Виды исправительных колоний

Статья 73. Места отбывания лишения свободы

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 47-ФЗ)
2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 19.07.2007 N 142-ФЗ)
3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 47-ФЗ, от 19.07.2007 N 142-ФЗ)
4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 – 206, 208 – 211, 275, 277 – 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
(часть 4 введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 47-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 159-ФЗ, от 26.07.2017 N 200-ФЗ)

Что такое вид исправительного учреждения?

Под исправительным учреждением принято понимать место отбывания наказания осуждёнными к лишению свободы.

Наказание в виде ограничения свободы назначается судом за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также за тяжкие и особо тяжкие преступные деяния.

Входящие в вышеуказанные категории преступления различаются по характеру и степени опасности для общества.

Осужденные также различаются по своим моральным, социальным и психологическим качествам. Другими словами, у них обнаруживается различная степень негативного отклонения от принятых в обществе норм во взглядах, мировоззрении, убеждениях, навыках, в оценке своей личности и отношении к другим гражданам, в понимании дозволенного и запрещённого и иных социальных ценностей.

Именно поэтому возникает потребность дифференцировать осуждённых, отличающихся друг от друга по способам совершения преступлений, по целям, мотивам, объекту посягательства и пр.

Деятельность исправительных учреждений регулируется Уголовно исполнительным кодексом, Законом № 5473-1 и другими нормативными актами.

Назначение исправительных учреждений

На ИУ возлагаются конкретные задачи по выполнению норм уголовно-исполнительного законодательства, обозначенных в ч. 2 ст. 9 УИК.

Основные из них касаются:

  • установленного режима отбывания наказания;
  • проведения воспитательной работы с заключёнными;
  • организации общественно полезного труда;
  • получение заключёнными общего и профессионального образования;
  • методов общественного воздействия.

Ключевой задачей ИУ РФ является обеспечение режима отбывания. Для её выполнения в исправительных учреждениях ведётся учёт осуждённых (в установленном порядке), их распределение по отрядам и объектам труда, контролируется поведение осуждённых и персонала, работающих вместе с ними, поддерживается необходимый уровень изоляции от внешнего мира и от иных групп осужденных.

В целях обеспечения порядка принимаются меры по поддержанию дисциплины осуждённых, применению к ним мер поощрений и дисциплинарных взысканий. Исправительное воздействие также направлено на привитие осуждённым уважения к закону и порядку в местах лишения свободы.

Организация труда осуждённых – одна из первостепенных задач ИУ. Заключённых привлекают к труду с учётом пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности, а иногда и с учётом специальности.

Они трудятся в производственных мастерских ИУ, на федеральных госпредприятиях унитарного характера либо привлекаются к работе по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений, в которых находятся.

Задача проведения воспитательной работы с заключёнными реализуется путём проведения мероприятий пропагандистского характера, культурно-массовой и спортивной работы.

Обязательно проводятся индивидуальные беседы с осуждёнными на основе изучения личности каждого из них и с применением психолого-педагогических методов воздействия. Воспитательное воздействие оказывает на заключённых религиозное обучение и образование.

Для решения образовательных и профессиональных задач в ИУ создана сеть учебных организаций. Особенно интенсивно проводится обучение осуждённых в воспитательных колониях.

На построение системы ИУ оказывают влияние политические, социально-экономические и духовные факторы. В их числе показатели уголовно-правовой, демографической и исправительной характеристик осуждённых.

Согласно нормам международных актов, уголовно-исполнительного законодательства, в ИУ реализуется принцип дифференцированного содержания заключённых в зависимости от возраста и пола, характера и степени опасности совершённого деяния, срока наказания и наличия или отсутствия ранее совершённых деяний.

Считается необходимым изолирование некоторых осуждённых и раздельное содержание ряда категорий (например, осуждённых, отбывающих пожизненный срок, несовершеннолетних преступников, осуждённых при особо опасном рецидиве и др.).

Таким образом, с одной стороны, созданы ИУ разных видов, с другой — в пенитенциарном заведении одного вида раздельно отбывают срок различные категории осуждённых, что позволяет по-разному оказывать исправительное воздействие на заключённых, учитывать тяжести и характер совершённого деяния, личность преступника, прослеживать динамику её изменения в процессе отбывания наказания.

Виды ИУ в РФ

В России существует несколько видов ИУ, в которые отправляют заключённых, лишенных свободы судебным решением. Рассмотрим каждое из них далее.

СИЗО

Так называют следственный изолятор, в котором содержат арестантов и в ряде случаев заключённых, отбывающих наказание сроком до полугода и тех из них, кто впервые получил наказание.

Также, если позволяет статья, в СИЗО оставляют заключённых, изъявивших желание здесь отбыть наказание и выполнять хозяйственные работы.

Исправительные колонии

Данные учреждения бывают нескольких типов:

  • Колония–поселение. Здесь отбывают наказание осуждённые, совершившие нетяжкие деяния или преступления по неосторожности, а также заключённые, которых перевели из других ИУ по решению суда.
  • ИК общего режима. В данных учреждениях содержатся совершившие тяжкие преступления заключённые, рецидивисты, переведённые из детских ИУ (по достижении ими возраста 18 или 21 лет).
  • Исправительная колония строгого режима. В таких заведениях отбывают срок осуждённые за тяжкие преступления, зачастую с рецидивом; лица, переведённые из ИК менее жёсткого режима за нарушение условий содержания; преступники, получившие пожизненный срок наказания.
  • Тюрьмы. Здесь отбывают наказания мужчины со сроком наказания более 5 лет, а также преступники, переведённые из колоний за постоянное нарушение режима. Осуждённые женщины и преступники, приговорённые к отбытию на пожизненный срок, в тюрьмах не содержатся.
  • Медицинские исправительные учреждения. В них содержат больных заключённых, нуждающихся в принудительном психиатрическом лечении, согласно приговору суда, и лечении хронических заболеваний.
  • Возрастные ИУ разных типов. В таких заведениях содержат несовершеннолетних преступников. Здесь они не только работают, но и получают образование (среднее и специальное среднее).

В ИУ всех типов не содержат вместе:

  • взрослых и несовершеннолетних заключённых;
  • мужчин и женщин;
  • осуждённых пожизненно вместе с осуждёнными на другие сроки заключения.

Для заключённых, работавших ранее в правоохранительных органах, предусмотрены отдельные исправительные учреждения.

Назначение вида исправительного учреждения

Назначение осуждённым вида ИУ регламентируется ст. 58 УК РФ, согласно которой отбывание наказания в виде ограничения свободы назначается:

  • В колониях-поселениях: всем взрослым осуждённым за преступления, совершённые по неосторожности, а также совершившим умышленное злодеяние небольшой и средней тяжести впервые.
  • В колониях общего режима: впервые осуждённым за совершение тяжких преступлений мужчинам и женщинам, осуждённым за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и в случаях любого вида рецидива.
  • В колониях строгого режима: преступникам мужского пола, осуждённым за особо тяжкие деяния, не отбывавшим ранее лишение свободы, а также при рецидиве преступлений.
  • В ИК особого режима: лицам мужского пола, осуждённым на пожизненный срок, а также особо опасным рецидивистам.
  • В тюрьмах: мужчинам, осуждённым за совершение особо тяжких преступлений на срок более 5 лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений.
  • В возрастных воспитательных колониях: осуждённым лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора 18 лет.

Изменение вида исправительного учреждения

Изменение вида ИУ рассматривается судом, согласно ст. 78 УИК РФ, и определяется в зависимости от поведения осуждённого и его отношения к труду. Помимо того, существует ещё и установленный временной ценз.

Осуждённые, характеризующиеся с положительной стороны, могут быть переведены для последующего отбывания наказания из тюрьмы в колонию – по отбытии ими в тюрьме как минимум половины срока; из ИК особого режима — в учреждение строгого режима – по отбытии ими там половины срока; из ИК общего режима — в колонию-поселение – по прошествии не менее ¼ срока наказания; из ИК строгого режима — в колонию-поселение – по прошествии не менее 1/3 срока наказания, а осуждённым за совершение особо тяжких преступлений – по прошествии не менее 2/3 срока наказания.

С ходатайством в администрацию ИУ об изменении вида учреждения вправе обратиться в суд:

  • сам осуждённый либо его законный представитель;
  • адвокат;
  • администрация ИУ.

Прошение направляется в суд в течение 10 дней после подачи в администрацию вместе с характеристикой на осуждённого и в ряде случаев медицинского заключения врача.

Администрация ИУ также вправе обратиться в суд с ходатайством об изменении вида ИУ для осуждённого, причём как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения его содержания.

Комментарий к статье 73 УИК РФ

1. Лишение свободы в настоящее время является самым суровым видом уголовного наказания. Гражданин лишается одного из самых важных прав – возможности определять свой образ жизни, а не только ее ритм и характер свободы передвижения. В процессе отбывания наказания в виде лишения свободы гражданин вынужден претерпевать существенные ограничения режимного и бытового характера, свободы выбора трудовой деятельности и др.
2. Исполнение наказания в виде лишения свободы предполагает создание государством соответствующих видов ИУ, организацию их функционирования, что связано с осуществлением задач охраны, обеспечения безопасности осужденных, исправительного воздействия, жизнеобеспечения, включая бытовое и медицинское обслуживание. Все это предполагает значительные расходы государства на содержание учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Именно высокая затратность исполнения наказания в виде лишения свободы во многом сдерживает активное проведение крупномасштабной реформы УИС в целом.
3. Комментируемая статья (ч. 1) закрепляет положение о том, что осужденные к лишению свободы, кроме указанных в ч. 4 комментируемой статьи, отбывают наказание в ИУ в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. От реализации этого положения во многом зависят не только расходы на перемещение (этапирование) осужденных, но и возможности привлечения общественности к исправлению осужденных, поддержания их социально полезных связей. Территориальный принцип отбывания наказания создает предпосылки для улучшения организации производства в ИУ, бытовых условий и комплектования их персонала, повышения эффективности контроля за деятельностью ИУ.
Данное положение УИК весьма существенно для УИС в целом, поскольку ориентировано на более гуманное отношение к осужденным, обеспечение их прав на свидания с родственниками, успешную адаптацию в обществе после освобождения от наказания. Его осуществление позволяет повысить ответственность органов представительной власти субъектов РФ за организацию исполнения наказания на их территории.
4. Реализация данных положений на практике подтвердила правильность территориального принципа отбывания наказания в виде лишения свободы, что привело к повышению статуса территориальных систем исполнения наказания и позволило организовать исправительное воздействие на осужденных с учетом региональных особенностей, а также облегчить их адаптацию после освобождения от наказания.
5. Закон, определяя общее правило относительно места отбывания наказания в виде лишения свободы, вместе с тем делает из него исключения. Так, согласно ч. 1 комментируемой статьи осужденные могут быть направлены в соответствующие ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ: 1) по состоянию здоровья осужденных; 2) для обеспечения их личной безопасности; 3) с их согласия.
Два первых случая не вызывают необходимости в дополнительных разъяснениях, их суть очевидна. Что касается третьего случая, то речь здесь идет прежде всего о направлении осужденных в лесные колонии-поселения, переводах, связанных с просьбами тех родственников осужденных, которые проживают на территории других субъектов РФ. Данные вопросы решаются индивидуально с учетом всех факторов, обусловливающих необходимость такого перевода.
6. В ч. 2 комментируемой статьи регламентируется ситуация, когда на территории того или иного субъекта РФ отсутствует тот вид ИУ, который назначен осужденному по приговору суда, либо он существует, но по различным причинам (превышение лимита, карантин и т.п.) в него невозможно поместить осужденного. В таком случае закон разрешает по согласованию с соответствующими органами управления УИС направление осужденных в ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ.
Следует отметить, что в последние годы МВД, а позднее и Минюст России неоднократно указывали на необходимость создания на территории субъектов РФ всех важнейших видов ИУ, которые предусмотрены действующим законодательством. Однако решение этой задачи требует значительных материальных затрат. Необходимо также учитывать, что ранее в условиях плановой экономики ИУ сосредоточивались в основном в северных и восточных регионах страны.
7. Часть 3 комментируемой статьи отдельно регламентирует место отбывания наказания осужденных: женщин; несовершеннолетних; иностранных граждан и лиц без гражданства.
Доля указанных категорий лиц в общем составе осужденных не является значительной, поэтому в отношении их (за исключением осужденных несовершеннолетних) нецелесообразно создание специализированных ИУ на территории каждого субъекта РФ, тем более что в настоящее время согласно ч. 2 ст. 74 УИК в одной ИК могут создаваться изолированные участки с различными видами режима. В связи с этим УИК установил, что вышеперечисленные категории осужденных направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих ИУ. Для несовершеннолетних осужденных концепция реформирования УИС предусматривает создание ИУ на территории всех субъектов РФ. В ВК создаются изолированные участки, функционирующие на правах ИК общего режима, куда будут переводиться лица, достигшие 18 лет.
8. В настоящее время согласно ч. 4 комментируемой статьи из общего правила отбывания наказания по месту проживания или осуждения сделаны существенные исключения, касающиеся лиц, осужденных за отдельные особо тяжкие преступления, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме и осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Данные лица направляются для отбывания наказания в соответствующие ИУ, расположенные в местах, определяемых федеральным органом УИС. Это сделано в основном не из стремления ужесточить карательное воздействие на данные категории осужденных, а главным образом в профилактических целях и из соображений обеспечения безопасности. Действительно, террористы, похитители людей, бандиты, члены незаконных вооруженных формирований и другие особо опасные преступники представляют повышенную общественную опасность, в связи с чем нежелательна их концентрация в ИУ, расположенных в крупных городах, зонах отдыха и туризма, в «горячих” точках и тому подобных местностях, где имеются широкие возможности для контактов с криминальной средой на свободе. Поэтому их целесообразно содержать в ИУ, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах страны, что позволяет охранять их более эффективно и вести разнообразную профилактическую работу.

Если вам нужна помощь Адвоката

Cвязаться с адвокатом:

Основные задачи и функции

К функциям системы относятся:

  • применять меры средства, опираясь на законодательный базис страны;
  • содержать под стражей людей, которых подозревают или обвиняют в разных преступлениях против общества;
  • контролировать поведение и действия лиц, приговоренных к условному сроку и людей, получивших от суда отсрочку;
  • отстаивать права и интересы заключенных лиц;
  • обеспечивать правопорядок и соблюдение законности;
  • обеспечивать безопасную среду заключенным и людям под стражей, а также рабочимгражданам и другим людям, перемещающимся в районе территории УИС;
  • создавать условия, соответствующие всем нормам отечественного и международного права;
  • привлекать подчиненных к труду – на территориях заключения всегда будут промышленные, лесозаготовительные или сельскохозяйственные предприятия, где люди могут получить дополнительные денежные средства;
  • осуществлять с осужденными социальную работу, направленную на социальную адаптацию и реабилитацию.
  • предоставлять помощь в получении среднего и средне специального образования, а также проводить профориентационную подготовку.

Любые организации, выполняя свою работу, основываются на различного рода функциях и задачах. Лишь выполняя все вышеуказанные функции, можно говорить о законности всей пенитенциарной сферы.

Взаимодействие социума с деятельностью УИС

Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.

Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:

  • помощь лицам, осуществляющим уголовные наказания;
  • контролирование объектов и их функционирование;
  • осуществление воспитательной деятельности с преступниками;
  • организация их трудоустройства, оказание бытовых, социальных, гуманитарных услуг;
  • спонсорская и благотворительная деятельность, попечительство;
  • защита прав и гражданских интересов;
  • помощь в приобретении общего и специального образования;
  • привлечение к культуре и экономике страны;
  • привлечение к труду, предоставление рабочих мест лицам, вышедшим на свободу;
  • предоставление медицинской помощи.

Участие общественных деятелей многогранно. Например, они могут входить в состав наблюдательной комиссии, воспитательного движения либо выступать в роли общественного надзирателя в исправительных работах.

В последнее время пенитенциарные заведения находятся под особым контролем СМИ, отечественных и европейских сообществ. Эти организации имеют большую историю надзора за функционированием заведений. Не только выявляют проблемы в нарушении прав заключённых и сотрудников, но и оказывают посильную помощь уполномоченным лицам.

Отметим, что при всём вмешательстве общества в систему, оно не имеет право ей противодействовать. Недопустимо никакое самопроизвольное вмешательство к оперативной или хозяйственной службе.

Защита прав и обязанностей сотрудников

Профессиональная деятельность сотрудников пенитенциарных служб является одним из главных факторов, влияющих на функционирование всей системы УИ. Любая деятельность сотрудников не может выполняться без перечня прав и обязанностей, которые возлагаются на них.

Главным фактором, служащим подтверждением компетентности работника – его профессионализм, от которого в большей степени зависит возможность и успешность перевоспитания осуждённых. Помимо этого, к персоналу предъявляются и другие требования. Например, наличие специального образования, возрастные критерии – от 18 до 40 лет, дееспособность и отсутствие судимости.

Современный закон заявляет нам о том, что каждый сотрудник УИС должен:

  • неукоснительно соблюдать законодательство страны, напрямую или косвенно затрагивающее исполнение наказания;
  • знать, что на квалификацию сотрудника влияет его владение правовой базы и нормативных актов, в которых он должен легко ориентироваться. Все это составляет правовую сторону обязанностей.

Помимо этого, существуют и другие обязанности. Например, проявление к заключённым гуманности и терпимости, вера в перевоспитание даже рецидивистов. Изложенные качества всегда будут зависеть от культуры, воспитания и кругозора работника.

Иногда сотруднику приходится усмирять возможные агрессивные действия со стороны подчинённых. Пенитенциарная сфера всегда будет требовать от человека физическую и моральную выносливость и оптимизм.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *