Выплата или ремонт по ОСАГО?

ОСАГО – это соглашение обязательного страхования, которое обязаны заключать все владельцы автотранспортных средств, зарегистрированных в РФ. При неисполнении соответствующей обязанности наступает ответственность в виде штрафа 800 рублей (ч. 2 ст. 12.37. КоАП). Полис, купленный собственником авто, позволит ему не платить за урон, нанесенный автомобилям или здоровью граждан РФ в ДТП. В 2020 году этим лицам (чье имущество было повреждено) страховщик виновника аварии выплатит или денежную компенсацию, или даст направление на ремонт.


Нормативная база

Законодательство об организации и проведении восстановительного ремонта автотранспортных средств состоит из:

  • ФЗ № 40 от 25 апреля 2002 года (далее – Закон № 40);
  • Правил обязательного страхования…, содержащихся в Положении Центробанка № 431-П от 19 сентября 2014 года (далее – Правила № 431);
  • Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года.

Как отремонтировать автомобиль по ОСАГО?

Пошаговая инструкция по получению страхового возмещения в виде ремонта по ОСАГО в 2020 году от начала и до конца процедуры:

  • сначала оформляется само ДТП, то есть происходит выполнение обязанностей, предусмотренных в п. 2.5., 2.6. и 2.6.1. ПДД – остановка автомашины, включение «аварийки”, оказание первой медпомощи раненым (если таковые есть), освобождение проезжей части для исключения вероятности создания помех иным авто;
  • оформление документов о ДТП по европротоколу или с участием работников Госавтоинспекции (случаи, когда можно оформить по европротоколу – ущерб авто не более 100 тысяч рублей, отсутствуют раненые или погибшие, в аварии приняли участие только два автотранспортных средства, и между водителями этих 2 ТС не имеется разногласий относительно случившегося, и у обоих автовладельцев есть полисы ОСАГО ст. 11.1. ФЗ № 40);
  • сбор необходимых документов (см. п. 3.10. и п. 4.13. Положения ЦБ № 431-П – паспорт, бланк извещения об аварии, протокол, или постановление о привлечении виновника к ответственности по КоАП, или постановление об отказе его привлечения к наказанию, доверенность – если обращается представитель страхователя, ПТС или СТС, заключение независимой экспертизы, если таковая производилась, квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора – если осуществлялась эвакуация);
  • подача бланка извещения, заявления и документов в свою страховую фирму (при наличии права на прямое возмещение убытков – ст. 14.1. ФЗ № 40) или в страховую виновника (в иных случаях) в 5-дневный срок (если ДТП оформлялось по европротоколу) или в течение 3 лет (если с участием ГИБДД);
  • предоставление поврежденного авто страховщику для осмотра (это нужно сделать не позднее 5 дней после подачи заявления, документов и бланка извещения – ч. 10 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание получения результатов независимой экспертизы (если таковая будет проводиться — ч. 12 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание принятия решения страховщиком относительно ремонта и (или) выплаты финансовых средств в сроки, указанные в п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – то есть, в общем случае, 20 дней (либо 30, если страхователь решил отремонтировать поврежденный автомобиль на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен договор, и страховщик согласился на такое);
  • передача поврежденного ТС на станцию техобслуживания, указанную в направлении;
  • получение отремонтированного ТС по окончании проведения ремонта по ОСАГО, осуществляемого в сроки, определяемые по соглашению сторон, но не более срока, представленного в п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П (то есть не более 30 рабочих дней);
  • при наличии претензий к качеству осуществленного ремонта – решение спора со страховой в порядке, установленным в Главе 5 Положения ЦБ № 431-П (то есть подается досудебная претензия, которую страховая фирма обязана рассмотреть за 10 дней, если не рассмотрит, либо же вынесет решение не в пользу страхователя, тогда последний будет вправе решить спор в порядке судебного делопроизводства).

Когда осуществляется ремонт по ОСАГО, а когда выплата средств?

На основании п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П, нельзя выбрать денежно-финансовую компенсацию, если страховой случай произошел с автомобилем, который:


  • относится к категории легковых ТС;
  • находится в собственности физлица;
  • зарегистрирован на территории РФ.

Но есть исключения. То есть деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2020 году можно получить в том случае, если:

  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший в результате аварии умер, либо же ему был нанесен средний или тяжкий ущерб здоровью;
  • пострадавший – инвалид;
  • цена ремонта составляет 400 тыс. рублей или свыше;
  • между потерпевшим и страховой фирмой просто есть соответствующая договоренность о том, что все-таки делается выплата деньгами, а не выдается направление на ремонт по ОСАГО;
  • у страховщика вообще нет заключенных соглашений ни с одной станцией, где производится ремонт;
  • страхователь в заявлении на заключение договора ОСАГО указал, на какой СТО он хочет организовать ремонт, но страховая фирма не смогла по каким-либо причинам дать направление туда уже при возникновении страхового события, и поэтому дает направление на другую станцию, а страхователь попросту отказывается от ремонта на этой другой СТО (отказ в данном случае – полное право потерпевшего, и при наличии такого отказа выплачиваются деньги, то есть ремонта не будет – аб. 2 ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40).

Получаем выплаты от РСА

Альтернативный метод – обратиться в Российский союз автостраховщиков. Это специальный надзорный орган, который следит за работой страховых фирм. В большинстве случаев он рассматривает только грубые законодательные нарушения страховщиков, но есть ряд случаев, когда он поможет получить денежную компенсацию. Сюда входит:

  • банкротство или аннулирование лицензии страховой фирмы;
  • виновник аварии скрылся, не располагает страховым полисом или у него отсутствуют права на управление ТС.

В первом случае направить на ремонт ваш автомобиль будет элементарно некому. Если у виновника отсутствует страховка, то компенсация вам не полагается. Добиваться возмещения средств возможно через РСА или суд. Также вы можете запросить деньги вместо ремонта, если виновник ДТП не гражданин Российской Федерации или авто не зарегистрировано в РФ.

Когда нужна независимая экспертиза?

В ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40 четко сказано – независимая экспертиза проводится только в случае, если страховщик и страхователь по ОСАГО после осмотра ТС не пришли к согласию относительно характера и количества повреждений. В иных случаях, оценка ущерба машины независимыми специалистами не проводится.

При этом в 2020 году экспертиза может быть проведена как страхователем, так и страховщиком. Однако сначала обязанность по ее осуществлению возлагается на страховую фирму (ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40). И только если страховщик не осмотрел машину, или сам отказался от организации и проведения экспертизы, тогда уже ее провести может страхователь (аб. 2 ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40).

Если страхователь не предоставит ТС к осмотру, или сам организует проведение экспертизы до получения отказа от ее осуществления от страховщика, результаты такой самостоятельно проведенной оценки приниматься не будут (аб. 5 ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40).

Куда отправляют на ремонт по ОСАГО в 2020 году?

На основании аб. 5 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40, в 2020 году страховщик направляет страхователя на ремонт по ОСАГО на одну из СТО, с которыми у него оформлен договор. Если таких СТО, удовлетворяющих требованиям, представленным в Главе 6 Положения ЦБ № 431-П, несколько, то страховщик выбирает любую из них (кроме некоторых исключений).

Исключений в 2020 году всего 2 (то есть ситуаций, когда страхователь сам может выбрать конкретную станцию техобслуживания):

  • при заключении соглашения ОСАГО страхователь выбрал из предложенного страховщиком перечня СТО какую-либо конкретную станцию (тогда ремонт будет осуществлен именно на ней) (ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40);
  • если страхователь в письменной форме уведомил страховщика (уже после ДТП) о желании провести ремонт на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен соответствующий договор, и страховщик удовлетворил такое ходатайство (ч. 15.3. ст. 12 ФЗ № 40).

Порядок проведения ремонта

В ФЗ № 40 и Положении ЦБ № 431-П ничего не сказано про то, как именно осуществляется ремонт по ОСАГО. В том числе, и не говорится о том, какие документы нужно предоставить на СТО (кроме направления), может ли страхователь осуществлять промежуточный контроль ремонтных работ в период с начала и до конца их проведения или нет.

Юристы портала avto-praktik.ru выяснили, что проведение восстановительных работ по ОСАГО в 2020 году осуществляется по следующему алгоритму:

  1. страхователь получает направление на ремонт по ОСАГО;
  2. самостоятельно прибывает на указанную в направлении станцию техобслуживания (или отдает ТС страховщику для транспортировки на СТО, если авто не на ходу);
  3. загоняет машину в бокс и предъявляет специалисту-технику направление, а также иные документы на машину по требованию;
  4. ожидает, пока страховщик исполнит обязанность, указанную в аб. 3 п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П – то есть проинформирует о том, что ТС отремонтировано и готово к выдаче;
  5. приезжает на станцию и осматривает результаты работы;
  6. подписывает акт приема-передачи, если свою работу СТО выполнило качественно и нет претензий (если претензии есть, подписывать акт приема-передачи не нужно).

Особенности восстановительных работ по ОСАГО

Прошло больше года с момента введения поправок по выплатам ОСАГО, и стало понятно, что многое упущено и не учтено.

Так, остаётся нерешённым вопрос, как поступать с автомобилями, запчасти к которым приходится закупать и ждать получения деталей больше месяца. Как ремонтировать машины, находящиеся на гарантии при тотальном дефиците специализированных СТО?

После изменения закона, владельцы автотранспорта стали часто сетовать на то, что вынуждены отказываться от сотрудничества с проверенными специалистами, так как эти СТО отсутствуют в списках страховщиков. Жалобы поступают и на постоянные конфликты со страховщиками, затягивание выполнения восстановительных работ со стороны автосервисов.

По мнению автоюристов, введение правовых новаций в эту сферу повлекло очевидное уменьшение возможностей для махинаций. Но организационные требования при проведении ремонта всё же оставляют «лазейки» для использования наличных средств, а значит — и возможности для мошенничества.

Недоработки в законе

Предполагая изменения к закону «Об ОСАГО», инициаторы корректив исходили из того, что владельцам автотранспорта не важна форма возмещения ущерба. Главное, чтобы автомобиль был восстановлен за максимально короткий срок.

Теоретически, все выглядит правильно:

  • застрахованный выбирает СТО;
  • страховщик оплачивает работу;
  • автосервис ремонтирует ТС;
  • автовладелец получает машину на протяжении месяца.

Так планировалось. Но жизнь вносит коррективы. И, если до изменений страховая компания задерживала выплату, то сейчас та же организация затягивает с выдачей направлений и переводом средств за проделанную работу.

Не произошло чуда и с автосервисами — СТО не укладываются в тридцатидневный срок. Затягиваются ремонты на месяцы. К тому же, мастерская может запросто отказаться от завершения работ, ссылаясь на невыгодность заказа и дефицит запчастей.

Отдельный вопрос — качество работы. Если машина не на гарантии, страховые компании, желая сэкономить, направляют клиентов в автосервисы с низкими ценами и таким же качеством обслуживания.

И, как итог не законченной реформы —сегодня многие страховые компании не желают связываться с восстановлением машин. Они резонно полагают, что дешевле возместить ущерб деньгами с учётом износа, чем оплачивать услуги СТО и новые запчасти. То есть, заложенная в законе идея натурального возмещения, на практике не работает.

Рейтинги

Полис ОСАГО, в отличие от КАСКО, защищающего обладателя страховки, компенсирует ущерб, нанесённый здоровью и имуществу граждан виновником аварии.

Страхование по ОСАГО возможно если у страховой компании есть государственная лицензия и она находится в список организаций, работающих по данному направлению.

Рынок страхования изменчив, компании создаются и ликвидируются из-за потерь лицензий, банкротств, конкуренции. Ежегодные рейтинговые списки от экспертов и граждан демонстрируют изменения в уровне сервиса страховых организаций.

Профессиональные агентства составляют списки лучших и худших компаний, опираясь на определённые критерии и статистические данные.

Создатели же «народных рейтингов», опрашивая автовладельцев, руководствуются 3 принципами:

  • быстрота возмещения ущерба;
  • уровень сервиса;
  • мнение окружающих о работе компании.

Важная деталь при составлении такого рейтинга — общий оборот клиентов у страховой организации.

Насколько объективны подобные опросы

Каждый вправе верить в то, что ему по душе, но следует учитывать, что правдивость и точность обзоров, основанных на мнениях граждан, часто не соответствует действительности и может сознательно корректироваться в нужную заказчикам сторону.

Более точная информация содержится в рейтингах:

  • основанных на официальной статистике;
  • созданных независимыми, незаинтересованными ресурсами.

Обязательное условие для участников профессиональных рейтингов — членство в Российском Союзе Автостраховщиков и наличие документов для осуществления деятельности.

Экспертные списки в 2018

Рейтинг от агентства «Эксперт РА» — одни из самых надёжных страховых компаний РФ:

  • АльфаСтрахование,
  • ВТБ Страхование,
  • Ренессанс Страхование,
  • Росгосстрах,
  • СОГАЗ.

Все участники списка — наделены статусом стабильного развития от экспертного агентства.

Любительский рейтинг

Голосование пользователей ресурса одного из наиболее популярных ресурсов интернета определило топ-компаний, оказывающих услуги по ОСАГО в 2018 году:

  • АльфаСтрахование,
  • Авива,
  • Гута-Страхование,
  • ЭРГО Русь,
  • Мегарусс-Д.

Анализируя данные в списках видим, что в конкретном случае мнения экспертов и автовладельцев совпадают — это указывает на объективность и точности предоставленной информации.

В 2017 г. Государственная дума приняла важные поправки к закону б ОСАГО, изменив механизм компенсации средств: выплаты наличными заменили ремонтом, увеличив законодательную ответственность страховых компаний. Это уменьшило количество махинаций на рынке страховых услуг, но не облегчило гражданам получение средств от страховщиков.

В реальности исполнение закона «хромает на обе ноги», цепочка: клиент —страховая компания — СТО — отремонтированный автомобиль не работает и пробуксовывает на уровне исполнителей.

Поэтому на сегодня, автовладельцам, желающим получить компенсацию от страховщиков, остаётся надеяться, что у государственных мужей появится желание исправить ими же созданную ситуацию и закончить начатое, разработав действенный механизм контроля за исполнением закона.

Post Views: 1 Рейтинг автора 1 Елизаров Артем юрист, специалист по автомобильному праву Написано статей и ответов 233

Сроки проведения ремонта

В силу аб. 13 п. 4.17. Положения ЦБ № 431-П, срок ремонта по ОСАГО в 2020 году определяется потерпевшим и СТО по согласованию между собой. Согласованный данными сторонами срок СТО указывает в направлении на ремонт, которое принесет потерпевший при передаче поврежденного ТС на станцию.

Законодательством ограничивается максимальный срок ремонта. На основании п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П, этот срок составляет 30 суток и исчисляется с того момента, как потерпевший передаст ТС на станцию (или передаст страховщику для организации транспортировки, если машина не на ходу).

То есть стороны могут договориться, что ремонт по ОСАГО будет осуществлен за 2, 3, 5, 10 дней и др., но в любом случае не более 30 суток, так как стоит ограничение в законодательстве.

Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО?

Потерпевший сам выбирает – деньги вместо ремонта по ОСАГО, во всех случаях, когда не выполняется хотя бы одно из этих условий:

  • повреждена легковая машина;
  • она зарегистрирована в РФ;
  • собственник – физлицо.

Как видим, тут только три условия. Буквально эта норма трактуется так – если хотя бы одно из вышеуказанных условий не соблюдается, значит, выбора не будет, и в 2020 году будет делаться ремонт автомобиля.

Однако даже при выполнении всех вышеуказанных условий (то есть когда есть исключительно право на ремонт по ОСАГО, а деньгами нельзя получить) все же есть исключения. Все они представлены в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 . Получить деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2020 году получится если:

  • у страховой фирмы не заключены соглашения ни с одной из СТО;
  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший ушел из жизни в результате аварии;
  • потерпевшему был нанесен в результате ДТП средний или тяжкий вред здоровью;
  • цена ремонта превышает 400 тыс. рублей;
  • страховщик и страхователь при оформлении «автогражданки” просто договорились о том, что выплата будет деньгами;
  • потерпевший – инвалид;
  • ни одна из станций, с которыми заключен договор у страховщика, не соответствует законодательству об ОСАГО в отношении конкретного страхователя (аб. 6 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40) – например, располагается дальше, чем 50 километров от его места жительства или от места ДТП.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько ситуаций ремонта по ОСАГО в 2020 году на практических примерах:

  • машина у физлица, зарегистрирована в РФ и легковая, но потерпевший инвалид – значит, выбрать ремонт по ОСАГО он не может (в этом случае возможна только денежная компенсация, так как в ч. 15 ст. 12 ФЗ № 40 прямо указано, что выбрать ремонт или деньги можно во всех случаях, но за исключением, когда автомобиль во владении физлица, зарегистрирован в РФ и легковой, а раз пострадавший инвалид, то согласно ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 всегда будут платиться деньги);
  • авто грузовой, во владении физлица и поставлен на учет в РФ – как видим, одно из трех условий не соблюдается, значит, пострадавший может сам выбрать – ремонт или деньги;
  • машина легковая, в собственности гражданина и постановлена на регучет в нашей стране, но ни одно из условий, указанное в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40, не выполняется – значит, будет только ремонт по ОСАГО, и никакого выбора нет.

Сроки выплат

В случае, если производится не ремонт, а денежная выплата, то срок ее осуществления регламентируется п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – 20 календарных суток с момента получения страховщиком заявления на возмещение, документов, бланка извещения о ДТП и др.

При этом до истечения указанного срока страховщик именно обязан осуществить выплату, то есть выдать ее в кассе или перечислить безналичным путем на указанные страхователем в заявлении реквизиты, о чем прямо сказано в аб. 2 п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П.

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?

Доплачивать за ремонт по ОСАГО в 2020 году страхователю ничего не нужно (по общему правилу), так как, в соответствии с п. «б” ч. 18 ст. 12 ФЗ № 40, страховщик обязан оплатить станции техобслуживания траты, связанные с восстановлением машины до состояния, в котором она пребывала до наступления страхового случая.

На основании ч. 19 ст. 12 ФЗ № 40, в указанные расходы включаются:

  • материалы, запасные части (при этом ставятся новые детали, то есть бывшие в употреблении устанавливать нельзя – аб. 3 ч. 15.1. ст. 12 ФЗ № 40);
  • оплата услуг работников СТО.

Однако, на основании аб. 7 ч. 17 ст. 12 ФЗ № 40, если стоимость ремонта свыше 400 тыс., тогда страховщик обязан спросить страхователя – согласен ли он доплатить. Если согласен, сумма такой доплаты указывается в направлении. Если не согласен, тогда ремонта не будет, а выплатят денежную компенсацию (п. «д” ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40).

Если машина на гарантии

Завод-изготовитель машины несет ответственность за заводской брак или производственный дефект в течение гарантийного срока, составляющего, как правило, 3 года или 100000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

К сожалению, официальные представители крупных производителей автомобилей едины в своем мнении – если будет выявлена причинно-следственная связь между проведением ремонта не у официального дилера, а в сторонней автомастерской, и возникшей в автомобиле неисправностью, которая имеет не заводское происхождение, то устранение именно этой неисправности не будет осуществляться по гарантии.

Как видим, если по ремонту ОСАГО был заменен, например, бачок стеклоомывателя, то по гарантии его потом заменить уже будет нельзя. Остальные, неменявшиеся детали – можно.

Все вышесказанное не распространяется на ТС, с года выпуска которых прошло менее 2 лет (п. 6.3. Положения ЦБ № 431-П) – их обязаны восстанавливать после ДТП по ОСАГО только у официальных дилеров, которые управомочены ремонтировать эти ТС по гарантии.

Что делать если ремонт по ОСАГО сделали плохо?

Ремонт по ОСАГО в 2020 году делает станция техобслуживания согласно условиям договора между страховщиком и СТО. Непосредственно страхователь в этих правоотношениях не участвует.

Поэтому, при некачественно произведенных работах, предъявлять претензии к СТО нельзя. Все недовольства нужно высказывать именно страховщику.

На основании аб. 2 ч. 1 ст. 16.1. ФЗ № 40, досудебный (претензионный) порядок является обязательным. То есть сначала подается претензия в страховую, а потом (если страховщик не удовлетворит требования, содержащиеся в ней, или попросту проигнорирует саму жалобу), то уже можно обращаться в суд.

Срок подачи претензии ни ФЗ № 40, ни Положением ЦБ № 431-П не регламентируется. Сказано лишь про срок ее рассмотрения страховщиком – 10 календарных дней (кроме праздничных нерабочих). Вероятно, что подавать нужно в разумный срок (а лучше – сразу после обнаружения недостатков ремонта).

Претензию, в силу последнего абзаца п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П, можно:

  • отправить по почте заказным письмом с обязательной описью вложения;
  • послать через электронную почту, указанную на официальном сайте страховой фирмы в телекоммуникационной сети «Интернет”;
  • вручить лично страховщику в офисе под расписку.

Жалоба на ремонт по ОСАГО в обязательном порядке должна содержать существенные условия, указанные в аб. 3 п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П. можно скачать образец претензии к страховой по ОСАГО, соответствующей всем законодательным требованиям.

До истечения срока для рассмотрения жалобы (10 дней) страховщик обязан осмотреть ТС, а потерпевший – представить машину на осмотр. В ходе осмотра и будет сделан вывод – действительно ли есть недостатки ремонта по ОСАГО или нет (аб. 4 п. 5.3. Положения ЦБ № 431-П). Вывод будет документально закреплен в акте осмотра, составляемом в трех экземплярах, один из которых вручается представителю СТО.

Претензии к качеству

В согласии с новыми правилами, клиенту страховой не нужно контактировать с работниками автосервиса — претензии к качеству и срокам выполнения предъявляет страховая компания.

По задумке законодателей, мотивация для страховщиков заложена в законе, подразумевающем возможность финансовых и репутационных потерь, дополнительные расходы и судебные разбирательства при низком качестве обслуживания клиентов.

Новые правила ремонтных работ

В соответствии с принятыми поправками к закону «Об ОСАГО» авторемонтные мастерские обязаны:

  • использовать новые детали;
  • иметь сертификат от официального дилера, при гарантийном обслуживании автомобилей;
  • укладываться в указанный срок — 30 дней.

Если СТО не справляется и затягивает с выполнением работы, страховщик выплачивает клиенту 0.5% неустойки за просроченный день. При этом, последний сохраняет возможность на получение денежной компенсации.

Гарантия от авторемонтной мастерской — 6 месяцев для заменённых деталей, 12 месяцев на покраску ТС.

Выбор между наличными и восстановлением по старым правилам

Получить наличные можно, если данный случай соответствует исключениям установленным законом:

  1. Если страховая компания не выполняет законные требования автовладельца, и он отказывается от ремонтных работ.
  2. Все участники ДТП признаны виновными, при этом клиент не согласен на доплату за восстановление.
  3. Стоимость восстановительных работ больше 400 тыс. руб.

В отдельных случаях пострадавший в ДТП вправе выбирать между выплатой и восстановлением.

Это допустимо:

  • при получении пострадавшим травм средней и тяжёлой степени тяжести;
  • при инвалидности, когда автомобиль жизненно необходим;
  • если указанный в договоре по ОСАГО автосервис не функционален.

Получить компенсацию деньгами можно при согласии на это страховой компании и заключении дополнительного соглашения между страховщиком и застрахованным.

Плюсы и минусы денежных выплат

Преимущество наличных средств — это возможность самостоятельно распоряжаться полученной суммой, которую можно потратить:

  • на починку автомобиля;
  • на собственные нужды.

Недостатки также очевидны:

  1. Компенсация от страховой компании начисляется с учётом износа внутренних деталей. При этом остаются вопросы к объективности оценки состояния ТС.
  2. Прекращение обязательств компании перед клиентом, после перевода средств. Если денег на ремонт не хватит, придётся доплачивать из своих.

При возникновении конфликтных ситуаций со страховой компанией, используйте легальные методы защиты собственных прав — обращайтесь в суд с соответствующим исковым заявлением.

Что указывают в направлении на восстановление

После согласования и выбора СТО, клиенту выдают направление на ремонт.

Правильно оформленный документ содержит следующие данные:

  • информацию об автовладельце;
  • сведения о полисе ОСАГО;
  • детальные сведения о пострадавшем в ДТП автомобиле;
  • адрес и название автосервиса;
  • срок ремонта ТС.

Также в направлении указывают данные о предполагаемой доплате автовладельца в связи с заменой изношенных деталей новыми, или о масштабе износа без указания доплаты. В этом случае СТО устанавливает доплату и вносит эту информацию в акт сдачи отремонтированного транспортного средства.

Условия починки автомобиля

Закон указывает на базовые требования, гарантирующие права потерпевшей стороны при восстановлении попавшего в ДТП автомобиля:

  • фиксированное время ремонтных работ;
  • территориальная доступность автосервиса;
  • гарантийное обслуживание (для двухгодичных автомобилей).

Несоблюдение страховой компанией одного из условий означает право владельца ТС на денежную компенсацию.

Порядок обращения в суд с жалобой на страховую

Если страховая компания по результатам рассмотрения претензии вынесла решение не в пользу страхователя, последний приобретает право на судебное решение вопроса.

Процесс подачи искового заявления, перечень документов, прилагаемых к нему, и другие нюансы, регламентируются действующим гражданско-процессуальным законодательством (ст. 131, 132 ГПК).

Общая процедура выглядит следующим образом:

  1. определение подведомственности (см. ст. 23 и 24 ГПК);
  2. определение территориальной подсудности (ст. 28 и 29 ГПК);
  3. оформление полномочий представителя согласно ст. 53 ГПК (если дело планируется решать в суде не лично, а через свое доверенное лицо);
  4. уплата государственной пошлины за подачу иска, размер которой определяется из цены исковых требований (см. п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ);
  5. ожидание принятия судьей иска к рассмотрению (ст. 133 ГПК);
  6. осуществление действий, которые могут быть выполнены сторонами спора при подготовке к судебному разбирательству (ст. 149 ГПК);
  7. непосредственно участие в судебных заседаниях (Глава 15 ГПК);
  8. заслушивание решения суда (ст. 193 ГПК) и, при несогласии с ним – подача апелляционной жалобы в порядке, установленным Главой 39 ГПК.

Итак, законодательством об ОСАГО установлено право некоторых категорий страхователей выбрать – натуральное или денежное возмещение. Если осуществляется ремонт по ОСАГО в 2020 году, то он должен быть завершен в срок не более 30 дней. Претензионный порядок урегулирования разногласий между страховщиком и страхователем по поводу осуществленного ремонта является обязательным.

Вопрос Ответ
Есть ли гарантия на работы по ремонту ОСАГО, проводимые станцией техобслуживания? Да, гарантия на кузовные и лакокрасочные работы составляет 1 год, на остальные работы – 6 месяцев.
Могут ли при ремонте ТС по ОСАГО в 2020 году использовать бывшие в употреблении узлы и агрегаты? Могут, но только если это указано в договоре ОСАГО между страховщиком и страхователем. По общему правилу – нужно ставить новые запчасти.
Какую ответственность несет страховщик за нарушение сроков восстановительного ремонта по ОСАГО? В 2020 году он обязан уплатить неустойку в размере 0,5 % от суммы положенной потерпевшему суммы страхового возмещения (то есть той суммы, которая уплачивается в пользу станции техобслуживания за ремонт ТС).
Если ДТП оформлено по европротоколу, то будет натуральная или денежная компенсация? Если, согласно законодательству, потерпевшему положен ремонт по ОСГАО, то будет осуществляться именно он, если его стоимость не более 100 тыс. рублей. В иных случаях нужно доплатить, а при отказе от доплаты – выплатят компенсацию деньгами.


Что делать, если страховая отказывается платить?

Собственнику нужно сразу попытаться заключить соглашение о возможной сумме компенсации, просьба указывается в заявлении. Естественно, у страховщика есть законные основания, чтобы отказать в выплате денег.

Это может быть в следующих случаях:

  • заявление оформлено с ошибками;
  • бланк подан с нарушением установленного срока;
  • представлен неполный комплект документов;
  • причина, не входит в перечень оснований для выплаты денег.

Если гражданин уверен, что страховщик отказывает незаконно, то можно направить жалобу для решения спорного вопроса в надзорные органы (Российский союз автостраховщиков или Центральный банк РФ).

Если данные учреждения не смогли решить этот вопрос, то пострадавшему придется обратиться в суд. Нужно составить исковое заявление, приложить копии необходимых документов и направить в судебный орган. К сожалению, получить деньги взамен ремонта непросто, поэтому судебные тяжбы могут затянуться. Ведь простые обыватели не знают, как правильно составлять иски, какие потребуются документы и другие нюансы. Поэтому лучшим вариантом для истца будет привлечение к делу опытного автоюриста. Он не только поможет правильно сформулировать и зафиксировать исковые требования, но и сможет представить его интересы в суде.

Зачем власти запретили денежную выплату по ОСАГО?

В пояснительной записке к Федеральному закону ФЗ-49 от 28.03.2017 года сказано, что изменения в Закон «Об ОСАГО» необходимы, чтобы пресечь активность автоюристов, коллективно скупающих у автовладельцев по всей стране право требования возмещения по ДТП у страховой компании (как правило, автовладелец получает от автоюристов фиксированную сумму и переуступает по договору и доверенности право требования возмещения у страховой).

Далее автоюристы в судах в итоге получают в два раза больше, тогда как, по мнению законодателя, страховые компании терпят огромные убытки, оплачивая в последующем различные неустойки, штрафы и судебные издержки. В результате власти решили защитить бедных автостраховщиков, придумав заменить денежное возмещение ущерба в рамках ОСАГО натуральным. Однако странно, что власти поверили страховщикам, которые все сделали для того, чтобы отменить денежные выплаты. Ведь, судя по скорости принятия закона, страховщиков-то особенно никто и не проверял.

Можно ли выбрать

В Федеральном законе №40-ФЗ четко регламентируются правила и порядок возмещения полученного ущерба. К сожалению, законно право выбора оставляет за страховой компанией. Определен конкретный перечень оснований, когда ремонтные работы в СТО можно заменить на деньги.

Однако автовладельцы могут изъявить свою просьбу в письменном виде, если не хотят ремонтировать авто, а для них предпочтительнее денежные выплаты.

В этом случае происходит следующее:

  • водитель подает страховщику заявление с просьбой о возмещении полученного ущерба (при этом нужно сделать ссылку на пп. «ж» ч. 16.1 ст. 12 Закона №40-ФЗ, которая позволяет гражданам право выбора);
  • менеджер компании рассмотрит поступившее заявление и примет решение об одном из двух вариантов с учетом возраста автомобиля, наличия необходимого СТО, имеющихся повреждений автомобиля.

Следовательно, по закону решающее право выбора остается за страховой компанией. Все же, при подаче заявления гражданин может выдвинуть свою просьбу, может быть удастся договориться об условиях, выгодных для всех участников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *