью аудиторской проверки является выражение мнения о достоверности отчетности за 2013 год в части статей оказания услуг и установление соответствия применяемой в организации методики учета законодательству РФ.

Таблица 3.1

Основные задачи аудита оказанных услуг

№ п. п

Задачи аудита оказанных услуг

Проверка соблюдения порядка документирования, законности, полноты и своевременности отражения операций по оказанию услуг в учете и отчетности

Проверка правильности формирования прибыли (убытка) от оказания услуг

Проверка отражения хозяйственных операций в первичной документации, на счетах бухгалтерского учета

Проверка состояния аналитического и синтетического учета

Оценка динамики показателей прибыли от оказания услуг

Выявление и влияние разных факторов на объем оказанных услуг

Обобщение результатов, полученных в ходе аудита

Проверке подлежат следующие направления и области бухгалтерского учета: учет доходов от обычных видов деятельности, учет расходов по обычным видам деятельности, другие направления учета.

В ходе аудита аудитор руководствовался:

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», Федеральными стандартами аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами аудиторской деятельности).

Данные стандарты требуют соблюдения применимых этических норм, а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности аудиторская фирма при разработке плана проверки рассчитывает приемлемый уровень существенности.

Этот показатель означает предельное значение ошибок в отчетности, превышение которого делает ее недостоверной. Конкретное значение уровня существенности определяется на стадии планирования аудита и фиксируется в плане аудита.

Аудитор принимает во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудитор использует свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в Российской Федерации. С количественной точки зрения аудитор оценивает, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количественный критерий — уровень существенности.

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее, как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание.

Схема 3.1 Примеры качественных искажений

Недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием. А отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований происходит в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.

Правильное определение уровня существенности — это важная задача подготовительного этапа аудита. При разработке плана аудита и оценке результатов аудита уровень существенности установлен 2 100 тысяч рублей.

Для нахождения уровня существенности в организации (таблица 3.2).

Данные для таблицы 3.2 взяты из баланса и отчета о финансовых результатах организации за 2013 г.

Таблица 3.2

Расчет значения уровня существенности в ООО «Региональный поисковый центр»

Наименование базового показателя в 2013г.

Значение базового показателя, тыс. руб.

Доля, %

Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.

Балансовая прибыль ООО «РПЦ»

Валовой объем реализации без НДС, акцизов

Валюта баланса

Собственный капитал

Общие затраты ООО «РПЦ»

Единый показатель уровня существенности

Показатель уровня существенности по капиталу и резервам

Рассчитан уровень существенности в ООО «Региональный поисковый центр». Определено среднее значение показателей таблицы 3.2:

(142 + 1135 + 362 + 532 + 1079)/5 = 650 тыс. руб.

При нахождении уровня существенности аудитор отбрасывает значения, сильно отклоняющиеся в большую и (или) меньшую сторону от среднего значения. Допустимый уровень отклонений от среднего значения установлен в размере 30%. Минимальное значение показателя (балансовая прибыль) отклоняется от среднего значения на 78,2%:

(650 — 142)/650х 100 = 78,2%

Максимальное значение показателя (валовой объем реализации) отклоняется от среднего значения на 74,6%:

(650 — 1135)/650х 100 = — 74,6%

Показатель общих затрат предприятия отклоняется от среднего значения на 66%:

(650 — 1079)/650х 100 = — 66%

Показатель валюты баланса отклоняется от среднего значения на 44,3%:

(650-362)/650х 100 = 44,3%

Показатель собственного капитала организации отклоняется от среднего значения на 18,2%:

(650-532)/650х 100 = 18,2%.

Так как значение доли показателя балансовой прибыли и валюты баланса сильно отклоняется от среднего показателя в меньшую сторону, а значения валового объема реализации и общих затрат в большую сторону, то данные значения не берутся для расчета уровня существенности. Для расчета уровня существенности отбрасываем данные показатели и используем только показатель собственного капитала ООО «Региональный поисковый центр» — 532 тыс. руб.

Единый показатель уровня существенности округляем до значения 500 тыс. руб., но так, чтобы после округления ее значение изменилось не более чем на 20 % в ту или иную сторону (в данном случае в меньшую сторону):

(532 — 500) / 532 * 100 % = 6 %

Получилось, что единый показатель уровня существенности равен 500 000 руб.

Завершив расчет уровня существенности, аудитор приступает к разработке плана аудита оказанных услуг, который определяет последовательность действий аудитора, то есть по каким направлениям и с какой интенсивностью будет проводиться проверка.

Таблица 3.3

План аудита оказанных услуг

Проверяемая организация

ООО «Региональный поисковый центр”

Период проведения аудита

с 01.03.14 по 31.03.14

Проверяемый период

01.01.13 — 31.12.13

Руководитель аудиторской группы

Исакова К. В.

Состав аудиторской группы

Измайлов Г.Р., Леонтьева Т.Е.

Уровень существенности, тыс. руб.

Этапы аудиторской проверки

1. Аудит порядка отражения оказанных услуг на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах

2. Аудит правильности ведения аналитического и синтетического учета по счету 90 «Продажи”

3. Аудит правильности формирования и отражения на счетах бухгалтерского учета себестоимости оказанных услуг

4. Аудит достоверности отражения оказанных услуг в бухгалтерской отчетности

После составления общего плана составляется программа аудиторской проверки оказанных услуг. Программа является развитием и продолжением общего плана аудита и представляет детальный перечень аудиторских процедур, которые необходимы для практического осуществления плана аудита.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *