Штраф езда по обочине


Езда по обочине разрешена для водителей не всегда, хотя многие и думают, что это часть дороги создана для них. Правила дорожного движения строго ограничивают ситуации, когда это можно делать без штрафных санкций и других последствий. Но если возникают пробки на дорогах, многие забывают об установленных требованиях и стараются объехать затор именно по данному участку. В этом случае поднимается столб пыли, которым вынуждены дышать почти все в потоке. Также автомобиль затрудняет проезд при попытке вернуться в «строй» и создает серьезные препятствия для пешеходов, поскольку они не могут безопасно двигаться по краю отведенной для них части.

Правосторонняя попутная обочина

Движение по правой стороне ― самое распространенное нарушение, связанное с обочиной. Чаще всего на ней ловят за объезд пробки.

можно нельзя спорно
  1. остановиться и встать на стоянку, если это не запрещено знаками или разметкой.
  2. развернуться с использованием обочины
  3. объехать препятствие
  4. остановиться для ремонта
  1. объезжать пробку
  2. двигаться по обочине
  3. объезжать препятствие
  1. двигаться на сломанном автомобиле

Спорная ситуация, которая размыто прописана в ПДД ― движение по обочине на сломавшемся автомобиле. Адекватные инспекторы ГИБДД не накажут за это. Но никакой твердой законодательной базы на этот счет нет.

Почему машинам нельзя ездить по обочине?

При создании дорожных заторов, водитель вынужден передвигаться со слишком медленной скоростью, периодически останавливаясь, что весьма утомляет его. Поэтому, некоторые автомобилисты, пытающиеся объехать создаваемый затор, особенно в час пик, объясняют свои проступки желанием снизить время ожидания. В действительности, происходит все наоборот. Передвигаясь по обочине, автовладелец обгоняет группу автомашин, а затем пытается вклиниться в поток, замедляя продвижение ожидающих ТС.

П. 9.9 ПДД не разрешает использование обочины для проезда автомашин ввиду следующих возможных последствий:

  1. Переезд ТС с асфальтового шоссе на обочину, покрытую гравием, на большой скорости нередко может обернутся аварией.
  2. Объезд впереди ожидающих ТС через обочину – это аморальный и нечестный поступок по отношению к прочим автомобилистам.
  3. Создается угроза здоровью или жизни пешим лицам, передвигающимся по обочине.
  4. Поднимается пыль, распространяющаяся в сторону автомобилистов, стоящих в ожидании, и они вынуждены вдыхать ее.
  5. Кроме этого, поднятая пыль уменьшает просмотр, что увеличивает риск возрастания ДТП.
  6. При стоянке на обочине ТС, не исключено его повреждение во время его объезда, из-за чего нарушителю придется компенсировать нанесение ущерба по ОСАГО.

Таким образом, перечисленные пункты лишний раз демонстрируют, к чему может привести передвижение ТС по обочине. Вот почему, работники ГИБДД, выявляя подобные неправомерные поступки, выписывают торопящимся водителям штраф, в результате чего, еще больше задерживая автомобилиста, при оформлении правонарушения ПДД и вынимая из его кармана, нелишние для водителя средства.

Передвижение велосипедистов по обочине

Велосипед является удобным и экологически комфортным ТС, благодаря которому можно довольно быстро доехать в конечный пункт или же просто прокатиться с коллегами за пределами населенного пункта. Для езды на двухколесном ТС возрастные ограничения отсутствуют, поэтому нередко на дорогах можно встретить подростков, крутящих педали. Единственной угрозой при встрече на таком ТС подростка является не знание им ПДД, что может привести к созданию аварийной обстановки и даже к ДТП.

На некоторых дорогах выделена специальная полоса для велосипедного движения. В таком варианте велосипедистам лучше ездить по выделенному ряду, так как выезжая на дорогу и маневрируя между быстро передвигающимся автомашинам, можно быть сбитым. Тут даже опытный собственник двухколесного ТС может очутиться в непредсказуемой ситуации. Передвигаясь по трассе, велосипедист является полноправным участником передвижения на дороге и обязан двигаться, придерживаясь правого ряда. Велосипедисту разрешается ездить по обочине, так как это не создает помеху пешим лицам и прочим участникам, двигающимся по краю шоссе.

Исключение, которое запрещает передвижение велосипедистов – это движение по автомагистралям. ПДД запрещается находиться на автомагистралях пешим лицам, велосипедистам, всадникам, а также прочим ТС, скорость которых не превышает 40 км/час, так как такое передвижение может создавать угрозу для их жизни.

Сумма административного штрафа и алгоритм наложения

Обжаловать штраф можно в вышестоящем органе или суде.

Если было получено по почте постановление о наложении штрафа, то независимо от его суммы, нет необходимости для обжалования посещать отделение ГИБДД. Достаточно составить письменное возражение, указать в нём свои аргументы, приложить видео или фото для подтверждения невиновности и отправить бумаги на адрес начальника того отделения ГИБДД, сотрудник которого составил протокол. Для обжалования постановления у обвиняемого лица есть 14 дней с момента получения документов под расписку о получении.

Если вышестоящий начальник сотрудника ГИБДД, который составлял протокол и выносил постановление, посчитает, что действия водителя не нарушали закон или увидит, что видеокамера не зафиксировала реальное нарушение, то выписанный штраф будет отменён. Для рассмотрения жалобы закон отводит 10 дней после её получения.

Важно! Смело можно подавать жалобу, если протокол был оформлен только сотрудником ГИБДД без видеофиксации, без свидетелей и только на основании его личного наблюдения.

Если факт нарушения имел место и был зафиксирован на видеокамеру, то лучше попытаться найти какое-то оправдание своей вины и снизить наказание до минимума.

Если же правонарушение было зафиксировано при помощи многофункциональной видеокамеры, а затем сотрудники аналитического отдела ГИБДД обработали данные, составили постановление и вместе с квитанцией разослали собственнику ТС, то оспорить документ будет сложнее. Здесь уже надо искать неточности или грубые нарушения в самих документах. Сделать это лучше при помощи опытного юриста, разбирающегося в этой сфере.

Написание жалобы на штраф за езду по обочине

Обжалование в суде

Если протокол сотрудником ГИБДД был составлен необоснованно или данные автоматической фиксации подтвердили лишь формальное нарушение ПДД, а вышестоящий руководитель ГИБДД не отменил первоначальное постановление, то обжаловать эти действия можно в судебном порядке в районном, областном и краевом судах. Главное, правильно подготовить заявление с учётом всех процессуальных норм и требований.

В исковом заявлении на постановление ГИБДД должны быть указаны веские основания. Не нужно превращать документ в душещипательную историю о голодных детях и инспекторах, которые несправедливо штрафуют. Писать нужно по существу, чтобы судья, рассматривающий иск, смог быстро разобраться в сути дела.

Подавать иск нужно по месту нахождения обжалуемого органа или по своему месту жительства.

В «шапке» указывается Ф. И. О. заявителя, его адрес и контактные данные, а также отделение (а не сотрудник) ГИБДД, вынесшее постановление.

Далее указывается суть наказания (дата и время привлечения к ответственности и номер самого постановления).

В обосновании требований надо указать одно или несколько из следующих обстоятельств:

  • отсутствие свидетелей при составлении протокола;
  • присутствие заинтересованных свидетелей, т. е. только сотрудников ГИБДД;
  • составление протокола неуполномоченным должностным лицом;
  • рассмотрение первоначальной жалобы при отсутствии доказательств;
  • неправильная квалификация правонарушения при вынесении постановления о нарушении конкретного пункта ПДД;
  • рассмотрение административного дела без участия заинтересованного лица и несообщение ему времени проведения разбирательства;
  • неразъяснение заинтересованному лицу прав и обязанностей при составлении протокола;
  • истечение срока привлечения к административной ответственности во время составления протокола и вынесения постановления;
  • нарушение срока составления протокола;
  • наличие в протоколе или постановлении неточностей или ошибок, которые привели к неправильному рассмотрению жалобы;
  • непринятие во внимание показаний реальных свидетелей или иных доказательств невиновности заинтересованного лица.

В просительной части иска нужно указать просьбу к суду об отмене постановления или об его изменении.

В конце заявления ставится подпись того, кто жалуется, и дата составления документа. В приложении указываются документы, которые отправлены в суд в качестве доказательств невиновности.

Заявление отправляется в суд в двух экземплярах, один из которых уходит в ГИБДД. Третий экземпляр нужно оставить себе. Госпошлиной такой иск не облагается.

Обжаловать постановление ГИБДД в суде первой инстанции можно в тот же 14-дневный срок после получения отрицательного ответа.

Если решение суда первой инстанции было также не в пользу заинтересованного лица, то он имеет возможность в этот же срок после принятия решения подать на него апелляцию в суд следующей инстанции. Сама апелляция должна быть похожа на первоначальный иск, только обжалуется уже не само постановление ГИБДД, а решение суда, которое, по мнению гражданина, было необоснованным и не соответствовало реальным обстоятельствам дела и нормам закона.

Обратите внимание! Общий срок исковой давности по правонарушениям, которые относятся к наложению штрафов за нарушение ПДД, составляет два года. Если в течение этого времени не будет обжаловано постановление, то сделать это позднее будет невозможно. Если же в течение этого времени не оплачивать штраф, а ГИБДД или суды не предпримут никаких исполнительных мер, то взыскать после этого деньги с водителя будет нереально.

Что делать, если штраф с камеры пришел за езду по обочине ошибочно?

Если человек вынужден осуществлять движение по обочине, чтобы объехать препятствие, наказание будет менее суровым. В пункте 3 статьи 12.15 КоАП РФ говорится, что в подобной ситуации размер денежного взыскания составит 1000-1500 руб. Если присутствует специальный знак, предписывающий объехать препятствие справа или слева, действие вовсе не будет считаться нарушением.

Если нарушение зафиксировано автоматически, штраф всё равно наложат. В этой ситуации гражданин имеет право оспорить взыскание. Действовать необходимо по следующей схеме:

  1. Убедиться, что сроки не пропущены. На обжалование постановления даётся 10 дней с момента получения соответствующего документа. Срок исчисляется с того момента, когда получатель поставил соответствующую подпись.
  2. Обратиться в центр фото и видеофиксации. Для этого в 2020 году подаётся жалоба на официальном сайте ГИБДД. На портале присутствует раздел «прием обращений». Здесь нужно заполнить онлайн-форму, прикрепив к ней подтверждающую документацию. Альтернативой выступает внесение данных в классический бланк. В этом случае жалоба подается во время личного визита в уполномоченный орган.
  3. Дождаться рассмотрения заявления. Процедура выполняется в течение 30 дней в соответствии с нормами ФЗ №59 от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Если ситуация связанная с ездой по обочине спорная и требует дополнительного рассмотрения, период может быть продлён ещё на 30 дней.
  4. Получить ответ и ознакомиться с ним. Если принятое решение не удовлетворяет, необходимо обратиться в суд. Подавать документацию нужно в районное учреждение по месту совершения правонарушения. Если гражданин посчитает вердикт суда не соответствующим действительности, можно подать апелляцию в вышестоящие органы.

Штраф за езду по обочине в Москве и Московской области

У Москвы имеется собственный административный кодекс, применяющийся в пределах столицы. В нем отражаются спорные моменты, не до конца определенные Федеральным законодательством. Аналогичное правило действует, если регламентация проблемы была передана в ведение местных властей.

Однако наказание, касающееся езды по обочине, четко фиксирует статья 12.15 КоАП РФ. Санкции будут изменяться в соответствии с ней. Московские водители будут наказаны по тем же нормам, которые применяются в отношении автовладельцев из других регионов.

Вопрос вызывает езда по обочине на МКАДе. Здесь присутствует знак 5.3. Обочина на таком дорожном полотне отделена сплошной линией. Разметка запрещает остановку на участке или движение по нему. Аналогичное правило действует и в случае, если речь идёт о скоростной трассе. На МКАДе установлено свыше 100 устройств фото и видеофиксации. В результате наказание налагается автоматически. Размер штрафа за движение по правой стороне дороги составит порядка 1500 руб. Если произведен выезд на встречную обочину с пересечением сплошной линии, взыскание может повыситься до 5000 руб.

Левосторонняя встречная обочина

С движением по левосторонней обочине споров больше.

Едущему по встречной обочине водителю инспекторы ГИБДД обычно инкриминируют четвертую часть статьи 12.15 КоАП РФ. Она предполагает штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок до 6 месяцев. При рецидиве по этой статье лишить прав могут на год.

В то же время, если водитель объезжал по встречной обочине препятствие, то он может требовать переквалифицировать обвинение на более мягкую часть 3 той же статьи 12.15 КоАП. По ней штраф ― до 1500 рублей.

Но даже если препятствия не было, некоторые водители пытаются подогнать свое нарушение под применение первой части статьи 12.15 КоАП. Их аргумент ― направление движения может существовать только у «проезжей части», а обочина к ней не относится. Если водитель сможет убедить инспектора или суд в состоятельности своей позиции, штраф за езду по встречной обочине составляет 1500 рублей.

можно нельзя
  1. остановиться или встать на стоянку, если это односторонняя дорога и это не запрещено знаками
  2. объехать препятствие
  3. остановиться для ремонта
  1. объезжать пробку
  2. двигаться по обочине
  3. объезжать препятствие

Повторный штраф

При повторении неправомерных проступков по п.5 ст.12.15 КоАП РФ предполагается финансовое взыскание, равное 5000 рублей, при условии регистрации правонарушения автоматическими видеокамерами.

Если повторение такого правонарушения зафиксировано работником ГИБДД, то автомобилист лишается ВУ на один год.

Примечание. Объяснение автомобилиста, объезжавшего дорожную пробку по обочине встречного ряда, к оправданию не приведет и ему будет выписано взыскание, равное от 1000 до 1500 рублей за объезд преграды по встречному ряду (п. 2 ст.12.5). П.1.2 ПДД гласит, что дорожная пробка не является препятствием.

Как оплатить штраф за проезд по обочине в 2020 году

Погашение штрафа за проезд по обочине, осуществляется теми же способами, как оплата любого взыскания, выписанного работником ДПС за несоблюдение ПДД.

Сегодня, перечислить деньги по штрафу можно несколькими вариантами:

  • Путем прибытия в отделение любого банка. В этом варианте, понадобиться выстоять очередь в кассу. После этого вручить кассиру бланк с выписанным штрафом, передать ему деньги в сумме, отображенной в бланке, и после выполнения кассиром действий получить квитанцию о перечислении.
  • Погасить долг можно через терминал или банкомат, находящиеся в отделении банка. Интерфейс на данных устройствах понятен и любой человек сможет самостоятельно справиться с перечислением денег. В случае возникновения затруднений, можно будет обратиться к сотруднику банка, который всегда окажет помощь.

Лица, обладающие смартфонами или при наличии компьютера с Интернет-связью, могут воспользоваться различными Интернет-сервисами для погашения задолженности по штрафу.

К таковым относятся:

  1. Портал «Госуслуги».
  2. Официальный сервис «ГИБДД».
  3. Сервисы: «Сбербанк онлайн», «Бинбанк», «Тинькофф», «Альфа Банк».
  4. Платежные системы: Веб мани, Яндекс-Деньги, КИВИ.

Для использования Интернет-ресурсов на всех сайтах для возможности перечисления средств требуется предварительно зарегистрироваться, с присвоением логина и пароля для входа в понравившийся ресурс.

О том, как бороться с автомобилистами, передвигающимися по обочине, рекомендуется посмотреть видео.

Правила фиксации нарушения

Фиксировать нарушения подобного рода в 2020 году могут как сотрудники ГИБДД, дорожные камеры, так и сами участники дорожного движения. В первом случае наказание за езду по обочине последует незамедлительно — инспектор ГИБДД выпишет штраф или составит протокол, если за правонарушение можно будет лишить прав. Решение о последнем виде наказания будет принимать суд. В случае, когда передвижение по краю дороги за разметкой зафиксирует камера, постановление придет к водителю по почте после обработки фотографий или видео с нарушением экспертами ГИБДД.

Другие участники движения — водители или пешеходы — могут зафиксировать нарушение с помощью камеры телефона или иным способом, а затем сообщить данные нарушителя в ГИБДД. Это можно сделать лично или через интернет, воспользовавшись сервисом на сайте ГИБДД. Заявителю будет необходимо заполнить специальную форму и указать свои данные, данные адресата (регион, подразделение организации), текст обращения и прикрепить файлы с фото или видео. С заявителем может связаться уполномоченный сотрудник для уточнения показаний. Если нарушение действительно было, то водитель получит постановление о необходимости уплатить штраф за движение по обочине.

Как оспорить нарушение, если его зафиксировала камера?

Камеры видеофиксации правонарушений сейчас расположены практически во всех городах Российской Федерации. При этом они фиксируют не только превышение допустимого скоростного режима движения транспортного средства, но и несоблюдение правил парковки, остановки.

К сожалению, оспаривать так называемые «письма счастья» практически невозможно. Автоюристы рекомендуют ориентироваться только на наличие следующих факторов:

  • отсутствует четкое разграничение полосы движения и тротуара;
  • отсутствует или плохо видимая дорожная разметка, которая показывает ограничение проезжей части (обычное дело для дорог за пределами населенных пунктов, но там камеры – большая редкость);
  • сложная дорожная обстановка (например, пробка, которая усложняет передвижение – штраф, как минимум, будет меньше, а то и вовсе только предупреждение);
  • имеет место технический сбой аппаратуры видеофиксации (универсальный вариант, но расследование займет немалое количество времени);
  • водитель совершил вынужденную остановку (не секрет, что включенная «аварийка» поможет решить массу вопросов).

Как оспорить решение контролирующих органов? Согласно действующим нормативам, жалобу необходимо подавать в ГИБДД того отделения, откуда было прислано «письмо счастья». Каких-либо особых правил составления жалобы не предусмотрено, но в ней необходимо четко указать свои претензии и предоставить разъяснения.

СПРАВКА! Для составления грамотной претензии лучше воспользоваться услугами автоюристов. Есть организации, которые подобные консультации оказывают вообще бесплатно.

Дальнейшие действия водителя следующие:

  • дождаться ответа ГИБДД в письменной форме (на это им дается не более 10 дней);
  • в случае отказа – обращаться в районный суд (по месту совершенного преступления);
  • если ответа за 10-дневный срок нет – также обращаться в районный суд;
  • после получения решения суда – снова обратиться в ГИБДД для аннуляции правонарушения или уплаты штрафа.

Если все же факт нарушения ПДД будет доказан, то оплатить штраф необходимо в 10-дневный срок (или +60 дней после дополнительного обращения с требованием отсрочки).

Итого, проезд по обочине – это нарушение правил дорожного движения, за которое предусмотрен штраф в 1500 рублей. Аналогичные меры предусмотрены и за нарушение правил расположения ТС (при остановке или парковке на обочине/тротуаре).

Если речь идет о совершении обгона за пределами проезжей части, то штраф может составить до 5 тысяч рублей с временным лишением водительских прав.

Полезное видео

На примере данного видео можно узнать требования к обочине дороги:

Объезд препятствия по обочине ― нарушение

Согласно КоАП, объезд лежащего дерева или бетонного блока тоже является нарушением. Наказание определено статьей 12.15 ч. 3 КоАП РФ, как штраф в 1500 рублей.

В случаях, если препятствие действительно было, адекватные сотрудники ГИБДД могут закрыть глаза на езду по обочине. Но формально имеют право наказать.

Если объехать препятствие без выезда на обочину не было физической возможности, обжаловать штраф за обочину можно попробовать через суд. Но это имеет смысл только, если вы запаслись доказательствами ― сделали фото, видео или нашли свидетелей.

Когда езда по обочине правомерна?

Согласно Кодексу об административных правонарушениях , по обочине разрешена езда только в двух случаях:

  • Если она связана с необходимостью совершить разгрузку транспортного средства или погрузку на него какого-то груза;
  • Если езда по обочине является вынужденным действием, так как проехать по проезжей части невозможно по причине нахождения на ней какого-то препятствия;

Так, например, если два автотранспортных средства попали в дорожно-транспортное происшествие и перегородили всю проезжую часть, из-за чего объезд данного участка дороги стал возможен только при езде по обочине.

Кому разрешена езда по боковому участку дороги?

Согласно законодательству Российской Федерации, в нашей стране некоторым транспортным средствам разрешено передвижение по обочине.

К ним относятся:

  1. Механические транспортные средства;
  2. Тракторы, экскаваторы, грузоподъемники;
  3. Медленные виды транспорта, например, дорожный каток;
  4. Коммунальные виды транспорта;
  5. Грузовой транспорт, перевозящий продукты;
  6. Государственные автомобили скорой помощи, МЧС, МВД и других служб.
  7. Мопеды, мотоциклы;
  8. Верховые и вьючные животные.

Конечно же по боковой части дорожного покрытия разрешено ездить велосипедистам, если отсутствует велосипедная дорожка. При этом это следует делать осторожно, чтобы не вызвать опасность для пешеходов своим передвижением. Но обратите внимание, что в этом случае разрешается проезд только на обочине в сторону движения.

Кому законно можно двигаться по обочине

  1. Пешеходам при отсутствии тротуара или пешеходных дорожек.
  2. Велосипедистам старше 14 лет, если нет специальной части трассы.
  3. Водители мопедов
  4. Гужевым повозкам
  5. Тихоходам, чья скорость конструктивно не может быть выше 30 км/ч.
  6. Коммерческому транспорту для погрузки-разгурзки.
  7. Электрическим ТС (самокаты, моноколеса, гироскутеры, сигвеи и т.п., за исключением электромобилей, гибридных авто): в ПДД не обозначен их класс и не прописаны условия безопасной эксплуатации.
  8. Спецтехнике дорожных служб
  9. Машинам спецслужб

Спорные моменты

Не все технические моменты в действующих законах прописаны четко. Часть трактования может быть отнесена на усмотрение инспектора. К подобным спорным факторам относится парковка на обочине при соблюдении всех указанных в ПДД условий. В тексте сказано, что авто при этом не должно мешать потенциальным пешеходам, но данный факт проблематично доказать инспектору.

Нередко машину водитель оставляет (паркует) по правилам, но после этого появляется инспектор, который выпишет штраф за выезд такой парковки. Соответственно стоять можно, а выезжать (ехать) нельзя. Формально правоохранитель будет прав, хотя подобная практика может быть и не применена к определенным авто. Ее задействуют для разгрузки авто с тротуаров, где могут создаваться пробки.

Действие скидки на штраф за обочину

Скидка 50% на штраф по статье 12.15 КоАП РФ действует вплоть до четвертой части при оплате в первые 20 дней. Это регламентирует п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ. Скидка не распространяется на штрафы ГИБДД за тяжелые повторные нарушения и штрафы от администраций населенных пунктов.

В 2020 году в закон внесли поправки и теперь льготный срок оплаты можно восстановить. Чтобы повторно получить право на скидку нужно подать ходатайство туда же и тому же лицу, которые вынесло постановление. Их данные есть в постановлении.

Отличия обочины на трассе и в городе

В соответствии с п. 1.2 ПДД обочина является одним из элементов дороги, который расположен непосредственно у края проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия либо выделенный сплошной линией разметки 1.2.

Обочина всегда примыкает к краю проезжей части и располагается в одной плоскости с ней. В п. 1.2 ПДД указано, что данный участок может использоваться для движения, остановки и стоянки транспортных средств в случаях, предусмотренных Правилами. Из-за перечисленных особенностей обочина не ограждается газонами, бордюрами или иными препятствиями.

Покрытие данного участка может различаться: грунт, глина, трава или асфальт. Последний вариант наиболее распространен на крупных и федеральных трассах, которые предназначены для движения с высокой скоростью.

2 разных примера обочин:

Обочина не является обязательным элементом дороги. Чаще всего она встречается вне населенных пунктов, где стоянка должна происходить с соблюдением требований п. 12.3 и 12.5 ПДД. В городе потребность в них меньше, поскольку автомобили разрешено парковать на правой стороне проезжей части (п. 12.1 ПДД).

Принципиальных различий между рассматриваемыми участками в городе и теми, что расположены у трасс вне населенных пунктов, нет. В обоих случаях на водителей распространяются общие правила, которые более подробно будут рассмотрены далее.

Обозначение термина «обочина»

Для того чтобы не нарушать правила, каждому водителю следует знать, что такое обочина по ПДД. Нередко этим термином называют участки, расположенные непосредственно по бокам от основной дороги. В правилах это понятие расшифровывается как расположенная у проезжей части территория, которая не только отличается видом покрытия, но и обозначается специальной разметкой.

Кто может двигаться по обочине?

Рассмотрим пункты правил дорожного движения, разрешающие движение по обочине.

Пешеходы

Пункт 4.1 ПДД:

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

Пешеходы могут двигаться по обочине, если на дороге нет тротуара, пешеходной или велопешеходной дорожки.

Велосипедисты

Пункт 24.2 ПДД:

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

Велосипедисты могут ездить по обочине только в случае отсутствия на дороге велоспедной или велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, либо в случае невозможности двигаться по ним и по краю проезжей части.

Водители мопедов

Пункт 24.7 ПДД:

24.7. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водители мопедов могут ездить по обочине независимо от наличия других элементов дороги, однако они не должны создавать помех пешеходам.

Гужевые повозки

25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Гужевые повозки и животные имеют право двигаться по обочинам не создавая помех пешеходам.

В каком направлении двигаться по обочине?

Что касается направления движения указанных выше участников движения, то в отличие от движения по проезжей части, оно четко не определено. То есть по обочине можно двигаться в любом направлении, правила не разделяют обочины на встречную и попутную.

Противоречия законодательства

КоАП содержит подробное описание о том, как накладывается штраф и в какой последовательности осуществляются действия работников ГИБДД. Но технические моменты самого правонарушения проработаны плохо, что вносит в общение с сотрудниками дорожной инспекции много противоречий.

Некоторые автовладельцы просто паркуются на обочинах, при этом соблюдая все ПДД. Правила четко определяют основные пункты парковки в пешеходных зонах и на тротуарах – перемещение пешеходов должно осуществляться без каких-либо ограничений (им должно остаться после парковки машин достаточно места).

Но после введения системы штрафования водителей за езду по обочине многие сотрудники ГИБДД пытаются всеми силами подогнать под этот пункт и тех владельцев авто, которые просто припарковались на придорожной территории. Процедура выглядит примерно следующим образом:

  1. Владелец машины паркуется на обочине в отведенном для парковки месте.
  2. Выезжая с парковочного места на дорогу, он встречается с работником дорожной инспекции.
  3. Инспектор вполне законно останавливает транспортное средство и констатирует нарушение ПДД.
  4. Составляется протокол на немаленькую сумму.
  5. Итог – парадокс: парковаться на обочине можно, а двигаться — законодательство запрещает!.

Не всегда дело доходит до абсурда, описанного выше, и многие работники ГИБДД понимают противоречивость ПДД. Но доказать свою правоту водителю при вынесении постановления бывает весьма затруднительно.

Причиной введения системы административных штрафов за передвижение по обочинам послужило обострение ситуации на дорогах больших городов. Машины, съезжающие с проезжей части на обочину, создают обстановку с высокой аварийной вероятностью.

Забота о жизни и здоровье пешеходов стала во главу угла и многие нестыковки введенного законодательства с действующим вызывают проблемы, непонимание водителей и контролирующих органов.

Камеры, фиксирующие дорожные правонарушения, к передвижению машин по обочинам и тротуарам более лояльны – они считают неоспоримой ошибкой выезд на тротуар шириной менее 4 м. Более широкую обочину и факт парковки на ней камера автоматической записи не признает нарушением ПДД. Поэтому письма со штрафами, приходящие после записи выезда машины на тротуар, редко вызывают нарекания самих водителей.

Сумма административного взыскания с нарушителя фиксированная – 1,5 тыс.руб. Достаточно дорогое удовольствие – ездить по обочине. Оштрафовать нарушителя может любой дорожный инспектор, который находится при исполнении своих прямых обязанностей (в форме, на службе).

Не всем автовладельцам пришлось по душе введение данного законодательства, но запрет на езду по обочинам несет с собой массу положительных моментов:

  • высокие суммы штрафов предостерегают участников дд от необдуманных маневров;
  • статистика дтп значительно снизилась;
  • пробки проезжей части больше не парализуют движение пешеходов по тротуарам;
  • парковки в пешеходной зоне сильно сократились, освободилось пространство для прохода людям;
  • в целом ситуация на дорогах, особенно в мегаполисах, заметно улучшилась.

Если норма закона о езде по обочинам согласуется с прочими законодательными актами, мера будет считаться, безусловно, положительной. Ведь водители, которые не выезжают на пешеходные дорожки, не являются источником повышенной опасности и травматичности.

Но введение ограничений движения машин не должно стать единственной мерой борьбы с пробками и авариями, власти должны задуматься и о параллельных действенных мероприятиях:

  1. Строительство новых дорог и развязок.
  2. Запрет на езду большегрузных машин в центре города.
  3. Иные методы регулировки движения транспорта.

Резюме: изначально хорошая идея снижения аварийной ситуации на дорогах страны, не согласованная до конца с действующим законодательством, периодически вносит сумятицу в работу дорожной инспекции и общение с участниками ДД. Порой ситуация приобретает комичный оборот – один инспектор ГИБДД штрафует на 1,5 тысячи рублей своего коллегу, преследующего нарушителя движения по обочине.

Вопросы и ответы

Алексей
Ехал по загородной трассе, перед поворотом на другую дорогу включил поворотник. После этого меня остановили сотрудники ГАИ и сказали, что я ехал по обочине. Я с этим конечно был не согласен. Позже был составлен протокол об административном правонарушении. Как я теперь могу обжаловать действия ГАИ?

Ответ
В течение десяти дней вы можете обжаловать постановление. Составьте жалобу, приведите свои аргументы. После этого отправьте документы в суд.

Анна
Сегодня получила в почтовый ящик два письма о нарушении ПДД за езду по обочине. Причем оба нарушения с одного участка с разницей в 15 секунд. Можно ли как-то обжаловать?

Ответ
Да, вам нужно обжаловать один из штрафов в суде. Подготовьте свои возражения, возьмите с собой оба письма. Суд, скорее всего, примет решение в вашу пользу и отменит один из штрафов.

Сергей
У нас на загородном участке, владелец одного из домов построил забор у самой дороги. В итоге водители стали ездить не вплотную, а по обочине. Это явное нарушение правил ПДД. Что делать в этой ситуации?

Ответ
Вам нужно обратиться в администрацию, за которой закреплен этот участок. Они примут решение, насколько законна установка забора. Если есть нарушения, забор снесут. Также можете вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы они дали разъяснение как теперь нужно ездить на этом участке.

Олег
Ехал по загородной трассе зимой. На дороге был гололед и меня занесло. Скорость была у меня в пределах допустимой. После заноса, я ехал по обочине. Это зафиксировали камеры и мне выписали штраф. Что теперь делать?

Ответ
Нужно обращаться в суд и оспаривать протокол об административном правонарушении. Также можно узнать, кто должен был обслуживать этот дорожный участок. Можно потребовать компенсацию.

Анатолий
Этой зимой девушка выезжала из магазина и поехала по заснеженной обочине. Ее остановил сотрудник ГИБДД и выписал штраф. Я где-то слышал, что зимой можно ездить по обочине. Скажите, как на самом деле?

Ответ
Езда по обочине является нарушением правил ПДД. Нельзя ездить ни зимой, ни летом по ней.

Нормативная база

Определение обочины содержится в пункте 1.2 ПДД РФ. Здесь говорится, что такое название носит крайняя часть дороги, которая отличается от проезжей части покрытием. Дополнительно обочина может быть отделена разметкой.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-67 Москва; +7 (812) 425-62-04 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-29-86 Бесплатный звонок для всей России.

По обочине нетерпеливые водители стремятся объезжать пробки. В результате создается опасность для лиц, которые имеют право использовать эту часть дороги. Такая возможность присутствует у пешеходов и велосипедистов. Запрет на движение по обочине накладывается пунктом 9.9 ПДД РФ.

В пункте 11.2 ПДД РФ говорится, что обгон не допустим, если действие приведёт к созданию опасности и помех для иных участников движения. Человек обязан вернуться на ранее занимаемую полосу. Выезд на обочину допустим лишь для остановки и стоянки. Такая норма отражена в пункте 12.1 ПДД РФ.

За езду по обочине в 2020 году предусмотрено наказание. Оно отражается в КоАП РФ. В частности, рекомендуется уделить внимание статье 12.15. Здесь отражены штрафы за езду по обочине, а также условия, при которых лицо могут лишить водительских прав. Дополнительно фиксируются меры, применяемые к лицам, допустившим нарушение повторно.

Кто может ехать по обочине?

Формулировка правил относительно запрета на езду по обочине для машин неполная, есть определённые исключения для других категорий транспортных средств. Какие ТС могут беспрепятственно использовать обочину для передвижения? Вот их список:

  • водители мопедов в крайних случаях;
  • велосипедисты старше 14 лет;
  • сани или гужевой транспорт, поскольку из-за очень низкой скорости движения они тормозят общий поток машин;
  • ТС коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб с соответствующими спецсигналами и обозначениями.

Почему машинам нельзя ездить по обочине?

Пребывание в пробке всегда утомляет водителей, и они могут попытаться объехать её через обочину, объясняя свои действия стремлением сократить время ожидания для себя и других водителей. По факту, происходит обратное, поскольку выезд на обочину замедляет движение. После завершения данного запретного манёвра водитель стремится вернуть своё место в общем потоке, что способствует торможению движения и усугублению пробки. Согласно правилам дорожного движения п. 9.9, запрет на использование обочины для движения автомобилей объясняется следующими проблемными последствиями:

  1. Переход автомобиля с асфальтового покрытия на гравийную дорогу на высокой скорости часто оборачивается авариями.
  2. Использование обочины для обгона – аморальное и нечестное отношение к другим участникам дорожного движения (читайте также, с какой стороны разрешен обгон ТС).
  3. Возникает риск навредить здоровью или жизни пешеходов, при наличии таковых.
  4. Колёса поднимают пыль с обочины, которая направляется в сторону других водителей, и они вынуждены ею дышать.
  5. Поднятая пыль существенно ухудшает видимость, поэтому риск ДТП возрастает.
  6. Если на обочине стоит транспортное средство, то водитель, решивший использовать данный участок дороги для обгона, может повредить ТС. Нарушитель вынужден будет компенсировать ущерб по ОСАГО.

Штрафные санкции

Итак, какой штраф за езду по обочине может быть выписан водителю в разных ситуациях? Рассмотрим их:

  1. Использование правой обочины для объезда другого ТС воспринимается, как нарушение правил обгона согласно КоАП РФ ст. 12.15, п. 1. Водителю выписывается штраф на сумму 1 500 рублей.
  2. Использование левой обочины наказывается намного строже, поскольку речь идёт об обочине левой полосы. Актуальными в данном случае являются все запреты, связанные с движением по встречной полосе. Нарушение такого рода ведёт к штрафу в размере 5 тыс. рублей. Другой вариант административного наказания – лишение прав на 4 — 6 месяцев. Повторное правонарушение данного характера ведёт к лишению прав на срок до года, если инцидент был зафиксирован сотрудником ГИБДД, или штрафу на сумму 5 000 рублей, если нарушение зафиксировала автоматическая камера фото- и видеофиксации.

МКАД

МКАД не определяется, как автомагистраль из-за наличия знака 5.3 «Автомобильная дорога», обочины обозначены на таком дорожном полотне сплошной линией. Такая разметка указывает на полный запрет на движение или выезд на данный участок, как и в случае со скоростной трассой. На МКАДе установлено более 100 устройств фото- и видеофиксации. Нарушители будут в автоматическом порядке оштрафованы на 1 500 руб.

Трасса

Если речь идёт о скоростной автомобильной трассе, она обозначается знаком 5.1 «Автомагистраль». Обочина в данном случае также отделена сплошной линией и отличается твёрдым асфальтированным покрытием (читайте также о штрафе за пересечение сплошной).

Стоит запрет, как на движение, так и на остановку на данном участке дороги, поскольку для этих целей выделены специальные места. Неисправность, которая привела к неспособности автомобиля двигаться, расценивается как единственное возможное исключение.

В такой ситуации водитель обязан в обязательном порядке выставить знак аварийной остановки и активировать аварийные огни.

Задний ход

Транспорт, который выезжает на обочину с намерением остановиться, не нарушает законодательные нормы, если речь не идёт об автотрассе, однако, даже в данной ситуации водитель может быть оштрафован, если воспользуется задним ходом. Движущиеся по краю дороги велосипедисты и пешеходы оказываются в опасном положении, так же, как и другие водители. При нарушении данного правила штраф за движение по обочине задним ходом составляет 500 руб.

Дополнительные нарушения

К нарушениям, которые могут быть связаны с ездой по обочине, относятся следующие ситуации:

  • 500 руб. штрафа за несоблюдение дорожной разметки или игнорирование знака;
  • 500 руб. за невключённые поворотные огни согласно КоАП Ч. 1 статья 12.14;
  • 2 000 — 25 000 руб. за причинения вреда здоровью с учётом тяжести травмы;
  • 2 500 руб. за отказ в предоставлении пешеходу преимущества.

Порядок фиксации нарушения

Документацией нарушений данного рода занимаются сотрудники ГИБДД. Протокол составляется как подтверждение нарушения, далее выносится постановление. Дела о лишении прав рассматриваются в судебном порядке. При отсутствии свидетелей со стороны сотрудников ГИБДД водитель может попытаться опровергнуть штраф, то есть вынесенное сотрудником полиции подкреплено только его наблюдениями и ничем более.

Также нарушение могут фиксировать средства автоматической видео- и фотофиксации. В такой ситуации спорить бесполезно, разве что можно найти уважительную причину для собственного поступка и попробовать снизить штраф.

Оспорить постановление о нарушении, зафиксированном автоматическими средствами фиксации, можно также, если в постановлении или квитанции допущены неточности или грубые ошибки.

Водители должны помнить, что выезд на обочину с целью обгона другого транспортного средства или объезда пробки может привести к трагическим последствиям не только для других участников дорожного движения, но и для него самого. Сэкономленные 30 секунд могут стоит жизни. Пожалуйста, оцените этот материал! (14 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Почему нельзя выезжать на обочину?

В ПДД детального описания, почему водителям запрещается выезжать на обочину – нет. Но эту информацию во время обучения рассказывают в автошколе. При выезде за пределы проезжей части автомобиль создает препятствие для движения пешеходов, других участников дорожного движения передвигающихся на данный момент по тротуару или обочине. Вместе с этим, покрытие данного участка не предусмотрено для больших нагрузок. Нередко там же имеется песок, гравий, а при проезде через них создается пыльная завеса. И это тоже может стать причиной создания аварийной обстановки для других участников дорожного движения!

Кому разрешена езда по обочине?

Согласно ПДД 11.6, 25.2 и 24.7, движение разрешено:

  1. Мопедам.
  2. Велосипедам.
  3. Тихоходным ТС.
  4. Коммунальным и дорожно-эксплуатационным транспортным средствам (при выполнении служебного задания).
  5. Вьючным животным.
  6. Транспортным средствам, выполняющим подвозку груза (при отсутствии любого иного подъезда, не предусматривающего выезд на обочину).
  7. Автомобилям полиции и скорой помощи (со включенными маячками, как того требуют ПДД).

СПРАВКА! Велосипедистам, мопедистам и гужевым повозкам передвигаться по обочине можно только при отсутствии специально выделенных велосипедных дорожек. Но если движение таких транспортных средств создает препятствие для пешеходов, то им необходимо съехать на проезжую часть.

Также правилами дорожного движения описываются ситуации, при которых выезд на обочину разрешается (глава 9, пункт 9). К ним относятся:

  • парковка и остановка (в отведенных для этого местах, если это не создаст аварийную обстановку и не помешает движению иным участникам дорожного движения);
  • разворот транспортного средства (когда ширина дорожного полотна слишком мала для совершения данного маневра);
    для разъезда транспортных средств (на узких дорогах);
  • аварийная остановка (но водитель должен в обязательном порядке убедиться, что его авто не будет мешать остальным участникам движения).

Штраф за езду по обочине на трассе

Проезд по правой обочине трассы трактуется, как нарушение правил маневрирования. Наказание накладывается в соответствии с нормами пункта 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Лицо обязано заплатить штраф в размере 1500 руб.

Езда по левой обочине на трассе в нарушение разметки в 2020 году карается более серьёзно. В дополнение к нарушениям правил маневрирования вменяется движение по встречной полосе. Нормы, касающиеся выезда на встречку через сплошную полосу, регламентирует пункт 4 статьи 12.15 КоАП РФ. За нарушение налагается штраф в размере 5000 руб или выполняется лишение водительских прав на срок до 4-6 месяцев.

Если нарушение допущено повторно, в действие вступает пункт 5 статьи 12.15 КоАП РФ. В этом случае гражданина лишат водительских прав на срок до 1 года. Однако если происшествие на трассе было зафиксировано в автоматическом режиме, удостоверение не заберут. На нарушителя будет наложен штраф в размере 5000 руб.

Пункт 3 статьи 12.15 КоАП РФ снижает денежное взыскание за езду по левой обочине трассы до 1000-1500 руб, если выполняется объезд препятствия. Однако в 2020 году подобная норма не распространяется на лиц, решивших подобным образом избежать ожидания в пробке. В соответствии с пунктами 1.2 ПДД РФ, затор на дороге препятствием не признается.

В соответствии с пунктом 12.1 ПДД РФ, стоянка автомобилей допустима на обочине на правой стороне дороги. Езда в этой зоне запрещена. Однако в 2020 году предусмотрено ряд исключений. Ехать по обочине имеют право:

  • велосипедисты в возрасте 14 лет и выше, если специальная дорожка отсутствует, или нет возможности ехать по ней или по правому краю дороги (24.2 и 24.6 ПДД РФ);
  • мопеды (пункт 24.7 ПДД РФ);
  • вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки, но только в один ряд (пункт 25.2 ПДД РФ).

Аналогичное право присутствует у представителей дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также автомобилей, занимающихся подвозом грузов к объектам, которые располагаются непосредственно у обочин. Правила действуют лишь в том случае, если возможность подъехать по-другому отсутствует.

Проезд водителя по встречной обочине

Для водителей, которые совершают не обгон справа по обочине, а выезжают на неё слева, наказание будет более серьёзным. Проезд по левой относительно направления движения стороне нарушает сразу нескольких правил, включая выезд на «встречку». Тем более что требования ПДД (п. 11.2.) запрещают совершать обгон, если, заканчивая его, водитель возвращается обратно, создавая при этом опасность или представляя собой помеху для других участников движения. Размеры штрафа в этом случае увеличиваются. При первом нарушении п. 4 ст. 12.15 КоАП предусматривает:

  • оплату нарушителем суммы в 5 тыс. руб.;
  • лишение прав сроком от 4 мес. до полугода.

Повторное нарушение ещё больше увеличивает сумму штрафа (согласно п. 5 той же статьи КоАП):

  1. При фиксации нарушения автоматическими камерами водителю придётся заплатить 5000 руб.
  2. По решению автоинспектора нарушитель может быть лишён водительского удостоверения сроком до 12 мес.

Примечание: Наказание назначается даже в тех случаях, когда водитель пытается оправдать свои действия в пользу нарушения ст. 12.5 п. 2 (объезд препятствия по встречной полосе, 1500 руб.). Остановившиеся транспортные средства и сама пробка, согласно ПДД (п. 1.2), препятствиями не считаются. Не считается оправданием и заявление водителя о выезде в поисках места для остановки и продолжении движения из-за невозможности остановиться. Фактически, находящийся за рулём человек имел возможность искать такое место, двигаясь в общем потоке машин и не нарушая правил.

Видео:Мгновенная и беспощадная карма обочечников

Жителям крупных российских городов становится всё труднее оправдывать свои действия при выезде на обочину. Начиная с 2015 года, на дорогах массово устанавливаются системы видеонаблюдения и фиксации нарушений ПДД, результатом работы которых является невозможность скрыть правонарушение от автоинспекции.

Способы предотвращения штрафа

Противоречия статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях позволяют водителям оспаривать факт нарушения. Согласно этой статье, транспортное средство не может ехать по этому участку, но допускает возможность стоять на этом месте. И, если сотрудники автоинспекции остановили нарушителя при выезде или заезде на обочину, можно попробовать доказать, что причиной этого действия была только парковка, а не объезд. Хотя в большинстве случаев такого оправдания недостаточно, и штраф всё равно будет выписан. Попытка решения вопроса с остановкой на обочине, для совершения которой водителю придётся пересекать границу с проезжей частью (и, таким образом, нарушать правила) может оказаться и удачной. Так происходит, благодаря человеческому фактору – настроению сотрудника ГИБДД, умению договариваться и настоять на своём. Необходимость настаивания на том, что никакие правила при выезде на край проезжей части не были нарушены, является важным фактором в решении вопроса со штрафом. Просьба объяснения ситуации к автоинспектору и предоставление свидетелей перемещения автомобиля могут помочь избежать наказания. И, даже если протокол уже оформлен, решение инспектора можно обжаловать в течение 10 дней, подав жалобу в суд или в ГИБДД. В будущем КоАП может быть дополнен новым термином «дорожного затора» или «автомобильной пробки». Этими словосочетаниями будет обозначаться скопление на проезжей части транспорта, скорость движения которого значительно ниже по сравнению с нормальным скоростным режимом.

Кроме того, штраф за обочину в 2017 году будет увеличен, чтобы мотивировать водителей не совершать нарушений. Предполагается, что для снижения числа нарушений нарушителям придётся платить уже не 1500, а не меньше 5 тыс. руб. А в качестве альтернативного наказания водителей будут лишать прав сроком на 1–3 месяца.

Обозначение обочины в ПДД

Обочина на трассе не предназначена для перемещения по ней автомобилей. По ней могут свободно двигаться велосипедисты или пешеходы, если для них не предусмотрено специальных дорожек и тротуаров. Выезжать на нее без крайней необходимости или в неустановленных законом случаях категорически запрещено.

Важно знать! Согласно п. 1.2 ПДД России, понятие «обочина» трактуется как крайний участок дороги, выделенный разметкой и отличающийся от другой части типом покрытия или его отсутствием. Этот элемент примыкает непосредственно к самому пути и находится на одном с ним уровне. Обочина бывает грунтовой или укрепленной, исходя из особенностей рельефа и типа местности.

Основное ее предназначение заключается в следующем:

  • Остановка или стоянка транспортных средств.
  • Разворот автомобиля, если он разрешен на этом участке дороги.
  • Для разъезда техники, двигающейся по встречному направлению, на особо узких участках пути.
  • Для объезда возникшего на пути препятствия, если сделать это по левой стороне не представляется возможным.
  • Для движения мопедов и велосипедов.

На автомобиле движение по обочине влечет за собой в 2019 году наложение штрафа. Особенно если это делается с целью совершить обгон или объехать затор на дороге. Почему эта санкция была введена? Водители только повышают опасность ситуации на трассе, так как за счет поднятой пыли ухудшают видимость, увеличивают затор, пытаясь вернуться в поток и препятствуя нормальному движению велосипедистов или пешеходов.

Чтобы снизить вероятность аварии в результате такого нарушения, КоАП предусматривает за подобные действия административную ответственность в виде штрафа за езду по обочине. Выписать его может сотрудник ГИБДД после остановки транспортного средства. Если в процессе был не соблюдён скоростной режим и зафиксировано пересечение сплошных полос, штрафы будут суммироваться. В некоторых ситуациях водителю грозит лишение прав.

Основания для наложения штрафа

За езду по обочине в 2019 году предусмотрен штраф. Получить его могут водители легковых или грузовых транспортных средств, которые перемещались по ней без крайней необходимости.

Основаниями для составления протокола считаются следующие ситуации:

  • Водитель перемещается по двухполосной трассе, и при заторе или медленном движении пытается проехать участок по грунтовой части.
  • Транспорт совершает обгон по встречной обочине.
  • Отделенный разделительной полосой участок дороги используется в качестве второй полосы при одностороннем движении.
  • Водитель пытается проехать поворот или перекресток по обочине, чтобы срезать путь или ускорить прохождение этих участков.

Важно знать! Штраф за движение по обочине выписывается не только сотрудниками ГИБДД, но и фиксируется дорожными камерами. Поэтому наказания нельзя избежать, даже если поблизости нет патрульной машины или стационарного пункта ДПС.

Сумма штрафной санкции

Штраф за обочину в 2019 году составляет 1500 рублей, и с каждым годом его размер все больше увеличивается. Связано это с тем, что нарушители нередко становятся виновниками серьезных аварий с участием пешеходов или велосипедистов. Введенная санкция позволяет сократить количество таких случаев на дороге. Но наказание может быть и суровее, в зависимости от возникшей ситуации.

При обгоне с правой стороны он будет таким же, а вот штраф за езду по обочине соседнего пути увеличивается за счет добавления такого нарушения, как движение по встречной полосе и составляет 5000 рублей. В этом случае наказание может быть в виде лишения прав на полгода.

Цена штрафа за движение по обочине в 2019 году многим кажется небольшой, но это не значит, что можно свободно ездить по ней и каждый раз платить 1500 рублей. Следует знать, что если правонарушение было совершено повторно, то использовать свои права водитель не сможет целый год. К тому же общественные деятели постоянно подают прошение об увеличении размера санкции за такой проступок для водителей, чтобы снизить количество ДТП, возникших в результате движения по грунтовому участку трассы.

В каких случаях по обочине ехать можно

Движение по обочине для транспортных средств запрещено, особенно если она отмечена разделительными полосами. Выезд правомерен только для совершения остановки по правой стороне. При этом дорога может быть с одно- или двусторонним движением, но без трамвайных путей посередине.

Кому разрешено двигаться по обочине:

  • Спецтехнике, ремонтирующей дорогу.
  • Транспорту коммунальных служб.
  • Грузовым машинам, обеспечивающим подвоз материала или товара на объекты, если других подъездов для них не предусмотрено.
  • Велосипедистам старше 14 лет.
  • Мопедам или двухколёсной технике со скоростью не больше 20 км/час.
  • Гужевым повозкам, вьючным животным или лошадям с всадниками.

Важно знать! В остальных случаях попытка объехать таким образом пробку может привести к ДТП или созданию опасной ситуации для пешехода. Поэтому нарушители наказываются штрафом или лишением прав до полугода.

Обочина является важной частью дороги, предусмотренной для движения пешеходов или транспорта, скорость которого из-за технической особенности не способна развиваться больше 20 км/час. Выезд на нее автомобиля запрещен, делать это водитель может только в особых случаях. Попытка несанкционированного движения предусматривает наказание в виде административной ответственности. При повторных аналогичных проступках установленная мера ужесточается.

Выезд на встречку

В этом случае водитель выезжает на полосу встречного движения (чтобы попасть на их обочину), а значит, он попадает под действия ПДД пункты 9.2 или 9.3, или 11.5, или 15.3, связанные с обгоном:
ПДД. Пункт 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
ПДД. Пункт. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9 (обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное движение)), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
ПДД. Пункт 11.5. «Обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения… и в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения». При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот», 1.12.1, 1.12.2 — «Опасные повороты», 1.29 «тоннель», 1.31.1, 1.31.2 «Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью».
ПДД. Пункт 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

Наказание за выезд на встречку

За нарушения этих пунктов водителя могут наказать по статье 12.15 КоАП РФ N 195-ФЗ (ред. от 27.10.2015) в части 3, 4, 5. Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона:
3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия — влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления ТС на срок от 4-х до 6-ти месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления ТС на срок 1 год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

Что если не оплатить штраф за обочину

Неуплата штрафа спровоцирует новую санкцию, предусмотренную ст. 20.25 КоАП РФ. За уклонение от исполнения административного наказания наложат двукратный штраф, арестуют до 15 суток, или исправительные работы до 50 часов.

Советуем погасить штраф пораньше, учитывая риск утратить скидку и повстречаться с задолженностью.
Также рекомендуем скачать приложение и подписаться на уведомления о новых штрафах. Осуществить это можно бесплатно при помощи онлайн-.

Как оспорить, если записано на камеру

В соответствии со статьей 30.1 КоАП административное нарушение, в том числе и для юридических лиц, может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения постановления или протокола (статья 30.3 КоАП):

  • в подразделении ГИБДД (МАДИ, ЦАФАП и так далее)
  • в суде

Для отмены административного наказания требуется подать письменную жалобу (заявление, обращение), к которой приложить:

  • копию постановления о совершении административного правонарушения, зафиксированного камерой слежения
  • копии документов на автомобиль

В заявлении на отмену штрафа рекомендуется указать:

  • наименование подразделения, в которое подается заявление на отмену административного штрафа (наименование судебного органа)
  • ФИО и контакты заявителя
  • реквизиты постановления по делу об административном правонарушении
  • дата вынесения постановления
  • ФИО инспектора
  • описание совершенного нарушения, существенные обстоятельства по делу и назначенное наказание
  • основание для отмены постановления
  • способ получения ответа
  • дата подачи жалобы
  • перечень прилагаемых документов

Основаниями для отмены штрафа за проезд по обочине могут быть:

  • отсутствие автомобиля на месте совершения нарушения, что может быть доказано фотографиями, записями видеокамер или показаниями свидетелей
  • наличие существенных ошибок в постановлении
  • несоответствие транспортного средства на фото базе данных ГИБДД
  • отсутствие на фото автомобиля
  • нечитаемость знаков на приложенном фотоснимке
  • автомобиль – нарушитель был ранее продан (подарен, передан в аренду и так далее), что зафиксировано соответствующими документами

Заявление на рассмотрение может быть подано несколькими способами:

  • лично в отделении Госавтоинспекции (МАДИ и так далее)
  • по почте
  • онлайн, через официальный сайт государственного учреждения

На рассмотрение обращений, не зависимо от способа подачи документов, отводится 30 дней.

В случае отказа в отмене штрафа решение может быть обжаловано в суде или вышестоящей организации.

Как вовремя получать оповещения о штрафах

Чтобы узнавать о новых штрафах как можно быстрее ― скачайте мобильное приложение «штрафы-гибдд», которое сразу уведомляет об их появлении. Это позволит своевременно их гасить, экономя 50% на оплате.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений. Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД. Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверяем информацию о штрафах, пожалуйста, подождите несколько секунд

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *